Найти тему
Про Обувь

Что общего между обувью и кожгалантереей и шорно-седельными изделиями?

Оглавление

Меня давно интересовала эта тема. Давайте окунёмся в историю.

Я - Василиса - модельер обуви с высшим образованием и 20-летним опытом работы по профилю. Мой блог - это источник интересных фактов, технологических фишек в мире обуви, о личных работах и истории обуви.

Шорно-седельное производство занимается изготовлением различных товаров. К ним относят различную упряжь, седла и ряд мелких изделий. Для производства таких изделий применяют натуральную и искусственную кожу, специальную тесьму и канаты, войлок, древесные материалы, металлические детали и т.д.

Главное отличие в приёмах работы шорников от приемов сапожников заключается в употреблении иглы для швов: шов сапожника должен быть плотный, не пропускающий ни пыли, ни воды, нитка должна заполнять прокол, поэтому игла тут не годится; а шорник не связан этим условием.

Предлагаю рассмотреть два производства, которые из шорно-седельных перепрофилировались в обувные.

В Новосибирске к 1930-му году осталось несколько кустарных мастерских, где изготавливали сундуки-укладки, кофры, обивали легковые экипажи, ладили парадную упряжь с металлическими заклёпками. С начала 1930-х годов шорно-седельная фабрика заняла прочное место среди развивающихся предприятий Новосибирска. В 1934 году фабрика получила от закрывающегося кожзавода №3 помещение. Предприняв попытку расширить ассортимент изделий, стали выпускать рукавицы, перчатки, портфели, бумажники, покрышки для футбольных и волейбольных мячей. Продукция пользовалась спросом. Цех продолжали оснащать новым оборудованием. Отмечалось, что предлагаемый в 1936 году ассортимент не удовлетворяет спроса торговых представителей, и даны рекомендации по улучшению качества отдельных изделий. В1938 году, уже находясь в подчинении Новосибирского областного управления легкой промышленности, шорно-седельная фабрика стала хозрасчетным предприятием. К 1941 году она выпускала шорно-седельных и галантерейных изделий поровну.

В феврале 1942 года на фабрике был организован фурнитурный цех, продукция которого обеспечивала смежные цеха. Летом 1943 года на фабрике был открыт магазин. Продолжалось комплектование фабрики современным оборудованием и станками. В их число входили швейные машины, прессы, токарные и сверлильные станки, ленточные конвейеры и т.д. Росту объёмов производства в значительной мере способствовал переход на восьмичасовой рабочий день по указу Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 года.

С началом Великой Отечественной войны все промышленные предприятия перестроились на военный лад. Стали больше выпускать и шнуров для военной обуви. С 1 января 1960 года это производство стало называться «Новосибирская кожгалантерейная фабрика».

В. В. Корсакова (вторая слева) - Герой Социалистического Труда - с работницей своей бригады. Предприятие КОРС, Новосибирск, 1956 г.
В. В. Корсакова (вторая слева) - Герой Социалистического Труда - с работницей своей бригады. Предприятие КОРС, Новосибирск, 1956 г.

Также рассмотрим данный переход на примере производственного объединения "Комплект". Берет оно свое начало в 1882 г., когда в Замоскворечье появилась шорная мастерская. Фабрика, основанная купцом 2-й гильдии Израилем Кохмановичем Щетининым, была одной из крупнейших по производству шорно-седельных изделий.

Как свидетельствуют документы, фабрика начиналась с мелкого кустарного производства. В шорной мастерской стояли грубо сколоченные верстаки, на которых кроили и резали кожу. Работая острыми ножами, шорники вырезали заготовки будущих изделий. Фирма Щетинина росла и приобретала все большую популярность. В 1908 году продукция, изготавливаемая на фабрике завоевала первое место на отраслевой выставке.

фото: http://fabrika-obuvi.ru/pages/show/about
фото: http://fabrika-obuvi.ru/pages/show/about

Пережив войны, революции и национализацию, поменяв несколько названий (фабрика Щетинина, шорно-седельная фабрика №3, объединение "Пролетарий", объединение "Комплект" и, наконец, "Фабрика Обуви"), коллектив нескольких поколений сумел сохранить традиции обувного мастерства. Сейчас "Комплект" также производит и продает обувь.

Существует несколько причин перехода шорно-седельного производства на обувное.

С появлением автотранспорта в городах стало меньше лошадей. Я добыла для Вас пару любопытных фотографий. Посмотрите на первую. Она сделана в Нью-Йорке в 1900 году. По улице разъезжают десятки конных повозок и всего ОДИН автомобиль. Вон он, обведен красным:

-4

А теперь посмотрите на вторую. Она сделана на том же самом месте в 1910. И там всего ОДНА единственная лошадь на дороге, заполненной машинами!

-5

В России было примерно то же самое, но чуть позже.

Второй немаловажный момент - население стало увеличиваться, начал расширяться ассортимент обуви, мода давала свои плоды. Всё это вкупе с промышленной революцией дало свои трансформации.

И последнее, что хочется отметить - ранее фабрики были зажаты в рамках государственного правления. "Раскрутиться" при Царе можно было только за свой счёт. А при Советах многие отрасли стали прогрессировать: планы, пятилетки, передовики производства и всё за счёт государства.

Также Вам могут быть интересны статьи на похожие тематики:
Купила мама Лёше новые галоши. История советских галош
Что означало товарное клеймо на американской обуви?
"Принцип доступной роскоши" или "как Америка завоевала обувной мир"