Найти в Дзене
OhMyGeek

10 интересных фактов о фильме Нолана "Довод"

Оглавление

После одной из самых громких премьер в 2020, зрители по традиции разделились на два лагеря, один из которых считает, что Нолан - гений, вторая же, что он просто чокнутый.

Действительно, разобраться в концепции его нового фильма “Довод” будет непросто даже при повторном просмотре. Но уже тот факт, что идею фильма Нолан разрабатывал почти 20 лет, стоит того, чтобы обратить на него внимание - что же там такого напридумывал один из самых экстравагантных режиссеров современности.

Мир будущего на грани катастрофы — леса горят, а моря высыхают. Поэтому некая таинственная организация решает уничтожить прошлое, инвертировав его. Ей противостоит организация «Довод», которая хочет остановить апокалипсис в прошлом.

«Доводом» управляет главный герой фильма, безымянный агент ЦРУ и Протагонист — но мы об этом узнаем только в самом конце картины. Как и то, что это именно он посылает в прошлое человека по имени Нил, а еще вербует там сам себя, чтобы предотвратить конец света.

Роберт Паттинсон выйдет из своего вампирского амплуа. Но не сегодня.

Хотя Нолан до крайности серьезный парень и даже на съемках отдает предпочтение строгому костюму, ему вовсе не чуждо чувство юмора. Кодовая фраза: «Мы живем в мире сумерек» используется несколько раз во время фильма.

Это своеобразная пасхалка к тому, что Роберт Паттинсон, который уже сыграл не один десяток по-настоящему серьезных и глубоких ролей, до сих пор не может избавиться от стереотипа того самого вампира подростка из Сумерек, а может быть это легкая месть за Бэтмена.

-2

Слишком серьезный подход к декорациям.

Неизвестно, чем Нолану так не угодили современные технологии, которые вполне способны создать на экране все что угодно, режиссер предпочитает снимать свои фильмы с минимальным использованием графики.

И в отличие от павильонов и специально созданных для фильма декораций, Нолан предпочитает использовать реальные строения в своих фильмах. Например, сцена, происходившая в киевском оперном театре, была снята в Таллинне, в Линнахалле – месте, которое первоначально было построено для Олимпиады 1980 года, когда Эстония еще входила в состав бывшего Советского Союза. Здание пустовало уже больше 10 лет, поэтому команде до начала съемок пришлось отремонтировать помещения и докупить недостающие зрительские кресла.

-3

Никаких зеленых экранов.

Но Нолан не был бы собой, если б он ограничился только сценой в киевской опере. Как Сайто в “Начале” купил целый аэропорт, Нолан не поскупился и купил целый Боинг, чтобы по плану Нила с размахом врезать самолет во Фрипорт.

Сначала режиссер конечно планировал снять этот эпизод при помощи миниатюры и сочетания визуальных эффектов с практическими, но потом отмахнулся от этой идеи, посчитав, что будет эффективнее купить настоящий самолет в реальную величину и снять это все на настоящую камеру, а не строить какие-то фигурки или рисовать все на компьютере.

Это уже, кстати, не первый раз, когда Нолан уничтожает самолет ради хорошего кадра. Подобное мы уже видели в начале «Темного рыцаря», где Бейн устроил побег по воздуху.

-4

Нолан потратил 6 лет на научную обоснованность сюжета

Если не вдаваться в подробности, история Нолана опирается на вполне реальные современные физические концепции, а в разработке деталей сюжета ему помогал лауреат Нобелевской премии, физик-теоретик Кип Торн, с которым Нолан уже работал над картиной «Интерстеллар».

-5

Конечно, Нолан никогда не утверждал, что «Довод» — картина, в которой научные законы выполняются беспрекословно.

К тому же, некоторые ученые утверждают, что теории Нолана хоть и фантастические, но вполне возможны, и если бы в природе существовала возможность создания обратной энтропии, то "при идеальном раскладе поведение предметов было бы очень похоже на то, что мы видим в фильме: пули влетали бы обратно в дуло пистолета, трещины на стеклах восстанавливались и так далее, потому что энтропия и время — материи, которые всегда тесно взаимодействуют друг с другом."

У Нолана время обрело цвет.

При первом просмотре зрителям сложно понять, что к чему, особенно когда сюжет начинает скручиваться в единое целое и казалось бы, при очевидной близости развязки, все становится только запутаннее. Однако режиссер оставил небольшую подсказку - на протяжении всего фильма красный цвет используется для указания времени, идущего вперед, а синий - для указания инверсии времени.

-6

Это отсылка к эффекту Доплера,

при котором тела света, перемещающиеся от Земли, выглядят красными по мере того, как световые волны растягиваются наружу (красный сдвиг), а тела света, движущиеся к Земле, выглядят синими, когда световые волны сжимаются вместе (синий сдвиг). Возможно, если бы эту инструкцию выдавали перед походом в кинотеатр - одной загадкой стало бы меньше.
-7

Парадокс убитого дедушки реально существует.

Одно из ключевых понятий вселенной «Довода» — парадокс убитого дедушки. Герои по очереди пытаются решить кажущуюся на первый взгляд забавной, логическую задачку: перестанут ли они существовать, если вернутся в прошлое и убьют собственного дедушку? Ответа на этот вопрос нет ни у главных героев, ни у самого Нолана.

-8

По логике смерть Сатора в прошлом должна была обнулить все угрозы из будущего. Однако этого не произошло, что дает повод считать, что герои находятся в ловко закрученной временной петле.

Однако парадокс убитого дедушки вовсе не придуман Ноланом, он на самом деле существует, и был впервые описан писателем-фантастом Рене Баржавелем в книге 1943 года «Неосторожный путешественник», что спровоцировало целую бурю протестов от ученых, а Стивен Хокинг даже пытался опровергнуть его, устроив вечеринку, приглашения на которую выслал после того, как она уже состоялась, чтобы доказать абсурдность самого существования этой теории.

-9

Парадокс убитого дедушки — это потенциальная логическая проблема, которая возникнет, если человек отправится в прошлое. Название происходит от идеи, что если человек отправится в какое-то время до того, как у его деда появятся дети, и убьет его, это сделает его собственное рождение невозможным, и получается замкнутый круг, где каждое последующее действие противоречит предыдущему.

-10

Самый странный режиссер и название фильма соответствующее.

Только ленивый еще не высказался насчет самого названия фильма и корректности его перевода на русский язык. Вкратце, в оригинале фильм называется «TENET», в переводе на русский - «принцип», но такое название не подходит под общую концепцию “зеркальности” и поэтому его заменили словом Довод.

К слову, в других странах, где так и не удалось адекватно отразить слово, чтобы оно оставалось палиндромом, название вообще оставляли как есть, просто указывая транскрипцию.

Слово «tenet» взято из одного из самых первых палиндромов, который был обнаружен на колонне в Помпеях — римском городе, уничтоженном извержением вулкана в 79 году нашей эры.

-11

Этот так называемый «магический квадрат» состоит из пяти слов: «sator», «arepo», «tenet», «opera» и «rotas», расположенных в квадрате таким образом, что их можно читать в любых направлениях.

Из букв, состав­ляющих «Sator arepo tenet opera rotas», можно собрать крест, состоящий из двух надписей «Pater noster» («Отче наш») — первых слов христианской молитвы.

Лишние буквы — две A и две O, оставшие­ся от этой перестановки, исследователи толкуют как «альфу и омегу», начало и конец всего сущего.

Все эти пять слов так или иначе были задействованы в фильме.

Сатор – это фамилия персонажа Кеннета Брана.

Художника, подделавшего картину, звали Арепо.

Со словом «Тенет», ну или в русском переводе “Довод”, итак все ясно, это кодовое слово, которое, как говорит главный герой, объясняет все.

Опера – это первое место действия. ведь фильм как раз и начинается в Киевской опере.

А «Ротас» – это название судоходной компании, в контейнере которой прятались герои.

-12
Но есть и другое объяснение значение слова Тенет— это фамилия главы ЦРУ Джорджа Тенета, который возглавлял управление с 1996 по 2004 год, то есть во время террористических атак на США. Такая вот печальная отсылочка к событиям 11 сентября.

Также в слове «tenet» спрятано две десятки («ten») — один из ключевых моментов финальной спецоперации, т.к. группы должны были выполнить свое финальное задание за 10 минут.

Нолан - мастер скрытности

Кристофер Нолан вообще очень любит создавать свои фильмы в атмосфере строжайшей секретности. Так что неудивительно, что многие актеры до самой премьеры не видели сценарий полностью, и даже любимый актер самого Нолана - сэр Майкл Кейн прочел перед началом съемок только свои собственные реплики.

Роберт Паттинсон и Джон Дэвид Вашингтон видели полный сценарий, но читали его, будучи запертыми в комнатах студии, к тому же им приходилось периодически перелистывать на несколько страниц назад, чтобы хоть что-нибудь понять.

-13

А Роберт Паттинсон во время подготовки к съемкам, к тому же пытался скрыть от режиссера тот факт, что он уже прослушивается на роль Бэтмена, хотя по иронии судьбы, именно Нолан снял две самые известные экранизации о Темном рыцаре.

9. В фильме нет ни одной инверсивной сцены

Актер Юрий Колокольников, сыгравший в «Доводе» роль русского головореза Волкова, помощника Сатора, в своем интервью «КиноПоиску» рассказывал, что больше всего его впечатлили съемки погони на шоссе, которые снимались в режиме реального времени. Нолан собрал самую большую команду из 20 лучших гонщиков Лос-Анджелеса и опытных каскадеров.

-14

Двигатели и систему автомобилей специально переделали, чтобы машины могли ехать задом с большой скоростью. Все поездки были отработаны на отдельном полигоне, бывшей взлетной полосе военного аэродрома, после чего уже снимали на реальном восьмиполосном шоссе в Таллине протяженностью более 8 км, которое полностью блокировали.

-15

На съемках у Нолана никому не будет легко

И если уж режиссер решил придерживаться принципа реальной съемки с минимумом эффектов, и не прибегать к перемоткам и прочим искажением кадра, то он последовательно идет до конца.

Актеров Нолан жалеть не стал, им пришлось научиться не только двигаться в обратном направлении, но и говорить свои реплики задом наперед. Тяжелее всего пришлось актерам, которые к тому же говорили с русским акцентом, например Кеннету Брана.

-16

Элизабет Дебики, исполнительница роли Кэт, обладает ростом 190 см и очевидно Нолан решил использовать физические особенности актрисы, заставив ее реально открывать дверь автомобиля ногой, во время съемок погони, благо длина ног позволяла, хотя девушка и признавалась, что это было крайне непросто.

-17

А Джон Дэвид Вашингтон, несмотря на прекрасную физическую форму, в прошлом актер - профессиональный игрок в американский футбол, так набегался в процессе, что после после окончания съемочного процесса, к собственном удивлению, вообще валился с ног.

-18