Найти в Дзене
ПрепON

Как онлайн-конструкторы помогают создавать интерактивные задания и почему формальные тесты - зло

Оглавление
Когда вместо проверочной работы дала ученикам задание покорить Марс
Когда вместо проверочной работы дала ученикам задание покорить Марс

Нет ничего более ужасного и скучного, чем "тест". Никто не любит проходить тесты, даже онлайн, даже с автоматической проверкой.

Составлять, кстати, тоже нет любителей.

Под "тестом" тут я понимаю любое задание, в котором студент должен дать определенный правильный ответ. Тест - это антоним креативного задания. Но это не значит, что вы должны подходить к созданию тестового задания сухо и формально.

И прежде, чем я объясню, как упаковывать тесты с пользой в симпатичные формочки, разрешим один вопрос

Для чего используют тестовые задания?

Не закатывайте глаза, мол "В смысле для чего? Она издевается?" Нет, я проверяю, как далеко мы от осознанности.

Педпрактика в универе и формализм в школе и вузе часто затирают нашу оптику, и мы впихиваем какое-нибудь проверочное задание в конце темы по привычке. "Чтоб проверить, что у них там осталось". И оценку чирикнуть для отчетности.

Так ученики и привыкают, что тест - это для галочки, чтобы препод отстал_а. Только некоторые ещё относятся к нему как к проверке своего прогресса.

Между тем, можно объяснить (и понять для себя) три функции, которые выполняет хорошее задание / тест:

🟢 Контролирующее задание. Отвечает на вопрос "Как у нас дела?". Ключевое - "у нас": у ученика и у учителя. Поэтому полезно научить учащихся видеть в нем инструмент для самодиагностики и способ рефлексировать над обучением. Да, студенты могут испытывать легкое волнение, чувствовать адреналин перед выполнение такого задания. Но страх и паническое "я ничего не знаю" обнуляют весь образовательный эффект.

Для контролирующего задания можно давать 2-3 попытки пересдачи. В подготовке онлайн-вопросов важно прописать объяснения ошибок, которые увидит ученик, и рекомендации в конце задания. Советую оценку просчитывать суммарно по попыткам.

🟢 Обучающее задание. Отвечает на вопрос "Что ты ещё не знаешь, но скоро поймешь?". Здесь можно и нормально допускать ошибки. Такое задание является инструментом, которое помогает сформировать знание или навык через активные действия. Например, вместо того, чтобы просто выслушать длинный список дат, ученики должны расположить их самостоятельно по шкале. Пусть используют имеющиеся знания, логику, интуицию, подсказки. Таким образом они запомнят эти даты гораздо лучше, чем будучи просто живыми эхолокаторами.

Надо давать возможность переделывать несколько раз или даже бесконечное количество раз. Желательно прописать комментарии к неправильным и к правильным ответам. В такое задание можно вкладывать максимальный фан, но оно должно быть четко структурировано. Вы понимаете, с какими знаниями ученики начинают задание и с какими должны закончить. Это точно неоцениваемое задание, максимум возможно дополнительное поощрение.

🟢 Результирующее задание. Отвечает на вопрос "Как в итоге я (студент/ученик) вырос, что я могу сказать по этому предмету". Результирующее задание может быть частью экзамена или ставиться в конце модуля/темы. Важно не путать контролирующее и результирующее: контролирующее помогает подкорректировать стратегию обучения, а результирующее расскажет о её прохождении в общем.

Допустима максимум 1 пересдача с какими-то штрафами в отношении финальной оценки. Объяснения неправильных вариантов необязательны, но всегда полезны. Можно написать в итоговом окне задания, чего достиг ученик и в каких сфера дальше ему/ей это пригодится.

Но не волнуйся, ошибки - часть обучения, надо только повторить эту тему...
Но не волнуйся, ошибки - часть обучения, надо только повторить эту тему...

Парад конструкторов

Любой тип заданий можно упаковать в онлайн и сделать интерактивным. Сейчас активно развиваются конструкторы - сервисы, на которых доступны шаблоны заданий. От вас требуется только наполнить их содержанием.

Мой личный топ-5

WordWall. Большая библиотека бесплатных шаблонов (18 штук), и ещё 25 доступны в pro-версии. Разнообразие - от привычных "Сопоставление" и "Найди пару" до игровых "Самолет" (надо уклоняться от неправильных ответов) и "Ударь крота". Одно и то же задание можно воспроизводить в разных шаблонах по выбору из правого меню (автоматически подбирается). Задания публикуются. Фишечка сервиса - есть функция для распечатки.

Подробное описание фунционала WordWall - здесь.

Шаблоны в бесплатной версии WоrdWall
Шаблоны в бесплатной версии WоrdWall
ИМХО: приятный визуал, минимум проблем с загрузкой содержания и публикацией упражнения. Без заявок на уникальность, просто хороший работающий сервис с широким функционалом.

LearningApps. Один из самых первых и самых популярных конструкторов немецкого происхождения. Адаптирован под 23 языка, включая арабский и венгерский (нехилый заход, да?) Кроме шаблонов, пользователю доступны инструменты для организации виртуального класса и сборки упражнений в модули. Можно добавлять подсказки в задания. Задания публикуются на платформе и имеют теги (предмет, уровень). Их можно вставлять на другие платформы.

Интерфейс LearningApps.org: старомодненько, но работает и на русском
Интерфейс LearningApps.org: старомодненько, но работает и на русском
Много шаблонов, которые можно собирать в виртуальном классе и в модули в "Сетке приложений"
Много шаблонов, которые можно собирать в виртуальном классе и в модули в "Сетке приложений"
ИМХО: обновления бывают только в прошивке, дизайн и шаблоны редко меняются. Большой функционал, когда загружаете содержание (слово, картинка, видео, подсказка и пр.) Иногда картинки плохо обрабатываются и обрезаются.

OnlineTestPad. На плаву с 2011 года, за это время обновили интерфейс и управление кабинетом, поэтому пользоваться все удобно. Есть основные форматы: опросы, тесты, кроссворды, диалоговый тренажер, а также комплексные задания и уроки, которые собираются из первых четырех. Особый формат - система дистанционного обучения и тестирования (СДОиТ), где можно создать свой мини-курс для класса. По каждому заданию формируется отчет о прохождении с фиксацией времени. Кроме автоматической проверки, доступна ещё ручная проверка для развернутых нестандартных ответов.

Профиль OnlineTestPad: простой, понятный, без затей
Профиль OnlineTestPad: простой, понятный, без затей
ИМХО: идеальный инструмент для любителей контроля. Можно просматривать, сколько времени ученики тратят на любое задание. Моя же любимая фишка - диалоговые тренажеры, где можно создавать симуляции. Иногда случаются ошибки в сохранении результатов, но техподдержка быстро решает прооблемы.

Educaplay. Англоязычный сервис с ориентацией на игровую упаковку заданий. Доступ к классу или заданию - через пароль. Можно устраивать челленджи между учениками, если вы любите поковырять дух конкуренции. В задания встраивается таймер на каждый вопрос или на всё прохождение. Всего 16 шаблонов, из интересных - "Диалоги", "Диктант", "Видео-квиз". Есть отслеживание прогресса и аналитика: по каждому заданию, по пользователю, по группе и по челленджам. Интегрируется с LMS-системами: moodle, canvas, chamilo, blackoard. А также можно использовать в Google Classrooms и Microsoft Teams. Нет русского языка (зато есть каталонский, что и смешно и обидно).

Как выглядит создание задания по шаблону
Как выглядит создание задания по шаблону
ИМХО: не самый мой любимый из-за ограничения в языке и кривоватого профиля заданий. Однако упаковывает в веселую форму, детям нравится.

Flippity. "Easily turn a Google™ Spreadsheet into a Set of Online Flashcards and Other Cool Stuff!" Конструктор в стиле "запихнул столбики - получил задание". Каждая из уже сделанных активностей становится шаблоном (ваша тоже станет после публикации). Есть скромненькая страничка с "Ресурсами" - там символы для музыкальных квизов и бейджи. Работает функция "Skip the Spreadsheet", если у вас нет времени на excel-таблицы: просто вставить свой список слов и выбрать шаблон - остальное сделает программа.

Палочка-выручалочка за 5 минут до занятий
Палочка-выручалочка за 5 минут до занятий
ИМХО: использую только в крайних случаях, когда надо собрать что-то простое из словесных игры на занятии. Для домашек не вижу преимущества перед другими. Но скорее всего я предвзята.

Какие конструкторы лучше не использовать

Важно, чтобы сервис обновлялся, предлагал пользователями новые цифровые и учебные решения и не косячил. Невозможно создать конструктор "навека": меняются тенденции онлайн-образования, технические требования, да даже дизайновые решения. Некоторые старички ещё выживают за счет столь же почтенного сарафанного радио и былой славы.

Пример устаревшего сервиса - ClassToolsNet. Дизайн начала 2000-х, простые шаблоны с ностальгией по Window XP. На любителя. Но что могу точно сказать - ученикам не зайдет.

К сожалению, в некоторых обзорах и инструкциях его до сих пор советуют преподавателям. Считаю это не очень милым отношением к читателю. Примерно как продавать старенький фордик без подушки безопасности, потому что "он ещё на ходу"
"Да он ещё ого-го! Только придерживайте дверь рукой и не катитесь под горку"
"Да он ещё ого-го! Только придерживайте дверь рукой и не катитесь под горку"

Заключение

Конструкторы решают задачи: научить, повторить, развеселить, ещё раз повторить, проконтролировать прогресс, сообщить преподавателю. Все эти сервисы могут стать хорошим помощниками в вашей работе.

Кто-то боится, что освоение конструкторов сожрет время. Да, 2-3 вечера придётся потратить. Но как всегда: чем больше практикуетесь, тем легче работать. А с себя вы снимите проверку и контроль заданий, горестные вздохи учеников и ярлык старомодного препода.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Чтобы развиваться в цифровом преподском мире ещё быстрее и эффективнее - подписывайте на канал "Преподавай Онлайн" 💜

-10