В свое время, после завершения бакалавриата, я задумался над тем, куда двигаться дальше. На просторах интернета, в поисках подходящей магистратуры, я совершенно случайно, повторюсь, случайно, натолкнулся на программу двойного дипломирования от Университета ИТМО и Университета Аалто. Магистратура проводилась по программам Физика и Технология наноструктур здесь, в Петербурге, и Micro- and Nanosciences в небольшом городке Эспоо, под Хельсинки. Подобная возможность падает в руки не каждый день, так что, несмотря на то, что ранее я специализировался на микробиологии и биотехнологиях, решил рискнуть и окунуться в нанотехнологии, о чем ни разу не пожалел.
В течение первого года обучения в ИТМО, помимо сбора материала для будущей магистерской диссертации через целеустремленное всматривание в показания лабораторных приборов и напряженную умственную работу, мы, чувствуя себя Джеймсами Бондами, которых отправляют на секретное и опасное задание, готовились к сдаче экзамена по английскому языку. Параллельно шли переговоры по будущему принятию нас как студентов, с составлением мотивационных писем и получением рекомендаций и мучительного ожидания обратной связи с той стороны.
В конце учебного года, когда мы (хвала богам!) получили подтверждение о поступлении, возникла необходимость начать разбираться в вопросе с жильем, ибо занять хочется места получше, а не сомнительные места с не менее сомнительным соседством. Этими вопросами в Аалто занимался прекрасно работающий, участливый и заботливый Студенческий Союз, через который можно было либо занять комнаты общежития, либо арендовать квартиру в Эспоо или Хельсинки. Тогда, в 2015, за приличную комнату в общежитии приходилось бы платить по 200 евро, а с другой стороны, если вчетвером платить за квартиру со всеми удобствами, то получалось около 165 евро с человека, включая оплату за электроэнергию. Перед въездом в квартиру, само собой, нужно было заплатить депозит 250 евро. Кстати, само обучение подразумевало ежегодный взнос 114 евро.
В итоге, в конце переписок со Студ. Союзом, мы получили в свое распоряжение вполне приемлемые апартаменты с кухней, гостиной и небольшой комнатой на первом этаже пятиэтажки в городке Эспоо, по адресу с труднопроизносимым названием Rummunlyöjänkatu 3, т.е. по-нашенски - улица Барабанщиков, 3. Квартира находилась недалеко от самого университета и, что не менее важно, рядом с магазинами и ТРЦ в шаговой доступности. Особенно воодушевляло и морально поддерживало расстояние до магазина Lidl. В свою очередь, до университета было удобно добираться на автобусе или велосипеде, на худой конец - пешком.
Основной кампус Университета Аалто имеет немалую территорию и занимает почти весь полуостров района Otaniemi, где расположены учебные корпуса, административные центры, лаборатории и общежития. Все здания университета по-фински бережно вписаны в ландшафт и окружены парковой зоной.
Поскольку мы поступили на программу Micro- and Nanosciences, большую часть времени мы проводили в корпусах Факультета/Школы Электротехники (School of Electrical Engineering). Программа магистратуры шла полностью на английском языке в удобных и просторных залах, которые, однако, поначалу трудно было найти без местной Карты Мародёров, как из Гарри Поттера.
Материалы лекций щедро раздавались преподавателями, как и необходимое для выполнения семинарских занятий программное обеспечение.
Отдельно стоит упомянуть удобную и уютную библиотеку, куда можно было приходить заниматься после лекций и семинаров, но увы, только до 21:00 вечера. А жаль. Место очень располагает к себе, особенно кресла – одновременно к учебе и сну.
Немалая часть практической работы проходила в лабораториях Micronova. Этот центр является национальной исследовательской инфраструктурой Финляндии в области микро- и нанотехнологий, и находится в ведении Центра технических исследований Финляндии VTT и самого Университета Аалто - студентам важно помнить возможных будущих работодателей. Центр Micronova известен тем, что у них есть крупнейшее чистое помещение для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в странах Северной Европы, необходимое в разработке, испытании и производстве микроэлектроники. Подробнее
Именно там, на практике, мы своими можно сказать руками и литографией, создавали вундервафли - учебные заготовки микросхем.
А чем можно было заниматься помимо учебы?
Возможность вступить в студенческие профсоюзы или гильдии, которые есть у каждой школы/факультета, позволило быть в курсе всех мероприятий и походов, которые для нас организовывал Студ. Союз. Особенностью каждой гильдии был цвет комбинезонов, так для нашей Гильдии инженеров-электриков – Sähköinsinöörikilta был характерен белый цвет, в то же время, у наших непримиримых соперников по всем фронтам - Koneinsinöörikilta - Гильдии инженеров-механиков, были розовые комбинезоны. Сам по себе студенческий комбинезон незаменим в различных студенческих мероприятиях и предназначен для защиты одежды от грязи, травы… и пролитых напитков. Все, что со студентом происходило, отражается на его комбинезоне в виде многочисленных разноцветных пятен и нашивок со значками различных конкурсов и походов.
Во время обучения можно было посетить мероприятия на любой вкус - от танцевальных вечеринок и дискотек, после которых можно пойти в бар, до походов в Nuuksio парк и гонок на самодельных тележках Soapbox Race, после которых тоже можно пойти в бар.
После всех экзаменов и защит, нам, наконец, были вручены столь ценные и долгожданные фиолетовые корочки. Декан сказал свое напутственное слово. А что особенно приятно, местный оркестр отличился, сыграв Прощание Славянки.
Время, проведенное в Университете Аалто, прошло быстро. Слишком быстро. Но это определенно было важным опытом, от которого, к тому же, остались приятные воспоминания.