История создания Ботанического сада Берлина
Есть дела, которые продолжаются десятилетия. Десятилетия энергичной работы, больше века. Так создавался, например, Ботанический сад Берлина. Когда-то здесь, в современном берлинском районе Далем, были поля, а к настоящему времени на площади более 42 га собрано около 22 тысяч видов растений.
В 1889 году в Берлин был приглашен ботаник Адольф Энглер для занятия профессорской должности в университете Фридриха Вильгельма. Одновременно он был назначен директором Королевского ботанического сада и Королевского ботанического музея, расположенных тогда в Шёнеберге, небольшом городе возле Берлина (теперь это часть Берлина). Энглер был уже известен своей работой в Киле и Бреслау, начал издаваться его знаменитый многотомный труд «Естественная система семейств растений». Это был человек, увлеченный систематизацией растений, человек, умевший привлекать к своим исследованиям многих специалистов.
В 1883 году немецкое государство приобрело в Африке первые колонии и позднее в подчиненных Энглеру учреждениях было предложено создать центр по изучению растений тропиков, подготовке садовников для работы в Африке.
Ботанический сад в Шёнеберге был не очень большим. Дискуссия о переезде Ботанического сада началась еще в начале 1880 гг., когда профессор Игнац Урбан, часто совершавший прогулки верхом в районе Далем, не высказал предложение об устройстве Ботанического сада в этих местах. Урбан обратил внимание на подходящую почву (в его время здесь были засаженные поля). Его идея была поддержана работавшим в прусском министерстве культуры Фридрихом Альтхофом. Альтхоф настоял, чтобы 42 га пашни были переданы будущему саду.
Из Шёнеберга было перевезено много растений, даже деревьев, в том числе пальмы. В 1907 году закончена постройка Большой тропической оранжереи из стекла и стали. В этом же году открылся и новый Ботанический музей. Там разместились гербарии, библиотека, лаборатории ученых.
25 мая 1910 г. (через двенадцать лет строительства и развития) Ботанический сад официально открыт. Уже в первые годы по воскресеньям тут бывало до 10000 посетителей. Большое внимание привлекала Victiria amazonica, которая, как и в Ботаническом саду Шёнеберга, имела свой собственный дом. Гости сада могли увидеть бромелии, живущие без корней на сухих почвах и собирающие воду в розетках листьев.
Основной идеей Энглера было географическое расположение растений. Большую часть сада он разбил на зоны, соответствующие разным частям света. В Ботаническом саду Берлина есть Альпы и леса Америки, горы Кавказа и лиственные леса Европы.
Уже первая мировая война серьезно затронула Ботанический сад. Прекратились поездки в колонии, сотрудники сада не могли общаться с учеными других стран. Посетители приходили теперь в Ботанический сад не для того, чтобы полюбоваться растениями, а чтобы расспросить, какие дикорастущие растения можно употреблять в пищу, из чего можно варить суп или добыть масло, чем можно заменить табак. Популярными стали бузина, одуванчик и крапива. Газеты и журналы справлялись у Ботанического сада о съедобных и ядовитых грибах. Энглеру пришлось создать в саду специальную ботаническую станцию полезных растений.
Между двумя мировыми войнами Ботанический сад вновь пережил подъем. Снова можно было ездить за границу. Ботанический сад стал центром изучения тропических растений. Но приближалась Вторая мировая война. Экспедиция в Камерун в 1937 году была последней. Оттуда были привезены около 1000 живых и 1500 засушенных растений, 400 проб грунта.
Большие потери принесла Ботаническому саду вторая мировая война. В марте 1943 года при бомбардировке затронуты музейные здания, в том числе библиотека. В огне погибло 80000 книг и около 200000 научных заметок. Осенью взрывной волной были разбиты стекла в оранжереях. В следующие недели мороз уничтожил ценные тропические растения. Не все удалось восстановить в последующие годы.
После войны союзники потребовали, чтобы территории, пострадавшие от боев с советскими войсками, были засажены картошкой и овощами. Тогдашний директор Ботанического сада Людвиг Дилс, чувствуя себя виноватым за то, что не послушал своих сотрудников и вовремя не эвакуировал гербарии и библиотеку, умер через несколько месяцев после войны.
Только после окончания берлинской блокады в 1949 г. можно было думать о восстановлении сада с помощью средств из плана Маршалла. В этом году была высажена часть растений по географическому принципу, но уже по новому плану. После открытия Малой оранжереи был открыт и дом Victoria amazonica. С пятидесятых годов вновь начались поездки за границу.
Сейчас Ботанический сад Берлина — одно из красивейших мест города. На его территории постоянно ведется научная работа.
Фото автора
© Copyright 2020. All rights reserved.
Страница автора в Контакте: https://vk.com/daria_vel
Instagram: https://www.instagram.com/dariavelizhanina
Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100005172847438
Вы можете подписаться на канал, чтобы видеть в ленте подобные тексты. Нажимая «нравится», вы воодушевляете автора на другие статьи!