«А, правда, что Бог сказал, что нельзя работать?»
Нет, наоборот. Когда Господь поселил Адама в раю, еще никакого греха не было, уже тогда Господь ему заповедовал возделывать и хранить сад Эдемский. Возделывать сад — это что? Это трудиться, ухаживать за ним, землю пахать! Значит, даже в раю Адам работал! А вот тяжесть труда — это уже наказание за грех.
«Труд — это проклятие или благо? Как Вы расцениваете высказывание: "И будешь ты в поте лица твоего добывать себе пищу"?»
«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19) — так звучит место из Библии. Труд — это не проклятие. Господь заповедовал трудиться Адаму еще в раю, Он «поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его» (Быт. 2:15).
Господь сотворил человека и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). А как можно ею обладать, если ты не знаешь свойств? То есть кроме заповеди трудиться, Господь дал человеку заповедь обучения: обучайся, узнавай, изучай.
И то, что мы сейчас достигли современного уровня цивилизации, это свидетельство того, что фактически мы продолжаем выполнять изначальный замысел Божий. Мы трудимся, осваиваем землю. Мы ее наполнили, учимся ею обладать и управлять. Мы научились добывать из земли различные вещества, делать из них компьютеры, космические корабли, которые могут бороздить просторы космоса, изобрели нанотехнологии и т.д. Эта заповедь была дана человечеству еще до грехопадения. И мы продолжаем ее выполнять.
А вот тяжесть труда — это уже результат грехопадения. Наш труд часто не имеет успеха и бывает втуне, т.е. впустую. Мы трудимся, что-то делаем, а потом это или рушится, или перестает быть актуальным, или еще что-то случается... И это уже последствия греха.
Господь, когда говорил, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой»,не проклинал и не наказывал. Нет, не так сказано! Это печальная констатация факта. Господь просто открывает Адаму его будущее и говорит, что его ждет теперь впереди.
Человек был создан как венец творения, как хозяин, царь, властелин этого мира. И на человеке лежит ответственность за этот мир. Потому что если у тебя есть власть, то ты ответственен за всё, что тебе подвластно. Поскольку человек так поступил: отпал от Бога, грехом остановил в себе приток Божественной благодати, то и весь мир тоже от Бога отпал.
В результате этого мир теперь обернулся как бы против человека. Теперь будет так: земля будет плодить «терние и волчцы» (Быт. 3:18), «в поте лица твоего будешь есть хлеб», пока не «возвратится прах в землю, чем он и был». Это печальная констатация факта. Вот так я понимаю эти слова.