Как известно, сердцем автомобиля называют его двигатель - просто потому, что без двигателя машина никуда не поедет. Но не надо быть крутым "кардиологом", чтобы запомнить несколько советов, которые помогут оставаться этому "сердцу" здоровым. Вот несколько вещей, о которых автовладельцу не помешает знать.
Можно ли смешивать бензин с разными октановыми числами
Этот вопрос часто интересует российских автомобилистов, особенно тех, кто проживает в удалённых от центра страны населённых пунктах и тех, чьи автомобили рассчитаны на бензин А-95.
Несмотря на то, что Россия — нефтедобывающая страна, А-95 до сих пор бывает не везде и не всегда, поэтому автовладельцам случается доливать полупустые баки более низкооктановым А-92.
Большинство специалистов сходятся на том, что никакого вреда для двигателя такой «коктейль» не нанесёт. Единственное, что может ухудшиться — приёмистость автомобиля, да и то ненамного.
Дело в том, что все виды бензина имеют одну основу — разница только в количестве и качестве присадок, которые в нём содержатся. То же касается и бензина от разных производителей — присадки используются разные, но на мотор это никак не влияет.
Однако, нюансы всё же есть. Например, А-95 и А-92 в баке почти не смешиваются из-за разной плотности. В итоге слой более лёгкого А-95 расположится поверх слоя А-92 — таким образом, мотор сперва «съест» более низкооктановый бензин, а потом перейдёт к высококачественному «десерту».
А вот длительное использование чистого А-92 в моторе, рассчитанном исключительно на А-95, может навредить. Низкооктановый бензин в этом случае может вызвать детонацию, которая способна привести к повреждению деталей ЦПГ.
Как часто нужно дозаправлять машину
Многие неопытные водители часто приезжают на АЗС только тогда, когда стрелка указателя уровня топлива лежит около нуля. Делать этого ни в коем случае нельзя — езда «на сухую», то есть с почти пустым баком, может навредить многим узлам топливной системы автомобиля.
В первую очередь, «сухой» бак вредит топливному насосу — собирая остатки горючего с днища бака, он работает с повышенной нагрузкой, что крайне отрицательно сказывается на его ресурсе. Кроме того, при этом горючее подаётся в инжектор (или ТНВД у дизелей) с очень слабым напором. Соответственно, подача горючей смеси - или, в случае дизеля, солярки - в цилиндры становится тоже слабой, что может испортить топливные форсунки.
Особенно опасно ездить с пустым баком в холодное время года, которое как раз сейчас и начинается. Причина этого — водяной конденсат, который образуется на стенках топливных баков. Чем меньше в них горючего, тем, соответственно, больше конденсата.
К чему это приводит? Самая серьёзная проблема — после остановки автомобиля конденсат стекает вниз и, поскольку вода тяжелее топлива, оседает на дне бака. В итоге топливный насос начинает подавать её в двигатель. Это вызывает затруднённый запуск двигателя и ухудшение его работы. В самом плохом случае попадание воды в мотор чревато гидроударом и последующим капремонтом, если не заменой.
Вторая «засада» — вместе с конденсатом на дно бака сползает грязь с его стенок. Потом она попадает в топливную систему, совершенно к этому не готовую. Ладно, если в машине установлен бензофильтр — он спасает положение, правда, ценой собственного ресурса.
Беда № 3 характерна для автомобилей с металлическими топливными баками. Всё очень просто — водяной конденсат вызывает коррозию их стенок.
Наконец, если конденсата слишком много, при ночных заморозках он превращается в ледяную корку. Завести машину при таком раскладе точно не удастся, а многократные попытки сделать это гарантированно «убьют» топливный насос.
Как всего этого избежать? Очень просто: заезжайте на дозаправку, когда в баке остаётся не менее 25% горючего. Это послужит надёжной защитой от проблем с топливной системой.
И о моторном масле
Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал пословицу: «Человек любит ласку, а машина — смазку». Всё верно, только в последнем случае нужно соблюдать меру — перелив масла чреват проблемами.
Сначала не будет лишним напомнить, как определяется нормальный уровень масла в двигателе.
Итак, машина с остывшим мотором (если вы только что ездили, то нужно подождать 10−15 минут) стоит на более-менее ровной площадке. Открываем капот, достаём масляный щуп и протираем его тряпкой, не оставляющей волокон. Затем снова вставляем щуп до упора, ждём 2−3 секунды, аккуратно вытаскиваем и смотрим, где расположена верхняя кромка масляного следа.
Она должна быть между отметками Max и Min, соответственно, показывающими максимально и минимально допустимое количество масла в моторе. Допускается небольшое, на 2−3 мм, смещение уровня масла в сторону отметки Мах.
Повод объявлять тревогу появляется тогда, когда уровень масла оказывается ниже отметки Min. В этом случае нужно незамедлительно отправляться в сервис и выяснять, куда подевалась смазка. Но если уровень масла значительно выше отметки Мах — это тоже причина для беспокойства, особенно, когда он ушёл за отметку более чем на 5 мм.
Это означает, что масла в моторе слишком много. А его избыток грозит тем, что при работе двигателя напором смазки будут повреждены резиновые сальники и уплотнители — они просто-напросто протекут. Их придётся менять, а это, само собой, приведёт к трате времени и денег. Оно вам надо?
Перелив масла до 5 мм выше отметки Мах такой бедой не грозит, но при нём несколько вырастет расход топлива. Это тоже ударяет по карману, да и двигатель работает с повышенной нагрузкой. Поэтому лучше постоянно следить за тем, чтобы уровень масла в нём оставался в пределах нормы.
Добиться этого очень просто — менять масло следует только после прогрева мотора. Дело в том, что часто причиной перелива становится оставшаяся в поддоне «отработка», а это бывает именно при её сливе «на холодную».
Но даже на прогретом движке нужно постараться избавиться от отработанного масла полностью. На простых бюджетных машинах для этого можно использовать старую шофёрскую хитрость — когда масло полностью вытекло, пару раз крутануть движок стартером. Это поможет удалить практически всю «отработку».
Наконец, не следует забывать о том, что двигатели рассчитаны на масло определённой вязкости, а некоторые — произведённое только той или иной фирмой. Это нужно неукоснительно соблюдать — не подходящая мотору смазка способна его всерьёз испортить.