Найти тему
Imperial Orchestra

Страсть двух сердец в легендарном балете "Спартак"

Оглавление
з.а. России Ирина Перрен и Марат Шемиунов в балете "Спартак". Фото Jack Devant
з.а. России Ирина Перрен и Марат Шемиунов в балете "Спартак". Фото Jack Devant

Балет, который зрители оценили еще до премьеры. Новаторские идеи, которые спровоцировали настоящую драку посреди Невского проспекта. Все это - конечно, о балете "Спартак", ставшем настоящей легендой в мире балетного искусства.

История

Задуманный Арамом Хачатуряном зимой 1941 года балет впоследствии стал самой выдающейся работой автора. Талантливое воплощение тем героизма и верной любви в сочетании с красотой танца и музыки было отмечено многими наградами, в том числе и орденом Ленина.

Арам Хачатурян за работой (1941г.). фото с сайта culture.ru
Арам Хачатурян за работой (1941г.). фото с сайта culture.ru

В начале Великой Отечественной Войны Хачатурян решает создать монументальный спектакль, посвящённый «лучшему человеку Древнего Мира». После насыщенной впечатлениями поездки в Италию в 1950 году работа возобновляется и приобретает конкретные очертания.

Премьера балета в постановке Леонида Якобсона состоится лишь спустя целых шесть лет - в 1956 году.

Арам Хачатурян и Леонид Якобсон
Арам Хачатурян и Леонид Якобсон

Именно с этим знаменитым балетмейстером и дрался композитор на Невском проспекте, до последнего отстаивая свои взгляды на то, каким должен быть "Спартак". Якобсон же считал музыку Хачатуряна слишком затянутой, а либретто - слишком схематичным… Не по вкусу пришлись и другие особенности. Когда балетмейстер Якобсон всё же принялся за работу, из плана тут же была вычеркнута почти вся классика - от музыкальных ритмов до костюмов. В результате чего критики назвали премьерную постановку балета "Спартак" свободной пластикой.

Любимец зрителей

В погоне за исторической достоверностью создатели первой постановки «Спартака» лишили исполнителей классических для балета нарядов, сменив их на свободные и открытые облачения. Костюмы получились такими яркими и оригинальными, что зрители захотели увидеть подобное и в других картинах. Даже пуанты были заменены на сандалии с целью еще более достоверно передать атмосферу Древнего Рима.

Сюита «Спартак» часто появлялась на симфонических концертах, радуя слушателей еще до премьеры балета. Это не удивительно, ведь музыка Арама Хачатуряна словно танцует здесь вместе с событиями, происходящими на сцене: то, как мед, разливается в романтических эпизодах, то вихрем несется в бой.

Сцена боя из балета "Спартак". Фото Ирина Грызунова
Сцена боя из балета "Спартак". Фото Ирина Грызунова

Постановка наполнена сценами, гениально лишенными всякого намека на пошлость, но от того не менее откровенными и чувственными. Одним из таких наиболее запоминающихся эпизодов, безусловно, можно назвать страстный танец римского полководца Красса (врага Спартака) и коварной Куртизанки Эгины в исполнении солистов Михайловского театра Ирины Перрен и Марата Шемиунова.

Танец

По сюжету Спартак противостоит Крассу, обманом вынудившего его убить товарища и отнявшего любимую женщину. Эгина – желающая соблазнить Красса куртизанка, в свою очередь ведет подпольные игры и строит далеко идущие планы.

Ирина Перрен и Марат Шемиунов в роли Эгины и Красса. Фото с сайта wordpress.com
Ирина Перрен и Марат Шемиунов в роли Эгины и Красса. Фото с сайта wordpress.com

Адажио Эгины и Красса посвящено воспеванию красоты и разгорающемуся интересу героев друг к другу. Марат Шемиунов, в начале танца совершающий нелепые, но естественные движения, с целью передать характер своего героя, наполняется изяществом и силой, когда вступает в настоящий танец.

Пластический рисунок здесь полон уникальных решений, что особенно заметно в танце Эгины. Мысли и чувства передаются через движения лучше, чем если бы они были облечены в слова. Здесь и удивление, и желание, и жгучая игра двух героев.

Спектакль считается мужским, так как основное действие в нем происходит между двумя воинами. Они сражаются, идут в бой и вступают в конфликт, в то время когда женщины остаются его жертвами.

Подчас нет желания смотреть весь спектакль ради того, чтобы увидеть лишь несколько действительно заслуживающих внимание сцен. В таком случае на помощь приходят гала-концерты, на которых за один вечер можно увидеть самые яркие номера из лучших балетов в исполнении величайших звезд балетного искусства.

-6

16 мая в программе Гала-концерта "Созвездие классики" появятся блистательные Ирина Перрен с Маратом Шемиуновым в образах из «Спартака». Попав на концерт в ДК Ленсовета, можно увидеть не один, а сразу 12 балетов, а точнее самые известные и яркие па-де-де из них. Знаменитая супружеская пара также станцует дуэт из «Ледяной девы», дважды за вечер продемонстрировав мастерство совместного танца.

Вечер начнётся в 19 часов, но закончится только когда последний образ страсти или спокойствия исчезнет из мыслей. Предупреждаем, что на это может уйти не один месяц!