Своей жене он решил представить…собственную фаворитку. «Эта мадам служила мне, а теперь желает прислуживать вам», - со смешком произнес Генрих IV. Молодая женщина, о которой шла речь, покраснела до самых ушей. А ведь она была не робкого десятка! Генриетта Д Антраг, хотя и привыкла к неучтивым шуткам правителя Франции, на этот раз сдержаться не смогла – выбежала, подхватив юбки, из покоев королевы. А та пребывала в не меньшем замешательстве. Но такова была мораль короля Генриха.
«Он плохо воспитан и неотёсан, это почти что простолюдин», - с сожалением признавалась первая супруга Генриха, прекрасная Маргарита де Валуа. По сравнению с Генрихом Гизом и братьями королевы Наваррской, беарнец, действительно, смотрелся деревенщиной. Но Генрих не смущался, и даже бравировал этим. Изысканные манеры не были ему чужды, но так забавно было глядеть, как вытягиваются лица придворных, едва он позволял себе крепкое словцо! Или щеголял в забрызганном грязью плаще на королевском приеме!
Эпатаж, впрочем, был не таким уж показным. Генрих – несмотря на старания богобоязненной матушки – превратился в человека с вольными представлениями о нравах. А став королем Франции в 1589 году, беарнец больше не испытывал нужды в притворстве. Да, ему пришлось поменять веру (в шестой раз!) поскольку в противном случае Париж не принял бы его, но в личной жизни он предпочитал не прятаться.
О королевских фаворитках болтали напропалую. Они сменяли одна другую, даже когда Франция обрела новую официальную государыню – Марию Медичи. Как известно, с Маргаритой де Валуа король развелся, ибо в этом браке у них не родилось детей, а династию следовало обеспечить продолжением. Но молодожён не оставил прежних привычек, и посещал Генриетту Антраг (подробнее о ней я писала в статье Мадам Заноза). По просьбе этой дамы король и пристроил фаворитку в штат своей жены. Но сделал это, как всегда, слишком прямолинейно.
Историк Ги Шоссинан-Ногарэ описал, как это было: Генриетте требовалось поцеловать край платья королевы, однако Генрих IV так резво подтолкнул молодую женщину, что та упала на колени перед государыней. «Она – моя фаворитка, - сообщил король, - но теперь будет служить и вам».
Мария Медичи сразу поняла, что с мужем будет непросто. Но даже не подозревала – насколько. Он поселил своих законных детей рядом с бастардами от герцогини де Бофор, и нисколько не отделял одних от других. Если шалил дофин Людовик – дофина ожидало суровое порицание, если шкодил Сезар Вандомский (первенец от герцогини), того могли наказать ничуть не меньше. Королева бранилась и требовала, чтобы незаконные дети были отосланы, но Генрих Наваррский оставался непоколебим. Вышло так, что в один момент «ожидали прибавления» и Мария Медичи, и Генриетта, и король весело сообщал друзьям: «У меня скоро будет принц и его слуга».
И он все также продолжал ухлестывать за дамами. Охладел к Генриетте, появилась другая нимфа. А потом и последняя влюбленность, в дочь коннетабля Монморанси (я писала об этой истории в статье «Передумал»). Правда, юная особа не спешила сдаваться, и предпочла убежать подальше от Парижа и восторгов коронованного кавалера.
А что же делала королева? Она гневалась и… тратила. Свое неудовольствие Мария Медичи гасила покупкой украшений, вскоре собрав внушительную коллекцию. Если же чаша ее терпения переполнялась, случались и громкие размолвки на весь Лувр:
- Ваша голова занята одними юбками! – кричала королева, по свидетельству историка Элен Фисэль.
Неудивительно, что сын Генриха IV, следующий за ним король Людовик XIII, к женскому полу был почти равнодушен – насмотрелся на переживания матери и «подвиги» отца. Его строгость в вопросах отношений так изумляла современников, что они начали по-своему трактовать это поведение. И были далеки от истины. Просто Людовику не пришлась по душе мораль короля Генриха.
Источники: Э. Фисэль "Жизнь Марии Медичи"
#наука #франция #литература #знаменитости #женщины
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше исторических статей о Средневековье и Новом времени.
Лайки и перепосты - ваш комплимент автору!