Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Кира Салимова, я художник и преподаватель. Мой канал — это виртуальная мастерская. Тут можно почерпнуть информацию о материалах и художниках, посмотреть мои акварели и порассуждать о жизни и искусстве.
Эта статья — посвящение самоотверженной сестринской любви
Перед нами портрет Софьи Григорьевны Волконской, представительницы высшей русской аристократии, ведущей свой род от Рюриковичей.
Автор портрета Владимир Гау проявил тут себя в полной силе: материальность, воздушность, характер — в этой акварели всё на высоте. И написана она с помощью каких-нибудь четырёх-пяти пигментов и воды. Ничего удивительного, ведь сделать хорошую живопись легко — надо лишь взять немного нужной краски и положить на нужное место, как сказал кто-то из великих. Впрочем, отставим юмор.
Теперь о модели подробнее. Какой источник ни открой, везде написано об необъяснимой скупости Софьи Григорьевны. Платье она носила до дыр на локтях, а потом меняла рукава. В поездках вводила в заблуждение своей скромностью, отчего однажды даже была арестована по подозрению в краже драгоценностей, которые возила при себе на случай официального визита. (И об этом я ещё расскажу ниже.)
Словом, от памяти о благородной душе остались одни жёлтые сплетни. Оно и понятно, ведь о Софье Григорьевне было не принято говорить сначала по одним политическим причинам, а потом по другим. В царское время её предали забвению как сестру декабриста, а в советское — как персону, приближённую ко двору.
Давайте попробуем создать более объёмный образ Софьи Григорьевны
В первой половине XIX столетия Софья Григорьевна Волконская считалась одной из самых богатых помещиц Владимирской губернии. Ей принадлежали целые сёла и волости. Владения её светлости простирались на десятки километров, где были расположены сотни населенных пунктов. До сих пор сохранились храмы, которые выстроила на собственные средства княгиня Софья Григорьевна.
В замужестве Софье Григорьевне не пришлось менять фамилию, потому что она вышла замуж за своего дальнего родственника гвардейского офицера князя Петра Михайловича Волконского, которому, к слову, покровительствовал сам император Александр I. Проживая в Петербурге, Волконские дружили с императорской семьёй, никогда этой дружбой не пользуясь. Волконские были при императоре в последние его дни в Таганроге, а спустя несколько месяцев в Белёве именно Софья Григорьевна закрыла глаза скончавшейся подруге-императрице.
С приходом Николая I положение супругов при дворе значительно переменилось. Пётр Михайлович стал ближайшим сподвижником нового царя, а Софья Григорьевна попала в оппозицию. Родной брат Волконской — герой войны 1812 года генерал-майор князь Сергей Григорьевич Волконский — оказался в числе декабристов и был сослан в Сибирь. С тех пор Софья Григорьевна демонстративно перестала появляться при дворе. Это было сложно, поскольку квартира Волконских располагалась прямо в Зимнем дворце.
Говорили, что у императора в то время было две трудные задачи: чем бы ещё наградить Петра Михайловича и как смягчить сердце Софьи Григорьевны. Однако в царских милостях княгиня не нуждалась. Она любила путешествовать по своим владимирским имениям, доход с которых позволял ей быть финансово независимой. Долгие годы сестра декабриста пользовалась любой возможностью, чтобы через третьих лиц передавать денежное пособие арестантам. Всё это было известно царю, однако подвергнуть репрессиям светлейшую княгиню он не посмел.
Обладая огромным состоянием, Софья Григорьевна была очень скромна в быту. Она могла позавтракать одним сухарём, не любила наряжаться, а путешествовала в простой карете, без гербов и свиты. Однако она легко расставалась с деньгами, если речь шла о помощи кому-нибудь из бедных людей. О «матушке-барыне» в прежних ее селах помнят даже сейчас, потому что первые школы и больницы построены там на средства Софьи Григорьевны.
В 1854 году, после кончины своего супруга-фельдмаршала, Софья Григорьевна отправилась в Сибирь. Ей давали понять, что этот поступок отлучит её от двора, но княгиня давно не нуждалась в светских приёмах. Объездив всю Сибирь и повидавшись с братом в Иркутске, Софья Григорьевна провела зиму и весну во Владимирской губернии. Петербург стал ей ненавистен, и она уехала в Германию, отпустив на волю многих своих крепостных.
Владея миллионами, княгиня не пользовалась трудом слуг, снимала самые недорогие немецкие гостиницы и сама топила печь. Тогда-то с ней и приключилась история. Однажды коридорный, войдя в номер Софьи Григорьевны в её отсутствие, обнаружил на столе шкатулку, доверху набитую драгоценностями. Он тут же сообщил об этом в полицию, поскольку решил, что скромно одетая пожилая женщина ограбила своих господ.
Волконскую арестовали, а через некоторое время к отделению полиции подъехал немецкий герцог, в княжестве которого находился злосчастный городок. Оказывается, что когда разбирали драгоценности, то нашли портрет Волконской в парадном облачении статс-дамы в бриллиантах и орденах. Спешно вызванный русский посол пригрозил войной немецкому князю, если тот не вымолит прощения у Софьи Григорьевны. Так на глазах у изумленных стражей порядка герцог со свитой чуть ли не на коленях просил арестантку о прощении.
Княгиня Софья Волконская скончалась в марте 1869 года в Женеве. По завещанию из Швейцарии ее тело перевезли в Россию.
Когда я листаю работы Владимира Гау, то удивляюсь: сколько всего интересного скрывают старинные пожелтевшие акварели!
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, если хотите читать новые статьи об истории и искусстве!
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Портреты Натальи Николаевны Гончаровой, написанные после ухода Пушкина