(3 Цар. 16:29—17:1)
Его называли величайшим и самым романтичным из всех, кто когда-либо жил в Израиле. Он появляется, как вспышка молнии в темноте, как метеор, который проносится в темноте своего времени; он весь, как вихрь. Он был пламенным пророком - человек, которого мы назвали “Божьим человеком в Израиле”. Это Илия.
Только несколько глав Библии повествуют нам о нем, но в этом человеке есть что-то, что пленяет наше воображение. Во все время, предшествовавшее Новому Завету, это был один из самых уважаемых и почитаемых людей в Израиле, которого могли затмить разве что Авраам и Моисей. В Новом Завете он упоминается больше тридцати раз, значительно чаще, чем какой-либо другой пророк Ветхого Завета.
Во время Своего преображения Иисус не явился ни с Моисеем и Давидом, ни с Моисеем и Исаией, но Он явился с Моисеем и Илией. Моисей был великим законодателем; Илия же был тем, кто призвал народ вернуться к закону. Очень важно было передать людям Божьи заповеди, но не менее важно было возвратить людей к принципам и заповедям откровения Божьего.
Все в Илие было подлинным. Репродукцию или копию Моны Лизы можно купить за бесценок, но оригинал бесценен. Точно так же невозможно подсчитать стоимость Илии с точки зрения того, что он сделал для Бога в свое время.
Размышляя об Илие и о его поступках, мы, однако, не должны думать о нем, как о сверхчеловеке, как о ком-то, кто добился того, чего не можем мы, потому что обладал такими возможностями, которые нам недоступны. В этом ошибка его народа. В период между Заветами иудеями об Илие было создано много легенд, рисующих таинственный, призрачный образ, а не обыкновенного смертного человека. Поэтому, когда Иаков использовал Илию в качестве иллюстрации к своему посланию, он прежде всего подчеркнул: “Илия был человек подобный нам” (Иак. 5:17). Он испытывал те же чувства, что и мы. Он преодолевал те же трудности, что и мы. Он печалился и унывал так же, как мы.
Однако факт остается фактом: Илия был особенным человеком в очах Бога, и появился он в должном месте, когда назрела для этого необходимость. Изучая главные вехи его жизни, мы поймем, почему.
ИЗРАИЛЬ В ДНИ ИЛИИ
Чтобы оценить Илию сполна, мы должны увидеть его в контексте его времени. Однажды я увидел замечательную картину, настоящее произведение искусства. Под картиной я прочел надпись. Она была написана художником, у которого не было ни рук, ни ног, написана кистью, которую он держал во рту. И вот тогда я действительно оценил эту картину. То же самое можно сказать об Илие. Конечно, мы можем оценить Илию, прочтя лишь 3 Цар. 17 и последующие главы, но мы сможем прийти к более глубокой оценке его, если больше узнаем о том времени, в котором он жил и действовал:
«Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года» (3 Цар. 16:29).
Обратите внимание на слова “Иудейского” и “Израиль”. Саул, Давид и Соломон правили объединенным царством. Однако, когда сын Соломона, Ровоам, последовал неправильному совету, царство разделилось (3 Цар. 12). Началась гражданская война. Когда дым развеялся, вместо одного, стало два царства. В южное царство вошло только два племени из двенадцати. Из этих двух главным была Иудея, поэтому и все южное царство стало называться Иудеей. До того момента, когда это царство пало под натиском Вавилона, в нем сменили друг друга семнадцать царей, все - потомки Давида.
Но нас больше интересует северное царство, так как Илия действовал на севере. Северное царство было известно, как Израильское царство, потому что в его состав входило десять из двенадцати колен Израилевых. Первым правителем в нем был Иеровоам, идолопоклонник. Народом один за другим правили девятнадцать царей, все нечестивые, пока царство не было окончательно разрушено Ассирией.
Ахав правил Израилем двадцать два года. Светская история говорит нам о том, что его правление было пиком, кульминацией в истории народа Израиля. Ахав много строил (см. 3 Цар. 21:1; 22:39). Он был крупным военачальником. Он выиграл две битвы с Сирией. Он даже однажды успешно воевал в Ассирии. Его международная политика была блестящей. В политическом, материальном и военном отношениях он многого достиг. Его правление, в общем, было временем мира и процветания.
Однако, вдохновенный автор нам мало рассказывает об этих достижениях. Не это было важно. В 3 Цар. 16:30 дана точка зрения Бога на царствование Ахава: “И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него”.
“Более всех, бывших прежде него”. Что это значит? Если сравнивать Ахава со святыми, то, может быть, это и не так уж плохо? Чтобы понять эту фразу, мы должны изучить предшественников Ахава.
Иеровоам, первый царь Израиля, поклонялся идолам.
«И, посоветовавшись, царь [Иеровоам] сделал двух золотых тельцов, и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане... И построил он капище на высоте, и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных... И принес жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение» (3 Цар. 12:28, 29, 31, 33).
Иеровоам задал тон. Он посеял семена идолопоклонства, и посеял их глубоко. Когда мы будем читать о царях, следовавших за ним, мы снова и снова будем обращать внимание на то, что они шли неправедными путями Иеровоама.
Иеровоам царствовал двадцать два года, затем воцарился сын его Нават (3 Цар. 14:20).
Нават мог бы сказать: “Довольно, хватит. Мы должны вернуться к поклонению Яхве”. Сделал ли он это? Нет:
«Нават же, сын Иеровоамов, воцарился над Израилем... и царствовал над Израилем два года. И делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех» (3 Цар. 15:25, 26).
Спустя два года Нават был убит Ваасой (3 Цар. 15:27, 28).
Вааса положил начало новой династии. С новым началом появилась возможность, что у Израиля будет хороший царь. И снова нет: Вааса начал свое правление с массового убийства. “Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его” (3 Цар. 15:29). И тем не менее, его правление было не лучше правления той династии, которую он истребил.
«...Воцарился Вааса, сын Ахни, над всеми Израильтянами в Фирце, и царствовал двадцать четыре года. И делал неугодное пред очами Господними, и ходил путем Иеровоама и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израиля» (3 Цар. 15:33, 34).
Наконец, Вааса умер, и воцарился Ила, сын его (3 Цар. 16:6).
Ила царствовал два года (3 Цар. 16:8). Он был еще одним в долгой череде безбожных правителей Израиля:
«И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиною колесниц. Когда он в Фирце напился допьяна в доме Арсы, начальствующего над дворцом в Фирце. Тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, ...и воцарился вместо него» (3 Цар. 16:9, 10).
Замврий начал свое правление с того, что истребил весь дом Ваасы (3 Цар. 16:11). И как долго он продержался на троне? “Замврий царствовал семь дней в Фирце” (3 Цар. 16:15). Люди негодовали на Замврия, и они помазали на царствование Амврия, военачальника. Когда Амврий подошел к тому месту, где был Замврий, тот увидел, что побег невозможен, и поджег вокруг себя царский дворец. Он думал так: “Если мне не достанется, так и никому”.
Амврий. Здесь мы подходим к царствованию Амврия, отца Ахава. После нескольких лет раздора Амврий начал царствовать над всем северным царством. Он правил двенадцать лет и построил город Самарию (3 Цар. 16:23, 24). С человеческой точки зрения, его правление было успешным. Однако, как Бог рассматривал его царствование?
«И делал Амврий неугодное пред очами Господа, и поступал хуже всех, бывших пред ним. Он во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израильтян, чтобы прогневлять Господа, Бога Израилева, идолами своими» (3 Цар. 16:25, 26).
Когда он умер, его сменил на троне Ахав (3 Цар. 16:28).
Мы прошли через шесть десятилетий кровопролития, упадка, убийств, идолопоклонства, злобы, ненависти, интриг, заговоров и распутства. И теперь мы можем понять, что скрывается за высказыванием: “И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очам Господа более всех, бывших прежде него” (3 Цар. 16:30). Мы подошли к самому темному периоду в истории Израиля, периоду глубочайшего упадка. Если таким был трон и правитель Божьего народа, то представьте себе состояние народа!
Но продолжим анализ и обратимся к ст. 31: “Мало было для него [Ахава] впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова...” Сегодня мы могли бы сказать: “Как будто этого было недостаточно”, “Как будто поклонение идолам не вело к последствиям.”
Можно подумать: куда уж хуже, но стало в Израиле и еще хуже. Во второй части ст. 31 мы читаем многозначительную фразу: “Он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему”.
В рассмотренных ранее главах мы ни разу не читали о женитьбе какого-либо израильского царя, а в этой главе мы читаем о браке Ахава. Почему? Прежде всего, из-за личности той, на ком женился Ахав.
Какую женщину мы представляем, когда слышим имя Иезавель? Возможно, мы представляем женщину красивую, соблазнительную, но одновременно хитрую, бессовестную, не имеющую понятия о нравственности. Иезавель была самой презираемой женщиной в Библии; ее имя стало нарицательным. В Книге Откровения идущая на компромисс церковь в Фиатире названа церковью, членом которой является Иезавель (2:20). Я не знаю никого, кто бы назвал свою дочь по имени Иезавель.
В тексте говорится, что она была “дочерью Ефваала, царя Сидонского”. Она была язычницей, а Бог сказал, что ни один израильтянин не должен был вступать в брак с язычником (Втор. 7:1-5). Однако, она не была обычной язычницей. Исторические факты свидетельствуют, что Ефваал был жрецом Ваала, главного бога финикийцев. Что особенно важно, он был жрецом воплощений Ваала - Мелкарта и Астарты. Будучи посвященным богу, олицетворявшему силу, он сам жаждал власти и взошел на трон Тира и Сидона, убив Фелеса. Его царские одежды были запятнаны кровью. У своего отца Иезавель позаимствовала следующее: усердное поклонение своим богам и презрение к более слабым, чем она сама. Милость и сострадание не были характерны ее натуре.
Во-вторых, мы читаем о женитьбе Ахава на Иезавели потому, что за этим последовали ее действия: она ввела в Израиле поклонение Ваалу, поселив его в сердцах и жизни избранного народа Божия.
“Ваал” буквально значит “господь”. Хананеи часто использовали это название, как общий термин, обращаясь ко всем своим богам. Они также называли этим словом своего главного бога, олицетворявшего мужское начало. Ваал был великим богом процветания и благополучия: богом солнца; богом земли, растений и урожая; богом, который управлял ветром, дождем, временами года. Когда хананеи собирали хороший урожай, они благодарили не истинного Бога, они благодарили Ваала или одного из богов рангом ниже.
Поклонение Ваалу было частью древней ханаанской культуры, но никогда до того времени не играло оно решающей роли в Израиле. Даже Иеровоам со своими золотыми тельцами и рощами поддерживал, пусть в искаженном виде, поклонение Яхве. Но вот пришла Иезавель, исполненная миссионерского рвения. Все жены Соломона из других стран довольствовались тем, что в Иерусалиме их боги сосуществовали с Яхве, но не такой была Иезавель. Ее бог должен был стать истинным богом, единственным богом; поклонение Яхве должно было быть искоренено на этой земле.
Были разрушены алтари Господни. На пророков Господних охотились, как на диких зверей; их либо убивали, либо заставляли замолчать. Затем Иезавель привела четыреста пятьдесят пророков Ваала и четыреста пророков Ашеры, богини плодородия, женского воплощения Ваала; земля буквально кишела этими нечестивыми эмиссарами, распространяющими “благую весть” Ваала. Иезавель выстроила свои храмы и капища и в этих капищах вместе со своими служанками начала принимать участие в нечестивых ритуальных обрядах.
Читая Библию, я не могу не удивляться тому, что сделала эта женщина, и что могли бы совершить мы, если бы обладали таким же рвением и усердием к истине. Мы не должны прибегать к ее методам, но как бы распространилось и укрепилось Слово Божье, если бы мы поверили всем своим сердцем, что Божий путь - единственный путь, и делали все для утверждения этого нашего убеждения!
Однако, мы еще не закончили рассказывать о деятельности Иезавели. Давайте возвратимся к нашему тексту и посмотрим, насколько сильно было влияние Иезавели на Ахава:
«[Он] стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву» (3 Цар. 16:31-33).
Ахав оказывается человеком, проявляющим слабость там, где сильна была его жена. Она была главной фигурой в браке. Она принимала решения. Конфликт, о котором пойдет речь в последующих главах, - не столько конфликт между Илией и Ахавом, сколько между Илией и Иезавелью: Иезавель была олицетворением зла, Илия был олицетворением добра, Ахав же оказался меж двух огней.
Временами мы почти испытываем чувство жалости к Ахаву, застрявшему между Илией и Иезавелью, как между молотом и наковальней. Интересно, каким мог бы быть Ахав, если бы он женился на ком-либо другом. Его имя - сокращенная форма от имени, которое значит “отец - брат мой” в общепринятом понимании: “небесный Отец - мой брат”. Он назвал своих детей в честь Яхве: Охозия (“Яхве поддерживает”), Иорам (“Яхве велик”) и Гофолия (“Яхве силен”). В какой-то момент, и мы увидим это, он даже смирился перед Богом.
Без сомнения, в то время брак, заключенный между Ахавом и Иезавелью, считался крупной политической победой. Тир был в зените славы. Установить союз с Финикией можно было, женив принца Израиля на красивой и утонченной принцессе Тира с богатым приданым. Это решение, наверняка, считалось исключительно удачным. Однако, брак этот уничтожил Ахава и почти уничтожил израильский народ.
Имеет ли значение, на ком мы женимся или за кого выходим замуж? Безусловно, да. Никакое другое решение не влияет на наше счастье здесь и нашу надежду на небесах так, как решение, связанное с нашим замужеством или женитьбой.
И поэтому мы нисколько не удивляемся, читая последнюю часть ст. 33: “И более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева”.
Стих заканчивается вздохом. Это вздох человека, у которого болит сердце. Искра веры в единственного истинного Бога почти погасла. Один проповедник сделал следующее заключение по поводу этой ситуации: “На троне восседала жаба, возле нее свернулась змея”. Вся земля была переполнена жрецами Ваала. А что же народ израильский? Они колебались в выборе между двух мнений. Политическая целесообразность подсказывала: “Не надо поднимать шума; самое умное, что можно сделать, - это не высовываться”. Найденный компромисс имел обличье терпимости.
Семь тысяч израильтян не преклонили колена перед Ваалом, не целовали его изображения, но ни звука не сорвалось с их уст. Были живы сто пророков Яхве, но они скрывались в отдаленной, никому не известной пещере, трясясь от страха.
Кто встал бы на защиту Яхве?
Где был Божий человек в Израиле?
Мог ли кто-либо тогда выступить против жуткого дуэта Ахава и Иезавели и целой армии жрецов?
Слышим ли мы отзвук тех вопросов сегодня? Вокруг нас царит распущенность и лжерелигия. Многие, претендующие быть христианами, так хорошо вписались в окружающую их жизнь, что их не отличишь от их окружения. В избытке пребывает религиозная серость. Жизнь многих из нас характеризуется бесплодностью, скрываемой под видом усиленной деятельности.
Кто выступит на защиту Господа? Кто?
Глава 16 заканчивается странным маленьким стихом, повествующим о событии, которое, кажется, совершенно не связано с нашим повествованием:
«В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его, и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина» (ст. 34).
Перечитав этот отрывок, мы заметим слова “по слову Господа”. Божественное предупреждение осуществилось. Писатель дает нам понять, что Бог по-прежнему жив, и Он действует.
Итак, мы переходим к первому стиху главы 17:
«И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову».
Ключевые слова этого отрывка - “И сказал Илия...”
БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК В ИЗРАИЛЕ
У Бога был Свой человек в Израиле, и звали его Илия.
Кто такой был этот Илия? До сих пор мы не знали о нем ничего, но он внезапно появляется на сцене, бросая вызов царю, царице, пророкам Ваала и всей стране!
Мы мало что знаем об Илие. Мы ничего не знаем о его семье, не известны нам подробности его детства, и каким образом он получил поручение от Бога. Но даже то немногое, что мы знаем, является чрезвычайно важным.
Илия был “Фесвитянином, из жителей Галаадских”. Само слово “Фесвитянин” означало, что он был родом из какой-то глухой деревушки под названием Фесва, расположенной где-то в Галааде. Эта земля представляла собой дикую, суровую местность, расположенную к востоку от реки Иордан. Это была пустынная и заброшенная земля. Там не было городов, обнесенных крепостными стенами, большинство жителей жили в шатрах и пасли стада овец или крупного рогатого скота. Люди в той полудикой местности не отличались особыми манерами и внешним лоском.
Интересно, что Бог не выбрал какого-нибудь велеречивого принца, одетого в пурпурные одежды, который мог бы произвести впечатление на Ахава и Иезавель. Как раз наоборот, он выбрал того, кто прошел свои университеты в пустыне и отнюдь не вписывался в жизнь царского дворца.
Илия описывается, как “человек весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим” (4 Цар. 1:8). Он носил грубые одежды, сделанные из овечьей шерсти (власяницу) (Зах. 13:4). Когда Иоанн Креститель пришел в духе Илии, на нем был кожаный пояс и одежда из верблюжьей шерсти, питался он тем, что могла дать земля, ел саранчу и дикий мед (Мф. 3:4).
Думая об Илие, мы должны представлять себе дикую видом фигуру в грубой одежде: лохматые волосы, косматая борода, обветренное, темное от загара лицо, мускулистое, атлетического сложения тело, закаленное трудностями сурового образа жизни в Галааде, тело, которое позволяло ему бегать быстрее лошади. В его глазах горел огонь веры в живого Бога; на плечах висела милоть - грубый плащ из шерсти или шкур, который служил одновременно символом его служения и инструментом, при помощи которого он творил свои чудеса.
Божьи пути - не наши пути. Бог видит не то, что видит человек. Мы часто говорим: “Я не опытен. Я не готов сделать то или это для Господа. Я многого не знаю. У меня нет специального образования”. Бог, однако, ищет того, чье сердце пребывает в Нем, чье сердце исполнено веры и усердия - такое, как у Илии.
А теперь представим себе это устрашающего вида существо, стоящее перед царем и бросающее ему вызов: “Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову” (3 Цар. 17:16).
Обратите внимание на три важных момента в вызове, брошенном Илией:
(1) Это был вызов, брошенный самому царю. Чтобы искоренить эту безбожную религию, Илия сразу же отправился прямо к самым верхам.
(2) Это был вызов Ваалу. Ваал был их богом природы. Они считали, что Ваал имел власть над росой и дождем. Илия фактически сказал: “Бог, отвечающий за дождь, пусть Он будет Богом!”
(3) Это был вызов одиночки. Изучая жизнь Илии, мы часто будем видеть его одного - без друзей и приятелей, без соратников или группы поддержки, которая бы придавала ему силы, выходящего один-на-один против огромного большинства, несмотря на смертельную опасность.
В этом плане мы находим много общего у Илии с собой. Случается, мы оказываемся одинокими там, где работаем, где учимся, с соседями, даже в своем собственном доме или в церкви, которую мы посещаем. Это трудно, не правда ли?
Что заставляло Илию в одиночку выступать против великого множества? Ответ заключается в том, что он был вовсе не одинок. В тексте говорится: “И сказал Илия... Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред которым я стою!” Илия верил не в себя, а в Бога. Он полагался не на Илию, а на Творца Вселенной.
Уже было сказано, что мы мало что знаем об этом человеке, но одно мы можем установить: его родители любили Господа и воспитывали его в духе любви к Богу. Почему я в этом уверен? Имя, которое они ему дали, свидетельствует об этом. Имя “Илия” состоит из нескольких слов: “Ил” в переводе с древнееврейского - “Бог”, “Я” - сокращенная форма от “Яхве”, “и” в древнееврейском - притяжательное местоимение “мой”. Таким образом, его имя означает “Мой Бог - Яхве”. Другими словами, “Мой Бог - не Ваал и не Ахав, а Яхве”.
Его имя говорит о его преданности Богу. И то, что он сказал в этом случае, также говорит нам о его вере в Господа: “Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою.” Эти слова имеют огромное значение.
Тем самым Илия говорил: “Яхве жив в отличие от ваших мертвых языческих богов, которые совершенно ничего не значат”.
Илия говорил: “Я стою перед живым Богом. Находясь перед тобой, Ахав, я знаю, что я нахожусь в Его присутствии”.
Илия говорил: “Я стою пред Ним, как Его слуга, и исполняю Его приказания, а не твои. А перед тобой я стою, как Его представитель”.
Илия также говорил: “Я боюсь Бога. А тебя я не боюсь”.
Да, у Бога был Свой человек в Израиле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Давайте применим к себе этот урок.
Богу по-прежнему нужны Свои особые люди: мужчины, женщины, юноши и девушки для этого конкретного времени. Он по-прежнему ищет тех, кто бы в трудные времена стал на Его защиту, даже если бы они оказались одинокими в своей борьбе. Отцы, матери, мужья, жены, сыновья, дочери, предприниматели и служащие, пенсионеры, студенты, маленькие дети, подростки, взрослые, люди разного возраста: Бог хочет, чтобы каждый из вас стал частью Его избранного народа. Жизнь Илии является доказательством тому, что даже одна жизнь, посвященная Богу, может многое.
На примере жизни Илии мы также увидели, что Бог использует только того, кто предан Ему полностью, безоговорочно, кто всегда готов исполнить Его волю, невзирая на риск. Хотите ли вы быть именно таким человеком?