Я убеждена, что нельзя позволять детям изучать историю страны по художественным произведениям. Особенно по книгам этих авторов: помимо фактологических ошибок, вас ждет еще и ощущение полнейшей безнадеги. "То, что нужно" школьнику...
1. Александр Солженицын
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1941 г., получив диплом математика, окончил заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.
9 февраля 1945 г. Солженицына арестовала фронтовая контрразведка: при вскрытии его письма к другу сотрудники НКВД обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Александра Исаевича к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.
12 февраля 1974 г. Солженицына арестовали, обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ.
Только в 1994 г. писатель смог вернуться в Россию. До последнего времени Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. Умер 3 августа 2008 года в Москве.
Сегодня наблюдаются все более навязчивые попытки представить Солженицына в качестве историка. А ведь сам Солженицын говорил о том, что никогда не работал с данными из архивов.
Не раз даже создавались петиции президенту с просьбами исключить из школьной программы произведений "лжеца" и "предателя" Александра Солженицына. Но пока, видимо, никаких мер принято не было. Дети в школе по-прежнему вынуждены изучать его книги.
Разберем его творчество на примере произведений "Архипелаг ГУЛАГ" и "Матренин двор".
Архипелаг ГУЛАГ
В свое время известный российский писатель Захар Прилепин, назвал «Архипелаг ГУЛАГ» сборником лагерных баек. По словам Прилепина, «Солженицын не мог найти документального подтверждения тому, о чем писал», поскольку тогда все эти данные были засекречены. Он писал просто по слухам.
Таким образом, в произведении много фактологических ошибок. Например, всего, согласно справке “Сведения о выселенном кулачестве" в 1930-1931 годах, подготовленной отделом по спецпереселенцам Главного управления лагерей, было сослано не 15 миллионов (как писал Солженицын), а 1 803 392 человека.
Или: статистика, взятая с архивов, опровергает ложь Солженицына о том, что в ГУЛАГе преобладали политические заключенные. В 30-х годах их численность не достигала и трети заключенных.
Вы только представьте: дети читают это произведение практически как пособие по истории! Они запоминают факты и живут этим.
Матренин двор
У детей "Матренин двор" вызывает страх и ужас в некоторых местах книги. Также здесь можно уловить оправдания асоциальных действий жителей деревни.
В произведении демонстрируются недружелюбные отношения между членами семьи: домочадцы не оказывают помощь друг другу, а наоборот, показаны корыстными и алчными. Даже потеря близких людей не останавливает их жажду наживы.
Этим рассказом легко можно подорвать базовое доверие у школьников к людям и миру в целом, а ведь оно только формируется.
И даже в конце книги нет луча надежды на изменение жизни к лучшему.
2. Андрей Платонов
Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).
Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище.
В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии.
После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института (окончил в 1926 г.).
В 1926 г. Платонов переехал в Москву.
Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Великой Отечественной войны, когда он был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы и очерки на военную тему.
Умер 5 января 1951 г. в Москве, находясь в глубокой нужде.
На мой взгляд, слишком тревожный мир Платонов транслирует через свои книги, которые изучают в школе.
Вот что пишет ученица гимназии № 48 г. Челябинска о "Котловане" Платонова:
«После того, как я прочитана эту книгу, у меня возникло странное чувство. В "Котловане" все настолько смутно, что у меня остаюсь ощущение безысходности... Перед глазами у меня только два цвета, которые то смешиваются, то существуют по отдельности. Это цвета безысходности — серый и желтый. И запах сырости или гнили. Звуки всегда одни и те же: тяжелое дыхание, стук железа о камень, свист ветра. Приближение смерти чувствует все живое! В горле образуется комок и хочется плакать непонятно от чего».
И, удивительно, но, когда я читала "Котлован", то у меня возникали примерно те же ощущения, и будучи еще школьницей, для меня это было слишком тяжело и невыносимо.
А что с рассказом "Никита"?
Рассказ оставляет весьма сложные и неприятные чувства.
Вначале читаешь и окунаешься в мир детских страхов, порожденных вынужденным одиночеством и ощущением беззащитности перед огромным недружелюбным миром; заканчиваешь читать в недоумении из-за скомканной концовки.
Платонов приписал пролетариату, крестьянству, всему человечеству мироощущение нищего, сироты, бродяги. Смирение, косность, отчаяние — три кита, на которых держится платоновский мир. Слова, которые чаще всего встречаются в произведениях Платонова, — это слова отрицания, слова негативные, слова, говорящие не о существующем, а об отсутствующем, не о найденном, а о потерянном.
Утверждение, что все классики русской литературы достойны внимания и почитания — всего лишь устоявшийся социальный стереотип.
А каких авторов вы бы исключили из школьной программы и почему? Делитесь мнением в комментариях.
Мария Рыбалкина
МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
5 лучших книг для тех, кто хочет начать новую жизнь
5 книг для осеннего настроения
7 книг из школьной программы, которые стоит перечитать во взрослом возрасте
Топ-5 книг для идеального субботнего вечера