Найти тему
Жизнь советского человека

Подводный истребитель советского флота, от которого невозможно было уйти. Планируется возрождение?

Военное руководство и конструкторы в наши дни задумываются о том, чтобы возродить строительство атомных подводных лодок – аналогов класса «Лира», последняя из которых была утилизирована в 2009 году. Зачем планируют потратить средства на её возрождение? Что так заинтересовало военных в конструкции советского подводного истребителя?

Подводная лодка "Лира"
Подводная лодка "Лира"

Разработка велась СКБ-143 в Ленинграде. Главные конструкторы: М. Г. Русанов, затем В. В. Ромин. Первый боевой аппарат введен в строй в последний день 1971 года, что положило начало созданию единственной в мире серии атомных субмарин, работающих на ядерном реакторе, использующем в качестве теплоносителя расплавленный металл.

Технические характеристики были уникальными. При максимальной скорости 41 узел (76 км/ч) лодка разгонялась до неё за 1 минуту и за 42 секунды могла развернуться на 180 градусов. Аппарат мог догнать любую иностранную субмарину и часами висеть у неё «на хвосте», демаскируя и её контакты. При этом любая попытка отбиться от аппарата была безуспешной. «Лира» успешно уворачивалась от торпед и уходила, когда хотела. Удачной технической особенностью подводной лодки было наличие спасательной капсулы, которая могла доставить экипаж на поверхность в самой критической ситуации.

В когорте атомных подводных лодок это была настоящая «малышка», длиной чуть более 80 м и полным водоизмещением 3180 тонн. Благодаря революционной для того времени системе управления экипаж сократили до 32 человек, которые следили за состоянием всех агрегатов из общего пункта управления. При необходимости затопить чужую подлодку или «огрызнуться» на противника «Лира» была не беззащитна. Боезапас составлял 20 торпед, а также мины и противокорабельные ракеты «Вьюга».

Американский журнал Defense Electronics в 1984 году называл следующие проблемы, возникшие для США после появления «Альфы» (по классификации НАТО):

  • Глубоководность и быстроходность, позволяющая увернуться от американских ракет.
  • Трудность обнаружение, что давал корпус из титана, неуязвимый для магнитометрических средств обнаружения.
  • Покрытие в 6 дюймов, поглощающее звуки и затрудняющее обнаружение акустическими средствами.
  • Глубина погружения, превышающая возможности других лодок, что давало скрытность.
АПЛ "Лира"
АПЛ "Лира"

Современные возможности позволяют справиться с главной трудностью прошлого – сложным техническим обслуживанием. Также за счёт автоматизации корабельных систем возможно резкое сокращение численности экипажа. Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Виктор Кравченко с полной ответственностью заявлял, что для этого нет никаких технических препятствий. Существует даже проект полной роботизации новой версии атомного подводного истребителя. Как оно будет на практике, возможно, обыватель узнает через десятки лет.

Ваше мнение ждём в комментариях. Возможно, кто-то обладает более интересной информацией, которой может поделиться с другими.

Подписывайтесь на канал. Впереди много интересного! Если статья понравилась, ставьте лайк достижениям наших военных конструкторов!