"Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и детях наших"
Мф. 24-25
Исторический роман, написанный американским историком с кошерной фамилией КЕРЦЕР, погружает нас в эпоху европейских буржуазно-демократических революций 19 века, рассказывая о громком резонансном случае (и потому обильно задокументированном, на что-то ссылается чуть ли не каждый абзац книги) изъятия католическими церковниками из еврейской семьи тайно крещеного ребенка. Погружает действительно глубоко! Обильные ссылки на различные исторические источники – от папских указов, церковных записей и газетных статей, до сохранившихся писем и дневников причастных к истории людей - делает эту книгу не только интересным ОЧЕРКОМ НРАВОВ бурной эпохи, но и рассказывает ПРИЧИНЫ И ХРОНОЛОГИЮ многих событий, имеющих отклик и в современном мире.
Завязка сюжета такова: молодая служанка-католичка, работающая в доме еврейской семьи Мортара, тайно крестила их сына Эдгардо, боясь, что душа заболевшего младенца ПОПАДЕТ В АД. Но ребенок был болен не смертельно, и спустя годы служанка как-то обмолвилась подруге о том, что Эдгардо крещен. Как известно, знают двое – знает свинья, и о случившимся узнает СВЯТАЯ ИНКВИЗИЦИЯ, тотчас распорядившись вырвать из лап родителей-иудеев ХРИСТИАНИНА и воспитать его в лоне церкви. С этого момента накопившиеся в обществе противоречия принимают ОТКРЫТУЮ ФОРМУ, борьба СТАРОГО И НОВОГО обострилась.
Аргументация со стороны евреев и примкнувшей к ним прогрессивной общественности сводилась к следующему: «что за косный церковный анахронизм, что за средневековье! Таинство крещения толком не совершено, а ребенка безосновательно вырывали из благополучной и любящей семьи!». Контраргумент церковных властей (процерковной прессы и общественности) заключался же в том, что «никто, даже сам Папа, не может "раскрестить" ребенка, который уже стал христианином», а посему возвращать ребенка в иудейскую семью не представляется возможным.
Все это происходит на фоне интересных и красочных описаний обществ Италии и Европы 19 века, их политических и религиозных воззрений. Но отдельно хочется отметить некую ОДНОБОКОСТЬ историка Керцера. Коль скоро ты смело прошелся по перегибам во взглядах на иудеев, которые были присущи европейским католикам того времени (типа кровавого навета и прочих суеверий про УБИЙЦ ХРИСТА), то объективности для, как мне кажется, стоило отметить, что и евреи были отнюдь не НЕВИННЫМИ АГНЦАМИ – вспомнить хотя бы их пещерный национализм и отношение к гоям.
Но в любом случае, все эти дипломатические споры, обращения и петиции, война в печати и судах, влияние этого дела на общественное сознание, падение института инквизиции и светской власти Папы Римского и проч. и проч. – все это от непосредственных участников событий, дошедшее до нас в различных формах, да еще и поданное удобоваримым стилем, делает книгу "Похищение Эдгардо Мортары" вещью одновременно ПРИЯТНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ, как женская грудь. Читать было интересно!
Напоследок вольно воспроизведу вам залихватскую шутку из книжки:
«Если еврейский младенец, на которого нянька побрызгала водой, пробормотав какие-то слова, стал католиком, то станет ли Папа Римский иудеем, если группа евреев проникнет в Ватикан с бритвой и сделает ему обрезание?»
Прочитал и написал участник нашего Вызова.
2019 г.
Больше отзывов в нашей группе. Ждём-с!