Найти тему

5 приемов профессиональной журналистики для создания контента частного специалиста

Частопрактикующему специалисту, как правило, очень сложно найти время на создание контента о себе и своей работе. Хотя он и понимает, что это необходимо для привлечения новых клиентов и удержания существующих.

Я предлагаю вам 5 журналистких приемов, зная и применяя которые, вы сможете создавать свои тексты быстрее и продуктивнее.

Здесь намеренно ни слова о заголовках. Это слишком объемная тема, требующая отдельной статьи. Ниже пойдет речь о приемах работы с «телом» текста.

Итак:

1. Начните текст с реплики, мини-диалога. Практика показывает, что вступление в текст с яркой эмоции, облаченной в реплику героя описываемых событий, придает тексту остросюжетности, лишает повествование лишней «воды», сразу приводит читателя в тонус.

Пример 1:

- Все эти Печорины с Бедными Лизами доведут меня до инсульта! Вы не могли научить моего сына писать сочинения?

- Вот это поворот! - подумалось мне, пока явно взбешенная мама школьника Андрея, в красках описывала напряжённую литературно-сочинительскую ситуацию в их семье

2. Создайте «эффект присутствия». Прорисовка словами одежды героев, выражений их лиц и движений, декора комнаты или особенностей ландшафта местности, освещенности, цветов и фактур предметов, - всё это сыграет на то, что читатель почувствует себя, если не участником, то явно очевидцем событий.

Пример 2:

Глаза Натальи метали искры от негодования. Тонкими руками с идеальным маникюром она то и дело разгоняла воздух перед собой, демонстрируя масштаб проблемы с сочинениями сына.

3. Меняйте планы повествования, причем начните с крупного плана - с яркой и цельной детали, черты героя или особенности описываемой ситуации. Дальше, как будто «камера отъезжает» и показывает читателю всю ситуацию целиком, общие черты, широкие ракурсы.

Пример 3:

Крупный план – реплика мамы в примере 1. Далее следует общий план – взгляд на ситуацию целиком.

Дело было примерно в 2010 году. Мои доводы, что я не учитель литературы и к тому же только что закончила университет, пусть и работаю уже пару лет корреспондентом - ту маму не убедили.

Она была уверена, что ее сын-подросток не будет слушать репетиторов литературы. К тому же она уже пробовала нанять знакомую учительницу. Было страшно, но я согласилась. Это был мой первый опыт преподавания текстового ремесла.

И снова крупный план – в центре внимания школьник Андрей, его особенности.

Школьник Андрей, как выяснилось, много читал. Я вообще впервые, надо сказать, увидела мальчика, который читал все школьные произведения по собственному желанию. Проблема заключалась в том, что он «расплывался» в своих рассуждениях, отчего его тексты были не иначе как потоком сознания.

И далее снова общий план:

Прошло всего три занятия. Они привнесли в его сочинительства структурность, принцип единства и несколько нехитрых приемов раскрытия сюжетных линий. И вот! Семейство продемонстрировало мне первую «пятерку» за эссе по литературе. Бонусом были сохранённые нервы впечатлительной мамы.

4. Задавайте вопросы читателю. И отвечайте на них здесь же. Вопросы всегда привлекают внимание и держат читателя в тонусе. Часто успешно работают вопросы в заголовках. Но это уже другая история.

Пример 4:

А что было потом? Андрей не стал отличником-литературоведом. И даже блогерство не захватило его начитанный ум. Он - инженер. Мне рассказывали, что будучи студентом технического вуза, он писал шутки для команды КВН своего факультета. А еще Андрей в часы досуга пишет книгу. Главный герой проходит долгий путь. Путь к своему призванию.

5. Играйте с ритмом текста. Это ничто иное, как чередование в разных комбинациях коротких (1-5 слов), средних (6-12 слов) и длинных (13-20 слов) предложений в тексте. Если вы пробежитесь по всем примерам в этой статье, то увидите этот прием в каждом абзаце.

Буду очень рада, если вам были полезны эти примеры и приемы. Больше о журналистких приемах для создания контента вы найдете на моей страничке в Инстаграм.