О народном театре «Молодая гвардия» знают многие. Бамовцы не только строили магистраль, но и создали свою труппу самодеятельного театра. Вечерами артисты спешили на репетиции и поставили девять серьёзных постановок!
В бригаде Александра Бондаря руководитель театра Анатолий Байков занимал особое почетное место. Сейчас его родные (Анатолий умер в 1983 году) для многих бамовцев – очень близкие люди. Они переписываются, встречаются. Я своими глазами видела, как трогательно (прямо до слёз) проходила встреча Владимира Онищенко, бывшего путейца, с дочерью Анатолия.
На стыковке в Куанде бригада вынесла портрет Анатолия Байкова с надписью: «Мы дошли до стыковки, Толя».
Читаем главу из книги очерков Михаила Москвина «Нет, Вы не напрасно прошли по планете, прожили жизнь на высокой волне…».
Бригада и театр.
Бригад на БАМе работало великое множество, но театральная бригада, пожалуй, была одна. Всё началось с прибытия в Звёздный Анатолия Байкова, через полгода после высадки отряда 17 съезда ВЛКСМ. Студент-заочник Московского института культуры, он считал, что одной работы для молодых людей будет недостаточно.
Вопрос отдыха, досуга, духовная жизнь не менее важны, чем рубка просеки, отсыпка земляного полотна, укладка рельсов. Бригада Александра Бондаря почти в полном составе стала труппой самодеятельного театра.
Первая пьеса, которую они поставили «Город на заре» Н. Арбузова. Тоже о строителях, их предшественниках, строивших Комсомольск-на-Амуре в 30-е годы. Второй спектакль - «Молодая гвардия» – о молодогвардейцах города Краснодона.
По названию этого спектакля стал называться самодеятельный театр, и уже через два года он получил звание народного театра.
Девять постановок за девять лет – такому может позавидовать даже профессиональный театр. Последней была пьеса «Наедине со всеми» А. Гельмана, над которой работал Анатолий Байков. Он сумел создать труппу из людей, которые в общем-то были далеки от театра. Достигли же такого уровня, что решали не только агитационные задачи, но и эстетические, духовные.
Плотники, лесорубы, путейцы, штукатуры-маляры к театру относились как ко второй не менее важной профессии. Александр Бондарь участвовал почти во всех спектаклях. Человек азартный, властный, волевой, настоящий лидер во всём, на репетициях он был кроток, послушен, исполнителен; во всём подчинялся Байкову. Никогда не опаздывал на репетиции, этого же требовал от других.
В театре авторитет Анатолия Байкова был очень высок. Со своими спектаклями они побывали на многих фестивалях, почти во всех бамовских поселках.
Толя умер в сентябре 1983 года, в возрасте 33 лет. В судьбе участников театра, в числе огромного числа благодарных бамовских зрителей, в судьбе бригады Александра Бондаря, в которой он работал все эти годы «на сцене и на трассе», Байков занимал видное место. И в сердцах людей память о нём будет жить долго.
Автор благодарит сотрудников Усть-Кутского исторического музея за предоставленные фотографии и, конечно, автора статьи Михаила Москвина.
Спасибо, что читаете!
Всего вам доброго!