В Москве много неординарных домов – бублики, спирали, книжки и дома на ножках. «Избушки на курьих ножках» одним кажутся оригинальными, другим – страшными. У третьих они вызывают ощущение полета здания над землей, а у четвертых – ассоциации с насекомыми.
Дома на ножках начали строить, потому что в 1960-е годы нужно было обкатывать технологию строительства высотных домов и удивлять мир. Что представляют собой эти жилые здания сегодня и сколько стоит поселиться в доме на курьих ножках?
Первый на ножках
Но первый дом «на ногах» появился в Москве еще в 1930-х годах. Это легендарный Дом Наркомфина, недавно наконец-то отреставрированный – оригинальное детище архитектора Моисея Гинзбурга. «Ножки» в нем не слишком массивные и появились в основном для того, чтобы обеспечить проход из одной части территории в другую. Ну и заодно доказать, что новаторская архитектура может все – даже поднять дом над землей.
Ножки прекрасно выдерживают вес здания, построенного из пустотелых блоков. Долгое время пространство под домом было «зашито», и ножек почти не было видно. Реставрация вернула зданию первоначальный вид.
Ну а позднее идею ножек подхватили другие архитекторы, причем сами ножки стали массивнее, а дома – выше.
Дом на Смоленском бульваре
Первый дом на ножках на Смоленском бульваре строили в 1967 году по проекту зодчих Заикина, Беллавина и Меламеда. А раньше на месте этого дома находились особняки Бахрушина и Лосева.
В этом жилом панельном доме нет первого этажа, а второй – технический. Под ножками жильцы и сотрудники близлежащих офисов и ресторанов умудрились сделать автостоянку.
В каждом подъезде дома – по две лестницы. Перил на этих лестницах нет и в помине! Вместо них там глухая стена из блоков, разделяющих две лестницы.
В доме, кроме стандартных, много двухуровневых квартир, что по советским временам была совсем экзотика.
Дом на проспекте Мира
Вторым домом на ножках стал 25-этажный панельный гигант на проспекте Мира напротив скульптуры «Рабочий и колхозница». Проект осуществляли те же архитекторы и инженеры, которые строили здание на ножках на Смоленском бульваре.
Из-за высоты опор первый этаж в доме находится на уровне третьего этажа стандартного дома. Левая и правая стороны балконов, которые к тому же расположены в шахматном порядке, сходятся под тупым углом к середине, и возникает необычный оптический эффект (ниже в фотогалерее).
В трех подъездах этого дома по два лифта. Архитекторам не удалось отстоять идею трех лифтов, а также высоту потолков – 2,8 м.
Квартиры здесь давали сотрудникам Института марксизма-ленинизма и спортсменам.
Планировка квартир в доме круговая, а вместо длинных коридоров – холлы. Кухни в квартирах здесь больше, чем в обычных панельках. Но площади самих квартир не такие уж и большие: размер «однушки» – всего 28 кв. м.
Видовая двухкомнатная квартира размером 44 кв. м на 20 этаже дома, предлагаемая в базе Mirkvartir.ru, стоит сегодня 11,9 млн рублей. Окна этой квартиры смотрят прямо на «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной.
Комнаты в ней изолированные, один балкон в спальне, другой в кухне. Раздельный санузел. Собственник подчеркивает в объявлении, что подъезд дома чистый, а соседи хорошие.
А видовая «трешка» площадью 84 кв. м в доме на ножках на проспекте Мира на 21 этаже продается за 20,5 млн рублей. Окна квартиры выходят на две стороны, из них видно территорию ВДНХ, Лосиный остров, Сокольники и Останкинскую башню. В квартире есть кладовка.
Дом на Беговой
Этот дом планировали построить на берегу Химкинского водохранилища. «Ножкам» предстояло обеспечить проход к водоему. Но строительство здания перенесли на Беговую улицу, чтобы удивлять туристов, приезжающих в Москву.
Так появился «Дом авиаторов». Его так называют, потому что квартиры в доме давали работникам завода «Знамя труда», которые изготовляли детали для советских самолетов. По проекту архитектора Андрея Меерсона дом на ножках должен был стать гостиницей, но стал жилым.
У него 40 ног, поэтому еще дом называют «сороконожкой», а еще «домом на курьих ножках». «Ноги» расходятся от центра к краям здания, но их толщина сужается к основанию так, что двум людям под силу обхватить одну опору. Опоры и основа первого этажа – из монолитного железобетона, а все остальные этажи – из стеновых панелей.
Визуально дом расширяется кверху, хотя на самом деле плиты просто лежат под углом. Плоскости овальных лестничных пролетов прорезаны вертикальными рядами окон.
Жильцы дома отмечают хорошую звукоизоляцию – это объясняется тем, что несущие панели и конструкции в таких сооружениях существенно толще и прочнее, чем в обычных панельках. В округлых башнях находятся пожарные лестницы. Сделали их специально – в случае пожара туда не проникнет дым.
Трехкомнатная квартира размером 75 кв. м в «сороконожке» стоит сейчас 16,8 млн рублей (ниже в фотогалерее). Она располагается на четвертом этаже. В ней огромная лоджия – особенность «Дома авиаторов». Во дворе дома находится охраняемая стоянка, где за владельцем квартиры закреплено место.
Дом на Мосфильмовской
Самый молодой из высоких жилых строений на ножках – «Дом на Мосфильмовской». Его строили долго – с 2004 по 2012 годы. Автором этого здания стал архитектор Сергей Скуратов. Комплекс высоток на Мосфильмовской улице в 2012 году занял пятое место в Топе-10 лучших небоскребов мира и считается одним из самых крутых небоскребов на планете.
Однако со строительством 52-этажной 213-метровой высотки (ниже в фотогалерее) связана целая эпопея. Архитектор превысил количество этажей, которые заявлял в плане. Главный архитектор Москвы требовал согласования высотности с ЮНЕСКО. Его получили. Но в 2010 году тогдашний мэр Юрий Лужков объявил лишние этажи самостроем и потребовал убрать их. Поговаривали, что он невзлюбил небоскреб из-за того, что он бросал тень на его любимые гольф-поля.
Разразился громкий скандал. Мэру объясняли, что демонтировать этажи, уже отлитые в бетоне, невозможно – это повлекло бы дефекты конструкции. Но Юрий Михайлович ничего не хотел слышать: «Срезайте», и все тут.
Неизвестно, чем кончилась бы история, но тут Лужкова отправили в отставку. Перед новым мэром за детище Скуратова вступились все известные российские архитекторы. Небоскреб отстояли, но были простроены только две башни из четырех запланированных.
Сам автор проекта говорил, что он видит это здание как гипермасштабную улитку. Окна верхних этажей дома направлены на Кремль, а с пентахусов открывается фантастический вид на Москву.
Дом Наркомфина на Новинском бульваре – самый известный дом-коммуна
Со всеми удобствами и… собственным призраком. Что внутри высотки на Красных Воротах?
Дома-коммуны – несбывшаяся утопия. Что там сейчас внутри и сколько это стоит?
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости