Как купить туристическую путевку дешевле
Общая информация
Кто изображен на ликах в храме Байон, доподлинно неизвестно. Одни источники считают, что это Авалокитешвара — бодхисатва, олицетворение безграничного сострадания в буддизме. По мнению других, на изваяниях — сам король Джаяварман VII. В пользу последней теории говорит явное сходство между королем Джаяварманом VII, чей портрет хранится в музее Гиме в Париже, с каменными ликами на башнях Байона. Есть и объединяющая две версии теория, что это все-таки Авалоки-тешвара, а моделью для скульптур послужил король. Издалека храм не особенно впечатляет, он кажется сжатым в пределах ограниченного пространства, каменным хаосом. Такое впечатление создается из-за галерей по сторонам храма и верхней террасы, между которыми почти нет свободного пространства. Однако поднимитесь на верхний ярус, сядьте между камней, и вы сможете ощутить, что вы сидите где-то в небесах, среди древних богов. Ни в одном другом храме Ангкора нет такой потрясающей атмосферы, как на вершине Байона. Проведите здесь хотя бы полчаса-час с утра, постарайтесь прочувствовать это замечательное ощущение.
На вершине храма с утра, пока нет жары, часто можно увидеть студентов, обложившихся учебниками, или европейцев, приехавших в Камбоджу на несколько месяцев или лет, с книжкой в руках. Трудно представить себе лучшее место для нескольких часов занятий или отдыха, чем высоко над джунглями. Байон состоит из трех законченных ярусов, нижние два — квадратные, верхний представляет собой круглую башню. Король Джаяварман VII хотел закончить храм при жизни, но не был уверен, что сумеет дождаться конца строительства, поэтому по его приказу мастера полностью заканчивали каждый ярус и только потом начинали строить следующий.
Стены Байона покрыты искусно вырезанными барельефами, на 1200 метрах поверхности из камня вырезано 11 000 фигур, изображающих различные сцены камбоджийской жизни. Здесь запечатлены сцены из битв с войсками Чама, падение Ангкора, сценки из повседневной жизни, королевская охота, поклонение богам... Лучше всего сохранились барельефы на первом ярусе. Осматривать их удобнее от восточного входа в Байон, двигаясь по часовой стрелке. Барельефы восточной галереи представляют собой изображения военного похода: воины, слоны, повозки, запряженные волами, кавалеристы и музыканты. В южной галерее можно увидеть сцены из грандиозного сражения на озере Тонлесап в 1177 году. В северной галерее на стенах искусно вырезаны акробаты, жонглеры и местные животные.
Барельефы первого яруса (по часовой стрелке от восточных ворот):
Чамы на марше. Эта трехуровневая панорама находится к югу от восточных ворот Байона. Чамы — народ, до сих пор проживающий во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде. В первом ряду кхмерские воины идут с поля битвы. Обратите внимание на слонов и телеги, запряженные быками, — почти точно такие же используются и сейчас. Во втором ряду изображены гробы — их несут с поля битвы. В центре третьего ряда изображен Джаяварман VII в тени зонтиков. Он едет на коне в сопровождении множества наложниц (слева). Молитва линге. Первая панель к северу от юго-восточного угла изображает индуистскую молитву линге. Возможно, что первоначально это было изображение Будды, позднее замененное индуистским королем.Морская битва. Следующая панель имеет одни из лучших резных барельефов. На ней — сочетание изображений морских сражений кхмеров и чамов (с покрытыми головами) и картин повседневной жизни на берегах озера Тонлесап, где произошла битва. Присмотритесь к изображениям людей, ищущих вшей друг у друга в волосах, сценам охоты, а в западном конце панели — к рожающей женщине.Чамы побеждены. На следующей панели продолжаются сцены из повседневной жизни, а морское сражение перемещается на берег — чамы полностью разгромлены кхмерами. Здесь можно наблюдать двух людей, играющих в шахматы (или какую-то подобную игру на доске), петушиный бой и женщин, продающих рыбу на рынке. Затем идут сцены приготовления и подачи блюд на праздновании победы кхмеров над чамами.Военная процессия. Последняя секция южной галереи, изображающая военную процессию, не закончена, так же как и следующая панель, на которой слонов ведут с гор. Брахманы залезли на два дерева, спасаясь от тигров.Гражданская война. Эта панель изображает сцены, которые, по утверждению некоторых ученых, представляют гражданскую войну. Группы людей, некоторые из которых вооружены, сражаются друг против друга, борьба усиливается по мере включения в рукопашную схватку боевых слонов и воинов.Всевидящий король. Битва продолжается в меньшем масштабе на следующей панели. Внизу антилопу заглатывает огромная рыба. Среди мелких рыб — креветки, надпись под которыми гласит, что король найдет их, даже если они спрячутся.Парад победы. Эта панель изображает процессию с участием короля, несущего лук, и его воинов. По-видимому, это празднование победы.Цирк приехал в город. В западномуглу северной стены изображен кхмерский цирк. Вы можете увидеть силача, держащего трех карликов, и человека на спине, крутящего ногой колесо, выше — группу канатоходцев. Справа от цирка королевская свита смотрит с террасы вниз, на процессию животных. Некоторые барельефы в этой секции остались незаконченными.Страна изобилия. Две реки, одна — сразу за дверным косяком, а другая в трех метрах правее, изобилуют рыбой. Отступление чамов. К западу от северных ворот в самом низу трехъярусной незаконченной сцены изображены армии чамов — разбитые и изгнанные из империи кхмеров. Одна панель изображает наступающие армии чамов, а следующая за ней сильно поврежденная панель показывает чамов (слева), преследующих кхмеров. Чамы грабят Ангкор. Эта панель показывает войну 1177 года, когда кхмеры были разбиты чамами и Ангкор был разграблен. Раненый кхмерский король спускается со спины слона, и полководца несут в гамаке, подвешенном на палках. Прямо над ними напиваются впавшие в отчаяние кхмеры. Чамы (справа) яростно преследуют своих побежденных врагов.Чамы входят в Ангкор. Эта панель изображает другую встречу двух армий. Обратите внимание на знаменосцев среди чамских войск (справа). Чамы были побеждены в этой войне, закончившейся в 1181 году.
Одна из загадок Байона заключается в том, что человечество сегодня оказалось физически не в состоянии восстановить его без применения цемента как связывающего материала. Современные ученые и строители не смогли обтесать камни подобного размера с заданной точностью так, чтобы встроить их в храм без цемента. Байон пытались восстанавливать теми же методами, которыми он был построен, но из этого ничего не получилось и пришлось прибегнуть в современным технологиям.