Найти тему
ПроАвтобизнес

Как сэкономить на тормозных колодках

Одна из ключевых обязанностей грамотного специалиста автопарка, отвечающего за функционирование и/или обслуживание подвижного состава – подбирать такие пары трения (тормозная колодка + тормозной диск), которые самым наилучшим образом отвечают конкретным задачам эксплуатации. Только в этом случае получится обеспечить максимальную экономию и безусловную безопасность дорожного движения. Как это сделать? Цикл статей на эту тему начинаем с этой публикации.

Первый факт

которым необходимо всегда руководствоваться при выборе чего-либо – неважно, тормозных колодок, дисков сцепления или смазочных материалов – заключается в том, что настоящая экономия (или наоборот – лишние расходы) кроются не в цене покупки, а в стоимости эксплуатации. И эту самую стоимость эксплуатации необходимо учитывать максимально детализировано. При расчёте себестоимости километра пробега успешные перевозчики давно уже разделяют расходы на топливо, на зарплату водителя, на техобслуживание и т.д., причём индивидуально для каждой транспортной единицы своих автопарков. При этом каждую статью нужно максимально детализировать, чтобы точно понимать, что, например, приводит к её росту, и как можно нивелировать этот тренд.

В рамках учёта расходов на сервисное обслуживание также важна максимальная детализация. Учитывать только суммы заказ-нарядов на ТО недостаточно. Принципиально важно понимать, в том числе, и какие именно компоненты транспортного средства были заменены, можно ли как-то влиять на интервалы замены этих компонентов.

Итак, первое правило экономии – максимальная детализация расходов на эксплуатацию и понимание способов воздействия на каждый из них.

Существенную долю в плановых расходах на эксплуатацию ТС составляют расходы на покупку так называемых «расходников», коими, в том числе, являются и тормозные колодки. Поговорим о них подробнее.

Второй факт

Многие продавцы тормозных колодок «забывают» законы физики, предлагая вам сделать «оптимальный» выбор. Помните, давным-давно в школьном учебнике вы видели таблицу коэффициентов трения? В ней каждый коэффициент зависит от того, пара каких материалов взаимодействует. Например, коэффициент трения «сталь-по-стали» сильно отличается от «сталь-по-дереву». В основе работы обсуждаемого нами тормозного механизма также лежит трение. И при пректировании тормозного механизма каждый производитель автомобиля закладывает совершенно определённый коэффициент для пары трения (колодка+диск), который зависит и от колодки, и от диска одновременно. Он будет оказывать существенное влияние и на работу АБС, и на шумность, и на ресурс, ну и конечно же, на возможность остановки с заданной скорости движения не более, чем за N метров. Поэтому авторитетные производители компонентов тормозных систем, поставляемых и на конвейеры автопроизводителей, и в запчасти, проектируют именно пару трения. Это значит, что если продавец магазина запчастей начинает вам предлагать «лучшие» тормозные колодки в ответ на ваш вопрос о них – действительно оптимального решения для себя в этом магазине вы не найдете. Я провожу курсы обучения для продавцов магазинов запчастей, и мои слушатели на ваш вопрос о колодках обязательно уточнят у вас и про то, какие тормозные диски вы сейчас эксплуатируете, и какие режимы движения вас интересуют, и какого межсервисного интервала вы придерживаетесь, и много чего ещё. Я постараюсь и вам подробнее рассказать о многих нюансах в следующих статьях, а пока – тезисно:

Второе правило экономии – подбирайте себе пару трения (колодка + диск), а не колодки отдельно и диски отдельно.

Третий факт

Более дешёвые в цене покупки колодки и диски могут оказаться и более выгодными при эксплуатации, причём без каких либо потерь в безопасности. Доказательство этого очень наглядно можно видеть в результатах тестирования по евростандарту R90. Важно отметить, что это тестирование обязательно проводится в независимой государственной лаборатории. В рамках испытательного цикла к испытуемым прикладываются нагрузки, соответствующие комплексу самых разных режимов движения – от «гражданских» до «тяжёлых». Исследуются и вопросы безопасности, и ресурс.

Первый «столбик» — доказывает нам то, что совсем дешевая тормозная колодка перед тем, как разрушиться, успевает еще и «изгрызть» оригинальный тормозной диск. Ну, это мы с вами и так уже по своему опыту знаем.

Второй «столбик» — это оригинальная колодка усиленной серии и оригинальный тормозной диск. Для нас с вами – эталон по износу.

Третий «столбик» — это колодка Meritor серии MAX и оригинальный диск. Колодка дешевле оригинальной, а износ пары трения – несколько меньше, чем в случае использования оригинальной тормозной колодки.

Четвёртый «столбик» — это колодка Meritor серии MAX и диск Meritor серии MBR5000. И диск, и колодка дешевле оригинальных, а износ и у колодки, и у диска - минимальный. Напоминаю - это результаты государственных испытаний.

-2

Формат данной статьи не позволяет мне объяснить, почему результаты испытаний оказались именно такими, но они предсказуемы и закономерны. Если вам случится присутствовать на моих лекциях или на вебинаре, то там я всё объясню с научной точки зрения, а пока – тезисно:

Третье правило экономии – выбирайте пары трения одного производителя. При этом важно учитывать не только бренд, но и совместимость компонентов на уровне артикулов (серий).

Читатель скажет «да езжу я как-то на колодках Альфа с дисками Гамма – и нормально». Ну и хорошо. Можно экспериментировать на себе и добиваться неплохих результатов. Но идеальных результатов вы вряд ли достигнете самостоятельно. Может банально не хватить времени и терпения, не говоря уже об инженерных знаниях, лабораториях и т.п. А мы с вами в самом начале договорились подходить к вопросу профессионально – то есть, добиваться результата, идеально соответствующего именно вашим запросам.

Правила экономии на этом не заканчиваются, у нас с вами действительно есть много возможностей, чтобы не «скроить», но оптимизировать. В следующих выпусках журнала я продолжу про это рассказывать. А пока – большое Вам спасибо за внимание!

Эксперт статьи

Андрей Долгих, представитель в странах СНГ по продажам и послепродажному обслуживанию компании MERITOR

-3

источник