Сегодня нас ждет увлекательная прогулка по Петербургу: ее маршрут соединил адреса выдающихся людей, благодаря которым на рубеже XIX—XX веков формировалась коллекция ГРМ — Музея императора Александра III. Прогулка посвящена грандиозной по своим масштабам выставке «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное». Маршрут тоже масштабный — почти 8 км — однако мы увидим столько архитектурных шедевров различных эпох, что время может пролететь незаметно. Итак, в путь!
Первым пунктом нашего маршрута становится…
Потемкинская улица, д. 9/62
Вероятно, в Петербурге есть места, которые просто притягивают людей искусства, и годы над этим не властны… В начале XIX века в доме, находившемся на месте нынешнего, размещался литературный салон Софьи Пономаревой, который посещали Крылов, Баратынский, Дельвиг, Гнедич. В 1830-е архитектором Захаром Краснопевковым был построен особняк для коллежского советника Матавкина, который потом принадлежал его наследникам, и с 1866-го по 1875-й в доме жил писатель Николай Лесков.
В начале ХХ века владельцем дома стал представитель знаменитой фамилии, врач и коллекционер Сергей Боткин. Для нового хозяина в 1903—1906-м дом был перестроен и расширен архитектором Адамом Дитрихом в стиле петровского барокко.
Дом обрел известность в кругах ценителей прекрасного: его называли «домом-музеем», так как он был наполнен всевозможными произведениями искусства — от древнеегипетской пластики, средневековой деревянной скульптуры, шедевров елизаветинской, петровской и екатерининской эпох до произведений начала прошлого века. Сергей Боткин обладал уникальным собранием графики русских художников XIX–начала XX веков; он составил полнейшую коллекцию акварелей и графики членов общества «Мир искусства», с представителями которого был дружен.
После революции особняк был национализирован и стал музеем уже безо всяких оговорок: в нем открылась экспозиция произведений XVIII века. Однако в 1924-м музей был закрыт, а его имущество передано в другие учреждения культуры.
По Фурштатской улице мы выходим к Литейному проспекту…
Литейный проспект, д. 15
Еще в 1970-е здесь стоял доходный дом. Увы, при капитальном ремонте выяснилось, что кирпичная кладка не выдержит замены перекрытий, и дом был снесен. Сейчас на его месте находится Сад Дружбы.
В конце XIX века в доме жил ученый-филолог Федор Батюшков, в гости к которому приходили Куприн, Горький, Короленко. Жила тут семья купцов Мандельштамов, в которой подрастал юный Осип. Наконец, здесь жил историк и археолог Никодим Кондаков, имя которого самым тесным образом связано с Русским музеем.
Кондаков был профессором кафедры истории искусств Петербургского университета, но отдавал науке не только учебное, но и все свободное время. Квартира-кабинет Кондакова была настоящей «cсвободной академией», в которой на «субботы» и «воскресенья» собирались видные ученые-гуманитарии, а вместе с ними и совсем молодые студенты.
Среди главных заслуг Кондакова — изучение византийских и древнерусских икон. Ученый стал одним из признанных экспертов в этой области. Николай II пользовался его советами при формировании Древнерусского отдела будущего Русского музея, а сам академик в 1909-м преподнес в дар музею свою коллекцию икон.
Кондаков был дружен с известным художественным критиком Владимиром Стасовым, «в гости» к которому мы сейчас и направимся. Благо жил он совсем рядом. Проходим чуть вперед по Литейному и сворачиваем направо на улицу Пестеля.
Моховая улица, д. 26
Стасов сменил в Петербурге столько адресов, что вполне можно было бы предложить нашим читателям отдельный маршрут «По стасовским местам». Судите сами: 1-я линия Васильевского острова, Надеждинская (Маяковского) улица, Сергиевская (Чайковского) улица, Знаменская (Восстания) улица, 7-я Рождественская (Советская) улица… Но дольше всего — почти двадцать лет — Стасов прожил на Моховой.
Дом № 26, известный как дом Мелихова (по фамилии домовладельца 1830 – 1860-х – вице-адмирала Василия Мелихова), был построен в начале XIX века купцами Щербаковыми. Часть комнат сдавалась в наем, и жильцами там успели побывать многие известные люди. Например, среди крепостной прислуги землевладельца Энгельгардта был будущий классик украинской литературы Тарас Шевченко; в 1833 –1835-м и 1851-м в доме жил основоположник русской классической музыки Михаил Глинка, а в 1860-х — доктор медицины, один из первых русских врачей-писателей Кондратий Грум-Гржимайло. Дом не раз перестраивался: менялась этажность, во дворе появлялись флигели и корпуса. Своим нынешним обликом (1913–1914) он обязан архитектору Сергею Гингеру.
В 1957-м была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме с 1854 по 1873 год жил и работал выдающийся русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов».
Возвращаемся на улицу Пестеля, затем двигаемся по набережной Мойки и через Марсово поле к Неве. Обратим внимание на Михайловский (Инженерный) замок, входящий в комплекс Русского музея. В нем, кстати, открыт большой раздел экспозиции «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары». Рекомендуем посетить!
Миллионная улица, д. 5/1
А вот и еще одно здание из комплекса Русского музея — Мраморный дворец! Гениальное творение Антонио Ринальди попало в наш маршрут по целому ряду причин.
Во-первых, здесь жил великий князь Константин Константинович — поэт Серебряного века, драматург и переводчик, президент Императорской Академии наук, генерал-инспектор военно-учебных заведений… В общем, человек очень разносторонний и во многом до сих пор остающийся одной из самых загадочных фигур Российского Императорского дома. Как и монархи, великие князья дарили произведения искусства Русскому музею. И Константин Константинович не был исключением.
Во-вторых — пусть это и не относится к той эпохе, которая стала темой маршрута, — именно Мраморный дворец стал «домом» для двух крупнейших даров Русскому музею второй половины ХХ века. Речь идет о коллекции братьев Якова и Иосифа Ржевских, включавшей в себя более 500 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVIII — начала XX веков, и о не менее щедром даре немецких меценатов Петера и Ирэне Людвиг, благодаря которому в музей попали шедевры современного искусства.
В-третьих, как и в Михайловском (Инженерном) замке, в Мраморном дворце открыта часть экспозиции «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары». И ее тоже обязательно нужно увидеть!
И совсем рядом…
Миллионная улица, д. 11
Возможно, представитель древнего армянского княжеского рода Владимир Аргутинский-Долгоруков и не стал бы коллекционером, если бы не… переехал. Во всяком случае, его близкий друг, основатель общества «Мир искусства» художник Александр Бенуа писал, что князь «превращается в настоящего, одержимого всепоглощающей страстью собирателя лишь с момента своего переезда на ультрааристократическую Миллионную улицу».
Еще один «мирискусник» Мстислав Добужинский вспоминал: «Я любил бывать в его маленькой квартире на Миллионной. Обычные его посетители были Бенуа, Нувель, Сомов и Яремич. Квартира была верх изящества, на стенах висели превосходные картины, портреты и натюрморты XVII и XVIII вв., на камине в углу была горка с его знаменитым фарфором, горели свечи в старинных канделябрах и бра, и был невероятный хаос — кучами лежали всюду книги, гравюры и папки, и рыться во всем этом было большое наслаждение».
Дом № 11 —доходный дом Н.П. Жеребцовой/особняк А.П. Гагариной — был построен в 1799—1800-м архитектором Джакомо Кваренги; реконструирован и расширен в 1860—1863-м Людвигом Фонтана, причем при весьма бережной перестройке в здание был включен кваренгиевский дом. Сам Фонтана жил в этом доме, а в 1910-х в нем располагалось посольство Дании.
Далее мы идем по Миллионной к…
Дворцовая набережная, д. 32
Думается, не стоит особо распространяться о том, что находится по этому адресу. Конечно же, это Зимний дворец. Столь же очевидна и роль, которую сыграли его обитатели в формировании коллекции Русского музея: без Александра III и Николая II музея бы просто не было.
Множество произведений искусства приобреталось Александром III для будущего музея на экспозициях Товарищества передвижников и Академии художеств, на персональных выставках крупнейших живописцев конца XIXвека. Шедевры первой половины XIX века попали к императору в составе замечательного собрания купца Василия Кокорева. Именно они составили ядро музейной картинной галереи в Михайловском дворце.
Николай II продолжил дело отца. Самыми крупными его дарами музею стали приобретенные на посмертных выставках коллекции произведений Василия Верещагина и Валентина Серова. Всего же он подарил музею около 250 картин, не считая рисунков, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства.
Не забудем мы и других дарителей, принадлежавших к императорской семье: великих князей Владимира Александровича — президента Императорской Академии художеств, Георгия Михайловича — известного нумизмата и управляющего Русским музеем, Михаила Николаевича, Петра Николаевича, Павла Александровича, великих княгинь Елизавету Федоровну, Марию Павловну….
Продолжаем наш путь по Дворцовой и Английской набережным…
Английская набережная, дома 6 и 14
Эти дома имеют богатую историю. Набережная изначально позиционировалась как место в высшей степени респектабельное, неслучайно здесь располагались иностранные представительства. Не будем перечислять всех владельцев зданий, сосредоточившись на тех, кто внес неоценимый вклад в создание Русского музея, — семье Тенишевых, которая жила здесь в 1890-е – 1900-е.
Князь Вячеслав Николаевич Тенишев и его жена Мария Клавдиевна были крупнейшими меценатами своего времени, и их особняк (№ 14) был центром культурной жизни Петербурга. Здесь бывал весь цвет столичной интеллигенции. Возможно, самая яркая страница истории дома связана с бесплатной студией рисования, организованной княгиней Тенишевой по просьбе и под руководством Ильи Репина. Эта художественная школа открыла целую плеяду мастеров русской живописи и графики, среди которых были Сергей Чехонин, Ефим Честняков, Иван Билибин. Билибин сказал, наверное, самые правильные слова о Тенишевой: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».
Тенишевым принадлежала уникальная коллекция акварелей русских мастеров XIX–XX веков, которая была передана Марией Клавдиевной в дар Русскому музею.
После смерти князя Тенишева его вдова продала особняк и переехала в дом № 6, где жила до Октябрьской революции. После 1917-го дома Тенишевых были национализированы, и в них размещались различные госучреждения.
Переходим на другую сторону Невы по Благовещенскому мосту и поворачиваем на набережную Лейтенанта Шмидта.
18-я линия Васильевского острова, д. 1
Это здание появилось еще при Петре Великом, и к его созданию приложили руку «отцы-основатели» петербургской архитектуры: оно было построено по образцовому проекту Жана-Батиста Леблона, а руководил работами Доменико Трезини. В XVIII веке оно принадлежало князьям Репниным, потом меняло владельцев, в нем находилась аптека. Разумеется, от первоначального облика сохранились только стены и оконные проемы.
В 1883-м хозяином дома стал Михаил Боткин — художник, педагог, ученый, предприниматель, меценат… Дом был перестроен по проекту академика архитектуры Александра Бруни и «обзавелся» роскошными интерьерами по его же рисункам, а также вензелем нового хозяина «МБ» на мансарде.
Михаил Боткин был одним из виднейших коллекционеров своего времени, и его дом стал подлинным музеем (вспомним особняк Сергея Боткина на Потемкинской!). По воскресеньям все желающие могли бесплатно ознакомиться с коллекцией произведений искусства, которые Боткин собирал всю жизнь. В пяти комнатах располагались шедевры декоративно-прикладного искусства разных эпох и уникальная коллекция произведений Александра Иванова, включавшая в себя более 100 работ. Кроме того, Боткин устраивал в своем доме литературные и артистические вечера.
Сейчас в доме находится Музей-институт семьи Рерихов. Значит, жизнь этого здания как храма искусства продолжается!
Маршрут прогулки в Yandex Maps
Маршрут прогулки в Google Maps