Найти тему

ОХОТНИК ЗА НАСКАЛЬНЫМИ РИСУНКАМИ ГОР ОГЛАХТЫ

Горный массив Оглахты, подножие горы "Сорок зубьев"
Горный массив Оглахты, подножие горы "Сорок зубьев"

Продолжаю свой фото-рассказ о петроглифах горного массива Оглахты, находящегося на левом берегу Красноярского водохранилища в Боградском районе Республики Хакасия (примерно в 45 километрах от столицы республики - города Абакана).

Напомню, что Оглахты считаются самым большим комплексом наскального искусства в Минусинской котловине, состоящим по меньшей мере из восьми отдельных местонахождений с несколькими тысячами изображений. Часть из них концентрируется на прибрежных скалах, другие - на склонах гор далеко в степи. Много рисунков нанесено и на плитах оград многочисленных древних могильников, расположенных вокруг и внутри горного массива.

Сегодняшний фотоотчёт посвящён наскальным рисункам, украшающим подножие самой величественной горы Оглахтинского массива - "Сорок зубьев". Или, ещё точнее - южного степного склона этой горы, общей протяжённостью порядка двух с небольшим километров.

-2

Указанное место представляет из себя ряд невысоких, разделённых логами сопок, имеющих скальные выходы. Эти горки довольно доступны для подъёма на них, поэтому издревле использовались местными пастухами для наблюдения за пасущимися в степи стадами. Некоторым из этих пастухов, видимо, был не чужд определённый художественный вкус. И в погожие деньки, коротая время, они наносили на камень рисунки домашних и диких животных, людей, сцены быта. Этот факт, кстати, был засвидетельствован в начале XX века одним из известных исследователей наскального искусства гор Оглахты А.В. Адриановым, лично наблюдавшим, как какой-то хакасский мальчик, пасший отару овец, от нечего делать выбивал на каменной плоскости рисунок коня.

В чём-то эти наделённые художественной жилкой пастухи, безусловно, копировали более древние наскальные рисунки, виденные ими здесь же, на Оглахты. Но в результате всё равно получалось нечто свойственное определённому, конкретному времени. Поэтому это, конечно, интересно, и достойно внимания наших с вами современников.

В общем, когда я собирался посетить указанные места, то заранее знал, что там меня ждут, главным образом, наскальные рисунки так называемой этнографической современности - XVIII - начала XX веков. В научных публикациях эти петроглифы получили название народных рисунков хакасов.

Для обследования местонахождений и фотофиксации найденных наскальных рисунков мне понадобилось два выезда в интересующий меня район. Оба велопутешествия происходили в течение светового дня, в летний период.

В пути к Оглахты. С.В. Амелин
В пути к Оглахты. С.В. Амелин

Итак, поехали...

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15

-16

-17

-18
-19
-20

-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30

-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44

Сергей Амелин, г. Абакан (Хакасия)

Больше информации о памятниках древней истории, связанных с Оглахтинским горным массивом можно почерпнуть из других статей автора:

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3f647ee599bc76856f05e7/oglahty-galereia-naskalnogo-iskusstva-srednego-eniseia-5f4ccc80eecfe668ae88d3a5

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3f647ee599bc76856f05e7/puteshestvie-k-naskalnym-risunkam-gor-oglahty-5f83011f5c2b3403ced85ae0

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3f647ee599bc76856f05e7/puteshestvie-k-naskalnym-risunkam-gor-oglahty-5f85ba2c01c3532acc69828c

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3f647ee599bc76856f05e7/puteshestvie-k-naskalnym-risunkam-gor-oglahty-5f896c82f18baa2479f887f4