(3 Царств 16:8-20)
Замврий... вы что-нибудь слышали о нем? Мы помним Иосифа за его непорочность, Авраама за его веру, Саула за его внешность, Давида за его сердце — а что приходит к вам на память в связи с Замврием? Наверное, ничего. Мы потому ставим прочерк, когда всплывает имя Замврия, что в Писании он надолго не задерживается. Его правление длилось мгновение, всего одну неделю в 885 г. до н.э., — самое короткое правление из всех в северном царстве. Можно даже с полной уверенностью сказать, что он и царем-то не был — так, что-то “вроде" царя, мимолетный узурпатор, которому не следовало бы оказывать чести, включая в список северных царей.
Его вдохновенная биография, состоящая всего из шести стихов, — короткая история, вызывающая только сожаление:
«В двадцать седьмой год Асы, царя иудейского, воцарился Замврий и царствовал семь дней в Фирце, когда народ осаждал Гавафон филистимский. Когда народ осаждавший услышал, что Замврий сделал заговор и умертвил царя, то все израильтяне воцарили Амврия, военачальника, над Израилем в тот же день, в стане. И отступили Амврий и все израильтяне с ним от Гавафона и осадили Фирцу. Когда увидел Замврий, что город взят, вошёл во внутреннюю комнату царского дома, и зажёг за собой царский дом огнём, и погиб за свои грехи, в чём он согрешил, делая неугодное пред очами Господними, ходя путём Иеровоама и во грехах его, которые тот сделал, чтобы ввести Израиля в грех» (3 Цар. 16:15-19).
Замврий следовал путями Иеровоама. Он захватил трон и попытался воцариться над Израилем, но его попытка была жалкой неудачей, длившейся всего семь дней. Во время переворота вооруженные силы Израиля были заняты осадой Гавафона, этого “бельма на глазу”, надеясь отобрать его у филистимлян. Израильскую армию возглавлял Амврий, который был особенно популярен среди народа. Когда воины услышали, что Замврий убил Илу, они сделали Амврия царем “всего Израиля”. У Замврия, очевидно, было мало сторонников, одобрявших его помазание на царство, поэтому первое, что должен был сделать Амврий, это расправиться с Замврием. Он немедленно отправился в Фирцу и окружил город. Замврий видел, в какой переплет он попал, и, понимая, что обречен, просто перестал сопротивляться. Он закрылся во дворце, поджег его и покончил с собой. Вместо того чтобы уйти из жизни в сиянии славы, он ушел в клубе дыма и унижения.
Вот так Замврий, заняв престол путем незаконного захвата, путем такого же захвата был и низложен. Что он сделал с Илой, то Амврий сделал с ним. Он на себе испытал золотое правило наоборот: “Как ты поступил с другими, так поступят и с тобой”. Несостоявшийся монарх стал самоубийцей, когда увидел, что его собираются убить. Его смерть Святой Дух описал как исполнение Божьего приговора:
«За свои грехи, в чём он согрешил, делая неугодное пред очами Господними, ходя путём Иеровоама и во грехах его, которые тот сделал, чтобы ввести Израиля в грех» (3 Цар. 16:19).
Неудавшаяся попытка Замврия править царством должна заставить нас вспомнить закон жизни, с которым каждый человек рано или поздно столкнется, — закон жатвы. Замврий столкнулся с этим законом и был им раздавлен. Созидает этот закон жатвы или рушит, зависит от того, как к нему подходить. Мы поступим мудро, если рассмотрим разные аспекты этого закона на фоне краткого правления Замврия.
МЫ ПОЖИНАЕМ ТО, ЧТО СЕЕМ
Вот первая истина, которую Замврий открыл об этом законе: мы пожинаем то, что посеяли. Что он пожал, было обусловлено тем, что он посеял. Посеяв насилие и убийство, живя верой, что сила всегда права, он вскоре пожал результаты своей жизни. Иисус говорил: “...все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф. 26:52). Если семя посеяно, то тут уж ничего нельзя переменить: урожай, произведенный от этого семени, не может стать другим. Урожай вырастает из посеянного, как ночь следует за днем. Павел убеждает нас в этом факте:
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал. 6:7, 8).
Каждый человек на этой земле сеет семена мыслей, слов и поступков, которые созреют позже, причем некоторые результаты обнаружатся в этой жизни, а некоторые в вечности. Вот три жизненные неизбежности:
1. МЫ НЕ МОЖЕМ не сеять.
2. МЫ НЕ МОЖЕМ не жать.
3. МЫ НЕ МОЖЕМ не пожать то, что посеяли.
Мы любим говорить о том, как несправедлива жизнь. Особенно эту мысль мы высказываем, когда в жизни происходят какие-то сбои. Например, заболевает близкий нам человек, порядочный и благочестивый, и мы говорим: “Это несправедливо!” Да, я знаю, временами жизнь кажется несправедливой, но для большинства людей жизнь удивительно справедлива. Обычно она возвращает нам то, что мы даем. Общее жизненное правило, от которого мы никуда не можем деться, состоит в том, что мы пожинаем то, что сеем. Платон относил эту истину к злодеянию, выразив её так: “Зло и соответствующее воздаяние за него неразрывно связаны между собой”. Все люди повсюду и во все века признают эту истину, когда трезво оценивают свидетельства жизненного опыта. Вы, может быть, слышали старое высказывание: “Как среди тысячи коров теленок находит свою мать, так и деяние возвращается к тому, кто его совершил”.
Мне могут возразить: “Но я вижу исключения! Я знаю беззаконника, у которого, судя по всему, дела идут просто прекрасно". Такие слова говорят не впервые; псалмопевец высказал их много лет назад (Пс. 72). Он видел, что нечестивые, казалось, процветали, а праведники подвергались гонениям. Ошибочность этой точки зрения, как признавал сам псалмопевец, в том, что жатва идет, даже когда физический глаз её не видит. Мы должны сознавать, что в этой жизни мы снимаем не весь урожай. Какую-то часть мы пожинаем здесь, но большую долю пожнём в вечности.
Основное правило жизни в этом мире — вы пожинаете то, что сеете: дружелюбные люди имеют больше друзей, трудолюбивые получают вознаграждение, честные пользуются доверием и т.д. Но иногда, там и сям, встречаются кажущиеся исключения. Мы все сталкивались с ними, но даже те, кто кажется исключением, в конце концов дождутся своей жатвы — если не в этой жизни, то в вечности.
Не знал Замврий о законе жатвы или знал, но игнорировал, — этот закон всё равно действовал в его жизни: он отплатил ему монетой из тех денег, которые он вложил в жизнь. С ним сделали то же, что он сделал с другими. Этот закон сделает то же и с нами. Говорить, что мы не знали этого закона, — не поможет. Игнорировать этот закон — ничего не даст. Единственное, что можно сделать с этим законом, это признать его и сеять доброе семя благочестивой жизни, то есть делать как раз то, чего не делал Замврий.
МЫ ПОЖИНАЕМ МНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЕЕМ
Вторая истина, которую Замврий узнал о законе жатвы, — что урожай больше количества посеянных семян, а жатва продолжительней, чем сев. Семена малы, а дают урожай, во много раз превышающий их размер. Из одного семени вырастает стебель, а стебель даёт пакетик зерна. Мы можем сосчитать семечки в яблоке, но не в состоянии сосчитать количество яблок в семечке. Урожай всегда больше посеянного. Если бы это было не так, то заниматься сельским хозяйством не имело бы смысла.
Мы не знаем, когда Замврий начал свой сев, который дал такой страшный урожай. Подростком ли начал культивировать в себе дьявольскую мысль, что может иметь всё, что захочет? Или ещё в детстве начал верить идее, что если ты достаточно большой, чтобы взять то, что тебе хочется, то надо брать? Мы не знаем, когда он начал сеять, но мы знаем, что в конце концов он составил план захвата престола путём убийства. А затем начал обдумывать время и место его исполнения. Само осуществление плана не заняло много времени. Когда подвернулся случай, убить царя Илу было делом нескольких минут. Сев, наконец, завершился. А потом, намного быстрее, чем он мог предположить, пришла пора жатвы — и какой жатвы! Свой урожай он должен будет собирать всю вечность. Жатва в данном случае забрала у него жизнь — чтобы весь мир видел. Он лично познал трагедию преждевременного наступления конца жизненного пути. Он внёс трагедию в жизнь других, и такая же трагедия войдёт и в его жизнь.
Хотелось бы знать, как Замврий смотрел на свой акт государственной измены. Возможно, он думал: “Ворвусь, убью Илу, и дело с концом. Затем сяду на трон, и весь Израиль будет радоваться, что я их царь. Мне, царю, ничего не будет грозить, потому что вся армия будет защищать меня. Царство — моё, надо только взять его. Нужные шаги в нужное время — и порядок”. Если он думал так, то его ждал сюрприз — жатва. Люди не хотели видеть его царём. Что важнее, Амврий, военачальник, на чьей стороне была сила, тоже не хотел видеть его царём. Его маленький план — несколько семян, посеянных в правильно выбранное время, — вылился в страшную беду с леденящим душу выбором: либо публичная казнь, либо самоубийство. Подавленный своим поражением и бессильный что-либо изменить, Замврий решил покончить с жизнью и уйти из этого мира таким ужасным способом. Уединившись, спрятавшись от посторонних взглядов во внутренней комнате дворца, он покончил с собой и таким образом добавил ещё одно чёрное пятно к своему имени. Урожай, который он должен был собрать, оказался ему не по силам.
Замврий не знал, что живёт в прозрачном доме Божьего Слова. Через увеличительное стекло вдохновенной истории весь мир будет смотреть, что Замврий решил сделать с законом жатвы. Он передаст по наследству всем людям, которые будут читать Писания: “Не игнорируйте закон жатвы. Я это сделал, и смотрите, что случилось со мной”.
Мир читает его завещание, а Замврий живёт в вечности, пожиная то, что посеял при жизни. Его урожай неизбывен — бесконечная вечность поражения. Он будет его собирать, собирать и собирать. Да, трудно ему далось понимание того, что урожай больше посеянного, а жатва продолжительней сева. Не совершайте той же ошибки, какую совершил Замврий. Мы принимаем решения, но наши решения определяют нашу судьбу.
• Посеешь мысль — пожнёшь характер.
• Посеешь характер — пожнёшь жизнь.
• Посеешь жизнь — пожнёшь судьбу.
ЖАТВА, НА КОТОРУЮ ВЛИЯЮТ ДРУГИЕ
Ещё одна истина закона жатвы, которую открыл Замврий, такова, что на неё может повлиять сев и жатва других. Фактически, он частично собрал урожай, который вырастили другие.
Замврий наверняка был не чужд образа мыслей своего времени, философии, которая тогда была в моде. Одно убийство, царя Навата, уже произошло до него (15:25-31). Второе убийство предсказывал пророк Иуй (16:8-13). Тогдашние лидеры, похоже, думали, что ситуацию можно изменить, взяв в руки меч и убивая всякого, кто стоит на пути. Божий народ жил и думал, как язычники. Возможно, его окружали родственники и друзья, которые нашёптывали: “Нужный человек в нужное время может завладеть престолом силой”. На него оказывал влияние подобный образ мыслей, но он не понимал одного — что это чудовищное мышление было своего рода севом. Оно должно было внести свой вклад в тот урожай, который ему предстояло собрать.
Мы живём не в вакууме. Из выгребных ям злых умов текут всевозможные идеи. Эти мысли, если им позволить, могут стать частью нашего мышления. Попав к нам в голову, они формируют наш характер, а затем выходят в форме слов и действий. То, что опустилось в колодец человеческого сердца, поднимется в ведре его речи и поступков (Мф. 12:25). Когда придёт время жатвы, мы должны будем признать: "Я частично пожинаю то, что посеяли другие. Они повлияли на меня и изменили меня. Я позволил им сделать это, и теперь расплачиваюсь". Урожай, который вы должны собрать, безразличен к тому, кто оказал на вас воздействие; вы всё равно соберёте его независимо от того, когда, почему и как вы проводили сев.
Несколько лет назад я настоятельно советовал одному способному молодому человеку получить образование в христианском институте. Он хотел учиться, но у его родителей не было на это денег. И всё же их уговорили, они объединили свои усилия и помогли ему поступить в христианский колледж. У них были некоторые сбережения, которые они решили использовать. Всё лето перед поступлением молодой человек трудился, чтобы заработать, сколько возможно. Мать тоже нашла работу и планировала работать все четыре года, пока он будет в колледже. Всё складывалось замечательно, и вскоре молодой человек уже отправился в путь. Но несмотря на успешное начало, его история имеет печальный конец. Этот молодой человек поселился в одной комнате с парнем, который не имел высоких моральных принципов. Через какое-то время этот парень приобщил его к наркотикам. Как только дирекция института узнала об этом, их обоих исключили из колледжа с позором для них и для их родителей. Что они посеяли, то и пожали. Я знаю, что этот молодой человек был хорошим юношей. Он мог бы далеко пойти, но позволил севу другого стать его севом, и в конце концов жатва другого стал его жатвой.
Другие люди вносят свой вклад в наш сев и в нашу жатву. А мы позволяем им делать это. Значит, мы должны твёрдо решить, что будем с осторожностью выбирать мысли, философии, друзей и поступки, потому что они вмешиваются в наш сев и в будущую жатву. Неважно, ваши это собственные мысли и поступки или они являются результатом влияния на вас других людей, — всё равно пожинать вы будете то, что сеете.
ЖАТВА, КОТОРАЯ ВЛИЯЕТ НА ДРУГИХ
Четвёртая истина, которую мы видим в связи с Замврием, — его жатва повлияла и ещё повлияет на жатву других. Все, кто был связан с Замврием, всю жизнь жалели об этой связи.
Замврий оставил после себя влияние, которое говорило: “Хорошее всегда достаётся самым достойным, самым крутым, самым сильным. У кого больше кулак, тот и побеждает". Какую страшную весть можно передать своей жизнью! Жизнь Замврия стала притчей (4 Цар. 9:31). Его будут помнить за убийство Илы. Всех, кто убьёт царя, будут звать “Замврий”. Какая посмертная репутация! Вы можете сказать: "А может быть, никто не слушал Замврия и не брал с него пример. Может, у них хватило ума не воспринять урок, который он преподал”. Вероятнее всего, его кривые пути всё же повлияли на некоторых. Когда потерявший весь свой блеск и побеждённый Замврий умер, те, кто когда-то слушал его, возможно, задумались и пошли другим путём, но в их характере остался осадок, оттого что жизнь Замврия соприкоснулась с их жизнью.
В целом Замврий способствовал хаосу, а не спокойной жизни общества. После себя он оставил горе и слёзы, а не более гладкую дорогу, которая бы облегчила путь тем, кто шёл за ним. Вместо того чтобы убрать с дороги камни, которые делали её тряской, он набросал ещё камней и сделал путь следовавших за ним труднее, потому что им пришлось участвовать — хотели они того или нет — в сборе плодов, которые породила жизнь Замврия. Замврий оставил после себя облако отчаяния и неверия, которые израильскому обществу нужно было преодолеть, чтобы снова стать благопристойным, уважаемым и богобоязненным народом.
Вы оставляете после себя плоды, которые должны собрать вы и, хотя бы частично, другие. Что это за плоды? Никто не живёт всецело сам по себе, для себя и независимо от других. Все мы живём в обществе. Мы влияем на окружающих и испытываем на себе их влияние.
Думая об этой истине, мы не можем не думать о детях. Они не выбирают родителей и общество, в котором будут расти. Приходит день, когда они начинают понимать, что они существуют и что должны жить с теми родителями, которые у них есть, в том обществе, в котором они родились. И с этого момента они частично пожинают тот урожай, который посеяли другие. Они должны жить в саду или в зарослях шиповника, которые создали их предки. Они наследуют плоды того, что было посеяно другими ещё до них. Истина этого закона должна заставить нас остановиться и задуматься. Не только я буду пожинать то, что посеял, но и другие — особенно близкие и дорогие мне люди — будут частично пожинать то, что сею я. Они будут жить с теми плодами, которыми наградил их я, сделав тот выбор, который я сделал, и прожив ту жизнь, которую я прожил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, если бы Замврий смог прожить свою жизнь заново — а такой возможности никому не дано — он бы прожил её иначе. Он бы избрал другой путь. Он бы всю свою жизнь внимательно и вдумчиво относился к тому, что сеет. Человек задним умом крепок. Замврий не может заново прожить свою жизнь. Его жизнь закончилась. Однако Замврий может преподать нам урок, пусть даже отрицательный. Да Бог и позаботился об этом даже без согласия Замврия. В своей короткой биографии Замврий своими поступками говорит: "Вы пожнете то, что сеете; вы пожнете больше, чем сеете; на ваш урожай влияют другие; ваш урожай влияет на других”. Его жизнь проповедует то, что нам нужно услышать. Станем ли мы слушать? Рассказывают об одном проповеднике, который в своей проповеди говорил о севе и жатве. Он очень убедительно говорил о том, что никто не может изменить урожай. “Мы сеем, и мы пожнем то, что посеяли”, — громогласно заявлял он. После проповеди кто-то спросил его: “Если мы пожинаем то, что сеем, то зачем тогда становиться христианами? Мы ведь всё равно будем пожинать то, что уже посеяли. И то, что мы теперь христиане, ничего не изменит". Проповедник подумал немного и ответил: "Да, вы правы. Мы должны получить обратно то, что посеяли. Земная жатва не отменяется только потому, что мы стали христианами, но у христианина есть Бог, Христос, Святой Дух и церковь, помогающие ему справиться с тем урожаем, который ему придется так или иначе собрать со своих неправильных поступков, совершенных в прошлом”. Он прав, но нужно добавить ещё одну мысль: когда человек становится христианином, это не только помогает ему собрать плоды с того, что он посадил вчера, но и даёт необходимое водительство, чтобы впредь, для завтрашнего дня и для вечности, сеять правильно.
Всегда помните: смотрите, как вы сеете, потому что вы и другие будете пожинать то, что вы посеяли.