Найти тему
Юрист.Лекции

Особенности конституций стран, входящих в Содружество независимых государств и их соотношение с конституцией РФ. КУРСОВАЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ​3

1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИЙ СТРАН ВХОДЯЩИХ В СНГ​7

1.1 Предпосылки принятия Конституций стран, входящих в СНГ​7

1.2 Отличительные особенности стран, входящих в Содружество Независимых Государств​14

2. СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ С КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ​22

2.1 Сравнительно правовой анализ Конституции Российской Федерации и Конституций стран, входящих в Содружество Независимых государств в контексте основ конституционного и прав и свобод человека​22

2.2 Соотношение Конституций в контексте органов законодательной, исполнительной и судебной власти​35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ​42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ​45

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: Актуальность темы обусловлена тем, что распад СССР изменил жизнь народов и целых стран на огромном геополитическом пространстве Евразии, породив комплекс проблем политического, военного и гуманитарного характера. На первый план вышел вопрос формата отношений между новыми независимыми государствами. Сегодня эти отношения во многом определяются взаимодействием в экономической и военно-политической областях в рамках интеграционных объединений. 

Вместе с тем политические, экономические, культурные и иные связи, сложившиеся в период длительного пребывания народов этих стран в рамках единого союзного государства — Союза ССР, — настоятельно диктовали необходимость их нового объединения. Этим объединением стало Содружество Независимых Государств, построенное на международно-правовой основе. В результате свободного волеизъявления Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина приняли решение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), основанного на началах суверенного равенства всех членов СНГ, которые являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Важнейшей задачей Содружества государства-участники определили сотрудничество в области экономики, таможенного дела, охраны границ, в военно-политической и социально-гуманитарной сферах, а также в некоторых других областях государственной и общественной жизни. 

Преобразования, обозначившиеся в общественной жизни стран СНГ практически с момента обретения независимости, вызвали необходимость совершенствования и дальнейшего развития конституционно-правового регулирования государственной и общественной жизни. Свидетельством этому является интенсификация процесса обновления конституционного законодательства, результатом которой явилось принятие в странах СНГ новых конституций: Азербайджанской Республики 13 ноября 1995 г.; Республики Армения 5 июля 1995 г.; Республики Беларусь 24 ноября 1996 г.; Грузии 24 августа 1995 г.; Республики Казахстан 30 августа 1995 г.; Кыргызской Республики 5 мая 1993 г. с изменениями 10 января 1995 г.; Республики Молдова 29 июля 1994 г.; России 12 декабря 1993 г.; Таджикистана 6 ноября 1994 г.; Туркменистана 18 мая 1992 г. с изменениями 27 декабря 1995 г.; Узбекистана 8 декабря 1992 г. с изменениями и дополнениями 28 декабря 1993 г.; Украины 12 июля 1996 г. Конституционные реформы проходят и в республиках, входящих в состав государств СНГ. Новые конституции, например, приняты в Абхазии (26 ноября 1994 г.), Каракалпак-стане (9 апреля 1993 г.). 

Интенсивность конституционных реформ в странах СНГ свидетельствует о серьезных изменениях, происходящих в государственном устройстве этих стран, в новом отношении к общепризнанным в мировом сообществе демократическим ценностям, в построении новой организации органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституции и текущее законодательство в государствах — членах СНГ более контрастно, нежели ранее, отражает специфические национальные и исторические особенности этих территорий. 

Степень научной разработанности составляют исследования, высказанные в трудах таких ученых, как И.Р Рабаданова, А.В. Шубин

Г.А. Василевич, ,. В.Г. Вишняков, Н.А.Михалева, М.Н. Лазарева, И.В. Выдрин

Объектом исследования будут выступать отношения, возникающие в результате конституционного правового регулирования

Предмет исследования - сравнительный анализ Конституции России и конституций стран, входящих в СНГ

Цель курсовой работы - Основные цели моей курсовой работы заключаются в анализе особенностей принятия Конституций стран, входящих в СНГ, определении общей характеристики Конституции РФ и конституций стран, входящих в СНГ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) выявить предпосылки принятия Конституции, входящих в СНГ

2) выделить отличительные особенности Конституции остальных стран входящих в СНГ      

3) проанализировать положения действующих Конституций стран входящих в СНГ и сопоставить их с положениями действующей Конституции Российской Федерации

Методологическая основа исследования состояла в применении метода синтеза, сравнительного анализа, моделирования, метода обобщения, метода анализа нормативно-правовой базы , формально-юридического и исторического метода

Структура курсовой работы определена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.

1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИЙ СТРАН ВХОДЯЩИХ В СНГ

1.1 Предпосылки принятия Конституций стран, входящих в СНГ

 

Для начала нужно отметить, что собойпредставляет Содружество Независимых Государств (СНГ) и историко-правовые предпосылки его образования. 

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающую роль в реформировании политической системы. В их числе Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», который исключил ст. 6 о руководящей роли КПСС, а также Закон «О выборах народных депутатов», утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе.

В марте 1989 года состоялись первые за период существования советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С. Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: «Народный фронт Эстонии», «Народный фронт Латвии», «Саюдис» (Латвия). 1989 год стал годом появления многих партий. 

В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря -«Демократическая партия России», а в ноябре того же года - «Республиканская партия Российской Федерации». В октябре 1990 года на базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года, оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Возникновение новых политических партий и движений было обусловлено углубляющимся не только экономическим, но и политическим кризисом, а также поиском выхода из создавшегося положения; прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти. Распад экономических связей, политико-правовая неопределённость и перемещение фондов предприятий в коммерческие структуры привели к обострению экономического кризиса, который вместе с нарастанием дефицита бюджета, естественно, способствовал именно центробежным тенденциям. Центр воспринимался как источник социально экономических бедствий, избавление от него — как избавление от трудностей. В этой политической обстановке определились реформаторско-демократическая и национально-патриотическая тенденции, в качестве общественно-политического развития. Также имело место увеличение числа национальных конфликтов в период перестройки как из этнических, так и из иных, социальных и политических, факторов. Конфликты между соседями и стремление «убежать из СССР» во многом подпитывались экономическими проблемами. 

Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. На основе исторической общности народов бывшего СССР, сложившихся между ними экономических, государственно-политических и демографических связей в конце 1991 г. образовано Содружество Независимых Государств (СНГ).

8 декабря 1991 г., руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич) встретились в Беловежской пуще. Судьба СССР была решена. Был подготовлен проект Содружества независимых государств (СНГ) — даже не конфедерации, а объединения совершенно самостоятельных стран. «Оказывается, всё можно решать оперативно, если на дороге нет «бревна», которое называется центр», — заявил Л. Кравчук.

По своей политической природе создание и механизм взаимоотношений субъектов - это межгосударственное объединение, основанное на договоре. В основе СНГ легли учредительные документы - «Соглашение между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 г., что и стало правовой основой прекращения существования СССР. Протокол к «Соглашению между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств» от 21 декабря 1991 г.; «Алма-Атинская Декларация» от 21 декабря 1991 г. ;«Устав Содружества Независимых Государств» от 22 января 1993 г. Эти акты имеют международно-правовой характер и предусматривают обязательную процедуру их ратификации участниками Содружества.

Тем самым была основана межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

Можно выделить следующие отличительные особенности данной организации:

1) целями Содружества являются: развитие сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, создание общего экономического пространства, обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права;

2) предметы совместного ведения СНГ: обеспечение прав и основных свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в области формирования общего экономического пространства, таможенная политика, транспорт, охрана здоровья и окружающей среды, миграционная политика, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в области оборонной политики и охране внешних границ;

3) определена система органов СНГ:​Совет глав государств, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд.

4) участники Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами мирового сообщества. 

Создание СНГ было призвано обеспечить безболезненный переход от единого союзного государства к системе суверенных национальных государств на месте бывшего СССР. 

Образование СНГ предопределило необходимость правового оформления и закрепления новой государственности. Первыми шагами на этом пути стали выработка и принятие новых конституций стран-участниц, которые бы отвечали их новому международно-правовому статусу. С провозглашением суверенитета и независимости в упомянутых государствах начинается активизация процессов формирования нового конституционного строя.

Принятие пятой по счету Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 г. ознаменовало качественно новое развитие белорусской государственности. Причины ее принятия были связаны с распадом СССР, принятием Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете и приданием ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона, нормы которой имели большую юридическую силу, чем Конституция 1978 г., развитием гласности и демократических процессов на постсоветском пространстве. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 27 июля 1990 г. провозгласила суверенитет белорусского государства, верховенство государственной власти в границах ее территории, независимость республики, решимость создать Демократическое правовое государство. Принятие Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. явилось основополагающим фактором активизации как конституционного процесса в целом, так и внутригосударственных правовых процессов, интенсификации нормотворческой деятельности на принципиально новой юридической правовой основе.

Основные новации Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.:

• Первая Конституция Республики Беларусь как независимого самостоятельного государства;

• Республика Беларусь впервые в истории провозглашена унитарным, правовым, демократическим, социальным государством;

• Закрепила более широкий круг прав и свобод личности. Человек признается высшей ценностью и целью общества и государства;

• Учредила новую систему государственных органов, основанную на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

• Учрежден пост Президента Республики Беларусь как Главы государства и исполнительной власти;

• Образован Конституционный Суд Республики Беларусь;

• Закреплено многообразие политических институтов, идеологий и мнений;

• Закреплено равенство всех форм собственности;

• Белорусскому языку придан статус государственного.

Если анализировать предпосылки принятия Конституции Украины, то модно отметить следующие основные положения: 

Как известно, до 1991 года Украинская ССР была союзной республикой в составе СССР. 16 июля 1990 года Верховная Рада (Парламент) Украины провозгласила Декларацию о государственном суверенитете Украины. В ней говорилось о необходимости разработки и принятия на ее основе новой Конституции и законов страны. 

Разработка новой Конституции Украины заняла шесть лет, что по сути представляет более длительный процесс, чем в других бывших советских республиках. Ситуация осложнилась противоборством законодательной власти и Президента Республики (этот пост был введен изменениями в действовавшую тогда Конституцию 1978 г.

Сложность и противоречивость условий, в которых принималась российская Конституция, наложили значительный отпечаток не только на ее содержание (речь идет и о конституционной модели федеративного устройства России, и о функционировании конституционной системы органов государственной власти, и о модели местного самоуправления, предусмотренной Конституцией, и о многих других моментах), но и на воплощение в жизнь ее предписаний. Конституция 1993 г. стала переломным этапом на пути к гражданскому обществу и правовому государству, обозначив начало перехода от номинальногоконституционализма к реальному. Сложившаяся на основе старых и новых подходов, она содержала бьющие в глаза расхождения, когда, например, разделение властей соседствовало с нормой о возможности Съезда народных депутатов и Верховного Совета обращаться к любому вопросу управления, чего в принципе быть не могло. 

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что принятия Конституций стран СНГ в общих чертах обусловлено следующими условиями:

1) Распад Союза ССР и образование на его месте независимых и суверенных государств — бывших союзных республик — предопределили необходимость правового оформления и закрепления новой государственности. 

2) Необходимость закрепления суверенитета каждой из стран-участниц (Декларации о государственном суверенитете). 

3) влияние общепризнанных принципов и норм международного права, что отражает современный прогрессивный подход к формированию и содержанию национальных правовых систем, прогрессивные интеграционные тенденции в праве

4) необходимость построение демократического государства 

5) неопределённость законодательной власти, положения Президента и Парламента в системе законодательных инициатив, их места в правовой системе страны 

6) изменение государственной идеологии

7) введение политического и идеологического плюрализма;

8) признание принципа разделения властей;

9) признание верховенства права и закона;

10) признание естественного характера прав и свобод и их правовые гарантии.

 

 

1.2 Отличительные особенности стран, входящих в Содружество Независимых Государств

 

Конституции государств — участников СНГ являются основополагающими правовыми актами, устанавливающими и закрепляющими правовую основу обеспечения национальной безопасности. В настоящее время в государствах участниках СНГ продолжается активный процесс конституционного развития как на уровне самих конституций, так и на уровне законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с действующими конституциями. В.Г. Вишняков в своей работе совершенно справедливо говорит, что «обновление конституций в большинстве стран Содружества стало результатом меняющейся расстановки политических сил, продолжающихся политических и экономических реформ. Вместе с тем в конституциях сохраняются основные конституционные нормы и принципы… Конституции сохраняют и укрепляют механизмы реализации прав личности, конституционные основы народовластия, приоритет общечеловеческих ценностей, господство права…»

В настоящее время конституции приняты во всех зарубежных странах СНГ: Азербайджане — 12 ноября 1995 г.; Армении —5 июля 1995 г. (06.12.2015 – ныне действующая) ; Беларуси — 24 ноября 1996 г.; Грузии — 24 августа 1995 г.; Казахстане — 30 августа 1995 г.; Кыргызстане —27 июня 2010 года; Молдове — 29 июля 1994 г. с изменениями от 19 июля 1996 г.; Таджикистане — 6 ноября 1994 г.; Туркменистане — 18 мая 1992 г. с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г.; Узбекистане — 8 декабря 1992 г. с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 г.; Украине — 28 июня 1996 г. Конституционные реформы проводятся и в республиках в составе стран СНГ.  

Большинство конституций зарубежных стран СНГ имеют однотипную структуру. В ней отражены четыре блока проблем: 

1) сущность общественного строя и форма правления;

2) основы правового положения личности;

3) государственное устройство (политико-территориальная организация государства);

4) система органов государственной власти и основы местного самоуправления.

Анализ положений вышеупомянутых Конституций следует  Преамбулы — вводной части. Все конституции содержат её. В ней провозглашаются основные устремления народа, его идеалы, обозначены нравственные ценности — гражданский мир, согласие, свобода, вера в добро и справедливость, права человека; это некая своеобразная увертюра к тексту конституции, что создает эмоционально-психологический настрой для восприятия основного закона.

В Преамбуле Конституции Таджикистана отмечается, что Таджикистан является неотъемлемой частью мирового сообщества. Подтверждается приверженность идее незыблемости казахской государственности в Конституции Казахстана, идеалам свободы, равенства и согласия.

Признается приоритет прав и свобод человекасогласно Конституции Кыргызской республики; провозглашается решимость создать демократическое общество и правовое государство, обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, достойную жизнь для себя и своих потомков, приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям национальных традиций; стремление обеспечить национальное возрождение кыргызов, защиту и развитие интересов представителей всех национальностей, образующих вместе с кыргызаминарод Кыргызстана. 

В Преамбуле Конституции Туркменистана подчеркивается неотъемлемость права народа на самоопределение, ответственность за настоящее и будущее Отечества; верность заветам предков жить в единстве, мире и согласии. Целью государства провозглашается охрана национальных ценностей и интересов, укрепление суверенитета туркменского народа, утверждение устоев народовластия и правового государства, гарантии прав и свобод каждого гражданина, обеспечение гражданского мира и национального согласия.

Таким образом, можно отметить следующее: все Преамбулы Конституций имеют схожее содержание: признание незыблемости свобод и прав человека, приверженность цели построения свободного, социального и демократического государства - предпосылки принятия Конституций. Всё это предопределяет основы Конституций стран СНГ. 

Сравнительный анализ текстов конституций государств — участников СНГ показывает, что весь конституционный материал сгруппирован в крупные блоки норм — разделы (главы), которые представляют собой комплексные конституционные институты.

Первый блок норм во всех конституциях стран Содружества посвящен основам конституционного строя. Это глава 1 Конституции Армении, раздел I Конституции Туркменистана и Беларуси — «Основы конституционного строя»; раздел I конституций Молдовы и Узбекистана — «Основные принципы»; глава 1 Конституции Грузии — «Общие положения». 

Выделяется внутренняя структура раздела«Основные принципы» Конституции Узбекистана. Здесь имеются главы:

1) «Государственный суверенитет» (гл. 1);

2) «Народовластие» (гл. 2); 

3) «Верховенство Конституции и закона» (гл. 3); 

4) «Внешняя политика» (гл. 4).

В первом разделе конституций можно отметить следующую общую особенность: закрепляется республиканская форма правления и основные принципы общественно-политического строя.

Второй блок норм конституций стран Содружества посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Единственным отличием является название этого раздела в конституциях различных государств СНГ. Это: «Личность, общество, государство» (раздел II Конституции Беларуси); «Основные права, свободы и обязанности» (раздел II Конституции Молдовы); «Человек и гражданин» (раздел II Конституции Казахстана); «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» (раздел II конституций Туркменистана и Узбекистана); «Основные права и свободы человека и гражданина»(глава 2 Конституции Армении); Права и свободы человека и гражданина» (глава 2 Конституции Кыргызстана); «Гражданство Грузии. Основные права и свободы человека» (глава 2 Конституции Грузии); «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» (раздел II Конституции Украины) и др.

Третий блок норм конституций стран Содружества касается государственного устройства республики. Это, например, раздел IV Конституции Узбекистана — «Административно-территориальное устройство». В Конституции Украины имеются два раздела: «Территориальное устройство Украины» (раздел IX) и «Автономная Республика Крым»(раздел X). Однако такой блок норм не типичен для унитарных государств.

При этом в некоторых странах Содружества имеются автономные образования (Азербайджан, Грузия, Молдова, Узбекистан, Украина, Таджикистан).

В ряде конституций особо выделены главы, посвященные государственным символам, в других дается подробное описание государственного герба, флага (ст. 13 Конституции Армении) либо содержится отсылка к действующему законодательству (ст. 20 Конституции Украины).

Практически все конституции стран Содружества содержат разделы (главы), закрепляющие институты государственной власти и местного самоуправления. Это, в частности, раздел III Конституции Беларуси — «Законодательная, исполнительная и судебная власть»; раздел V Конституции Узбекистана— «Организация государственной власти». В эти разделы включены главы, посвященные парламенту — «Парламент — Национальное Собрание» (глава 4 раздела IV Конституции Беларуси); «Олий Мажлис Республики Узбекистан» (глава XVIII Конституции Узбекистана); «Парламент Грузии» (глава 3 Конституции Грузии); «Национальное Собрание» (глава 4 Конституции Армении). Наиболее квалифицированно этот раздел разработан в Молдове. Здесь глава 4 — «Парламент»— подразделяется на три части: «Организация и деятельность» (часть 1); «Статус депутатов» (часть 2); «Законодательство» (часть 3). Специальная глава (7) регулирует отношения парламента с правительством.

В президентских республиках в системе органов государства приоритетное положение отведено главе государства, что получает отражение в структуре конституции. Глава конституции, посвященная президенту (глава 3 Конституции Беларуси; глава 3 Конституции Кыргызстана; глава 5 Конституции Молдовы; глава 19 Конституции Узбекистана) размещается перед главой, посвященной парламенту. Однако в Конституции Украины раздел V, посвященный Президенту Республики, следует за разделом IV — «Верховная Рада Украины».

Во всех конституциях стран Содружества имеются главы (разделы), посвященные органам судебной власти и прокуратуры (глава 6 Конституции Армении — «Судебная власть»; глава 22 Конституции Узбекистана — «Судебная власть Республики Узбекистан»; глава 5 Конституции Грузии — «Судебная власть»; глава 6 Конституции Беларуси — «Суд»; глава 9 Конституции Молдовы — «Судебная власть» и раздел V — «Конституционный Суд»; глава 6 Конституции Кыргызстана — "Суды и правосудие"; разделы «Прокуратура» (VII), «Правосудие» (VIII) и «Конституционный Суд Украины» (XII) Конституции Украины.

Конституции отражают разнообразный подход к регламентации статуса местных органов государственной власти и местного самоуправления. В ряде республик вопросы местного самоуправления выделены в самостоятельные разделы (например, раздел V Конституции Беларуси — «Местное управление и самоуправление»; глава 7 Конституции Армении — «Территориальное управление и местное самоуправление»; глава 8 Конституции Кыргызстана и раздел XI Конституции Украины — «Местное самоуправление». Другие республики рассматривают местные представительные органы в системе организации государственной власти (глава 20 Конституции Узбекистана — "Основы государственной власти на местах").

Главы, посвященные избирательной системе, имеются не во всех конституциях стран Содружества (например, глава 23 Конституции Узбекистана — «Избирательная система»; раздел III Конституции Украины — «Выборы, референдум»; раздел III Конституции Беларуси — «Избирательная система. Референдум»).

В некоторые конституции государств Содружества включены разделы (главы), нетипичные для всех государств СНГ. Это, например, глава 8 раздела VI Конституции Беларуси — «Государственный контрольный комитет».

В ряде конституций зарубежных стран СНГ в особый раздел выделены главы, регулирующие финансово-кредитную систему. Это, например, глава 25 Конституции Узбекистана — "Финансы и кредит". В Конституции Молдовы имеется раздел «Национальная экономика и публичные финансы», а также глава 8, посвященная институтам публичного управления.

Конституция Узбекистана содержит главу 26 «Оборона и безопасность», Конституция Грузии — главу 7 «Оборона государства». В других конституциях стран СНГ аналогичных глав нет.

Во всех конституциях стран Содружества есть раздел (глава), определяющий порядок принятия конституции и внесения в нее изменений и дополнений. Это, в частности, глава 8 Конституции Армении — «Принятие, изменение Конституции и референдум»; раздел VIII Конституции Беларуси — «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения»; глава 9 Конституции Кыргызстана — «Порядок изменения и дополнения Конституции Кыргызской Республики»; раздел VI Конституции Узбекистана — «Порядок изменения Конституции»; раздел XIII Конституции Украины — «Внесение изменений в Конституцию Украины» и др.

Во многих конституциях выделен раздел, содержащий заключительные и переходные положения (например, глава 9 Конституции Армении, раздел XV Конституции Украины), в котором определен процесс передачи власти новым государственным институтам.

Можно отметить, подводя итог, что общие черты конституционного развития стран СНГ предопределены: 

1) общим историческим прошлым бывших республик СССР; 

2) признанием общепризнанных в мировом сообществе гуманистических ценностей, как-то: народовластие; республиканская форма правления; государственный суверенитет; социальный и светский характер государства; верховенство права и закона; примат норм международного права; приоритет прав и свобод человека; защита прав национальных меньшинств; плюрализм форм собственности; поддержка частного предпринимательства; 

многопартийность; разделение властей; парламентаризм; местное самоуправление.

2. СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ С КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Сравнительно правовой анализ Конституции Российской Федерации и Конституций стран, входящих в Содружество Независимых государств в контексте основ конституционного и прав и свобод человека

 

​С принятием Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация реально встала на путь демократических преобразований, политическая власть вернулась в рамки конституционного поля. Именно Конституции 1993 г. создала в стране новую модель общественного и государственного строя, основанную на общепризнанных для нашего времени демократических ценностях.

​Конституция определила эти ценности в качестве незыблемых основ конституционного строя РФ: закрепила универсальную концепцию прав и свобод человека и гражданина, содержащую широкий перечень основных прав и свобод граждан РФ с признанием приоритета естественных прав человека; установила в России новую систему государственной власти, основанную на принципе разделения властей; регламентировала статус Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека, главного арбитра в обеспечении конституционного функционирования органов государственной власти.

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав:

1. Основы конституционного строя;

2. Права и свободы человека и гражданина;

3. Федеративное устройство;

4. Президент Российской Федерации;

5. Федеральное Собрание;

6. Правительство Российской Федерации;

7. Судебная власть;

8. Местное самоуправление;

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. по своему содержанию Преамбула Конституции РФ имеет схожие положения по отношению к Преамбулам Конституций стран, входящих в СНГ. Только одно отличие можно выявить в Конституции Молдовы и Конституции Украины. Во всех Конституциях отмечается, что «Мы народ ….. принимаем Конституцию», то в вышеуказанных Конституциях хоть и от имени народа, но Конституцию «принимают» полномочные представители народа: в Конституции Молдовы – это депутаты Парламента, а в Конституции Украины - Верховная Рада Украины. 

1) Основы конституционного строя:

В Конституции Республики Армения глава I специально посвящена основам конституционного строя. Республика Армения провозглашается суверенным, демократическим, социальным, правовым государством, которое обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов государства и в соответствии с принципами и нормами международного права и государственная власть в которой осуществляется на основе принципа разделения властей. В Конституции Республики Молдова в разделе I "Основные принципы" Республика Молдова провозглашается демократическим правовым государством, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются Конституцией. В Конституции Украины в разделе I «Общие положения» закрепляется, что Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным правовым государством с республиканской формой правления, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В Конституции России в 1 главе «основы конституционного строя» провозглашается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Где человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Большинство конституций стран СНГ закрепляют суверенитет народа и народ провозглашается единственным источником государственной власти.

Большое значение в конституциях стран СНГ придается провозглашению государственного суверенитета. В своих конституциях они стремятся особо подчеркнуть суверенный характер их государственности. Такое особое внимание конституционному закреплению государственного суверенитета объясняется тем, что народы большинства бывших республик СССР ни до его образования, ни после не имели собственногонезависимого суверенного государства. Так, Конституция Туркменистана гарантирует верховенство и полноту государственной власти на своей территории.

В ней говорится, что «Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы» (ст. 1). В Конституции Украины (ст. 2) закреплено, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. В Конституции Армении (ст. 1) Республика Армения провозглашается суверенным государством. Статья 1 Конституции Кыргызской Республикипровозглашает, что суверенитет КыргызскойРеспублики не ограничен и распространяется на всю ее территорию. В конституции России (ст.4) суверенитет распространяется на всю ее территорию. Аналогичные положения содержатся в конституциях и других стран СНГ.

Практически все конституции государств СНГ закрепляют социальный характер государства. В конституции России ст. 7. Это означает, что конституцией на государство возлагается обязанность стремиться к обеспечению социальной справедливости и благополучия населения страны, а также проводить такую социальную политику, которая нацелена на социальную защищенность человека. Конкретно это выражается в том, что конституция обязывает государство всемерно способствовать созданию достойных условий жизни человека для его всестороннего, гармоничного, свободного, творческого развития. В соответствии с конституцией, государство обязано способствовать как можно большей занятости населения, гарантировать минимальный уровень оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи и обеспечивать реализацию родительских прав, охранять здоровье людей. В конституциях стран СНГ на государство возлагаются обязанности в сфере социального обеспечения и социальной поддержки инвалидов, пожилых людей и других категорий населения, имеющих право на социальное обеспечение. Основные законы упомянутых государств закрепляют гарантии социального обеспечения из бюджета государства по старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца. В конституциях стран СНГ предусматриваются обязанности государства по обеспечению экологического благополучия в государстве.

Важнейшее место в конституциях стран СНГ отводится регулированию вопросов, связанных с правом собственности. Следует отметить, что в каждой отдельной стране — участнице СНГ конституционно-правовое регулирование основополагающих отношений в сфере собственности порой существенно отличается. Так, не все конституции провозглашают многообразие форм собственности. Например, в ст. 13 Конституции Республики Беларусь говорится, что «собственность может быть государственной и частной», а в ст. 14 Конституции Азербайджанской Республики закреплено, что «собственность может быть государственной, частной и муниципальной». В ст 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Большинство конституций стран СНГ провозглашают равную защиту всех форм собственности. Они закрепляют равноправие всех форм и видов собственности, гарантируют их равную защиту и одинаковые условия для их развития. Так, в ст. 53 Конституции Узбекистана читаем: «Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством». 

Однако в некоторых конституциях говорится не о защите всех форм собственности, а о защите всех субъектов права собственности. Например, в ст. 13 Конституции Украины устанавливается: «Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом». Так же как и в конституции России ст. 8 гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Практически все конституции стран СНГ провозглашают демократический характер государства. В основных законах этих государств запрещается узурпация государственной власти кем бы то ни было. Об этом, например, говорится в ст. 5 Конституции Азербайджана: «Ни одна народность Азербайджана, ни одно лицо, социальная группа или организация не может присвоить полномочие по осуществлению государственной власти»; в п. 2 ст. 2 Конституции Республики Молдова устанавливается, что «ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением против народа»; в п. 3 ст. 3 Конституции Республики Казахстан закреплено: «Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону...».; в п 4 ст 3 конституции РФ Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Подобные положения закреплены в конституциях и других государств СНГ.

В ряде конституций государств СНГ провозглашается политический плюрализм и идеологическое многообразие. Так, в п 2 ст13 указано, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В ст. 7 Конституции Республики Армения говорится: «...в Республике Армения признается многопартийность»; в п. 1 ст. 5 Конституции Республики Казахстан закреплено, что в Республике «...признается идеологическое и политическое многообразие»; в п. 3 ст. 1 Конституции Республики Молдова провозглашается, что: «...справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются».

В большинстве конституций стран СНГ провозглашается светский характер государства. В ст. 16 Конституции Республики Беларусьустановлено: «Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим религиям не допускается».

2) Основы правового статуса личности:

Для конституций стран СНГ характерно также признание человека высшей ценностью. Так, в ст. 2 Конституции Республики Беларусь отмечается приоритетное значение для государственной политики прав и свобод человека: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства», а в п. 2 ст. 15 Конституции КыргызскойРеспублики говорится: «Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Они признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было». Так же в конституции РФ в п 3 ст 17 говориться: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» Подобные принципиальные положения, касающиеся основных прав человека, содержатся в конституциях и других стран СНГ.

В соответствии с конституциями стран СНГ, гарантом прав и свобод выступает государство. Так, в п. 1 ст. 24 Конституции Республики Молдова закреплено: «Государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность», а в п. 1 ст. 26, посвященной праву на защиту, говорится, что "право на защиту гарантируется".

Гражданство в странах СНГ:

Правовой статус личности в странах СНГ в значительной мере зависит от характера института гражданства. Содержание данного института складывается, прежде всего, из конституционных норм, которые получают свое развитие в текущем законодательстве. Все конституции государств СНГ включают в себя нормы о гражданстве. Конституционное право закрепляет равное гражданство вне зависимости от оснований его приобретения. Об этом либо прямо говорится в соответствующих положениях конституции, либо это вытекает из смысла конституционных статей о гражданстве или из разделов конституций о правах и свободах. Так, в п. 1 ст. 10 Конституции Республики Казахстан говорится: «Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения». Так жекак и в конституции России Ст 6. В ряде других конституций государств — участников СНГ прямо не говорится о равенстве гражданства вне зависимости от оснований его приобретения, но провозглашается равноправие всех граждан.

Одновременно многие конституции закрепляют право гражданина изменить свое гражданство. В соответствии с конституциями стран СНГ никто не может быть лишен этого права. В ст. 7 Конституции Туркменистана говорится: «Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство», а в п. 2 ст. 10 Конституции Республики Казахстан установлено: «Гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана». Большинство конституций стран СНГ не признают двойного гражданства. Однако законодательство некоторых из государств — участников Содружества допускает двойное гражданство в соответствии с национальным законодательством и международным договором. К таким государствам, например, относятся Туркменистан, Республика Молдова и Российская Федерация п.1 ст. 62.

Конституционные права и свободы

Основой правового статуса личности каждой конкретной страны — участницы СНГ является совокупность основных прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, а также обязанностей, закрепленных в конституциях этих государств.

Перечень закрепляемых в конституции прав и свобод может в известной степени отличаться в разных государствах. Однако в некоторых конституциях в разделе о правах и свободах делается оговорка о том, что данный перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не умаляет прав и свобод, закрепленных в других нормативно-правовых актах государства. Так, в Конституции Кыргызской Республики в п. 2 ст. 16 говорится: «Перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека».

Главным личным правом человека, закрепленным в конституциях всех стран — участниц СНГ, является право на жизнь. Так, в ст. 9 Конституции Кыргызской Республики закреплено, что использование вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, а пропаганда и разжигание межнациональной розни являются антиконституционными. 

К группе конституционных личных прав относится право на охрану государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности. Так, в п. 1 ст. 25 Конституции Республики Молдова говорится: «Право на свободу и личную неприкосновенность нерушимо.

Конституции стран СНГ закрепляют за человеком право на защиту своей частной жизни от незаконного вмешательства. В отдельных случаях данное право объединено в одной статье с правом на неприкосновенность жилища, с правом на защиту чести и достоинства и с правом на тайну переписки и иных сообщений. Так, в ст. 27 Конституции Республики Узбекистан говорится: «Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища. Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе, как в случае и порядке, предусмотренных законом».

Гарантии данного права проявляются в том, что конституции, как правило, запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия. В конституциях стран СНГ данное право иногда включает в себя также право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений. Так, в п. 1 ст. 20 Конституции Грузии говорится: «Личная жизнь каждого человека, его рабочее место, личные записи, переписка, переговоры по телефону или с использованием других технических средств, а также полученные с помощью технических средств уведомления неприкосновенны».

Право на свободу передвижения закрепляется примерно одинаково во всех конституциях стран — участниц СНГ. Однако, исходя из содержания положений конституций некоторых государств, можно сделать вывод, что законодательством предусматриваются ограничения не только на выезд из страны, но и на возвращение в страну. Так, например, в п. 2 ст. 12 Конституции Грузии говорится: «Каждый, кто законно находится в Грузии, может свободно выезжать из Грузии. Гражданин вправе свободно въезжать в Грузию». Однако в п. 3 этой же статьи установлено: «Ограничение прав, указанных в пунктах 1 и 2, допускается только в соответствии с законом, в целях обеспечения необходимой для осуществления в демократическом обществе государственной или общественной безопасности, охраны здоровья, предотвращения преступности или осуществления правосудия».

Все конституции стран СНГ закрепляют свободу совести, свободу вероисповедания. Однако нужно отметить, что в конституциях различных стран формулировка соответствующей статьи о свободе совести в значительной степени отличается как по объему, так и по содержанию. Так, например, в Конституции Республики Казахстан содержание ст. 22 состоит из двух лаконичных пунктов: « 1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.» Вместе с тем в Конституции Туркменистана свобода религий и вероисповеданий закреплена в разделе об основах конституционного строя и там, в ст. 11, дается развернутая формулировка данной свободы и закрепляются гарантии ее реализации.

В некоторых конституциях свобода совести закрепляется не самостоятельно в отдельной статье, а в сочетании с другими личными правами. Так, в Конституции Республики Армения свобода совести и вероисповедания закрепляется в сочетании с правом на свободу мысли (ст. 23 Конституции).

Конституции стран СНГ закрепляют свободу мысли и слова, а также право свободно получать, искать, распространять информацию. Как правило, в конституциях государств Содружества эти права и свободы закрепляются в одном блоке. Однако формулировки и содержание соответствующих положений конституций стран СНГ, посвященных свободе слова, могут существенно отличаться. В одних конституциях законодатель ограничивается лишь краткой формулировкой о свободе слова, в других дается развернутое содержание данной свободы. Так, в ст. 33 Конституции Республики Беларусь само понятие свобода слова не употребляется, но из смысла статьи следует, что речь идет в том числе и о свободе слова: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение», а, например, в п. 1, 2 ст. 32 Конституции Республики Молдова аналогичная статья сформулирована более развернуто:  "Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами. Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, достоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды".

В общих чертах можно определить круг политических прав и свобод, закрепляемых во всех конституциях стран СНГ. К ним относятся: право на участие в управлении делами государства; право граждан направлять личные и коллективные обращения в государственные органы; право граждан на равный доступ к государственной службе; право на свободу объединений; свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным.

Содержание конституционных, статей, закрепляющих право граждан на участие в управлении делами государства, в конституциях стран СНГ отличается незначительно. 

Однако в некоторых конституциях право на равный доступ к государственной службе специально не закрепляется. Так, например, Конституции Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана специально такого права не закрепляют, однако оно логически вытекает из конституционных положений о равноправии граждан государства, закрепленных в конституциях упомянутых стран. В некоторых конституциях закрепляется право граждан на участие в отправлении правосудия.

Право граждан на объединение. Такое конституционное право имеет место во всех конституциях стран СНГ. 

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Это право закрепляется во всех конституциях стран СНГ. 

Избирательные права во всех конституциях стран СНГ закрепляются только за гражданами. 

Конституции стран СНГ в соответствующих разделах о правах и свободах закрепляют право каждого на владение, пользование и распоряжение частной собственностью. 

Свобода труда и свобода выбора рода деятельности и профессии закрепляется практически во всех конституциях стран СНГ. Однако в некоторых конституциях закрепляется не право на труд, а свобода труда (п. 2 Конституции КыргызскойРеспублики; п. 1, 2 ст. 30; ст. 31 Конституции Грузии). Вместе с тем, например, на Грузинское государство Конституцией возлагается обязанность содействовать развитию свободного предпринимательства и конкуренции, а также заботиться о равномерном социально-экономическом развитии всей территории страны.

В конституциях некоторых государств закрепляется право на забастовку. Однако многие конституции устанавливают, что такое право может быть признано законным лишь при условии, что забастовка проводится с целью защиты профессиональных интересов экономического и социального характера (п. 1 ст. 45 Конституции Республики Молдова). В некоторых конституциях право на забастовку не закреплено (Конституция Республики Таджикистан; Конституция Туркменистана; Конституция Республики Узбекистан). В отдельных конституциях предусмотрено, что право на забастовку может быть ограничено на основании закона при условии, что проведение забастовки угрожает национальной безопасности или нарушает права и свободы других людей (ст. 44 Конституции Украины).

Право на жилище закрепляется в конституциях большинства стран СНГ. В некоторых конституциях это право закрепляется в контексте права на неприкосновенность жилища (например, п. 2 ст. 25 Конституции Республики Казахстан). 

Важнейшим конституционным правом, оказывающим влияние прямо или косвенно на все сферы общественной жизни, является право на образование. Конституции стран Содружества, как правило, закрепляют развернутые формулировки этого права, нередко гарантирующие бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях (например, ст. 49 Конституции Республики Беларусь) и устанавливающие обязательное среднее образование (например, ст. 53 Конституции Украины). Гражданам предоставляется право на получение бесплатного высшего образования в государственных высших учебных заведениях на конкурсной основе. Но конституции предусматривают возможность получения гражданами и платного образования в порядке, установленном законом. Закрепляя право на образование, отдельные конституции устанавливают свободу религиозного образования, подчеркивая при этом, что государственное образование носит светский характер (например, п. 8 ст. 35 Конституции Республики Молдова).

В отдельных конституциях стран Содружества закрепляется обязанность граждан быть верными родине (например, ст. 83 Конституции Азербайджанской Республики). В конституциях ряда стран СНГ закрепляется также обязанность уважать государственные символы своей страны (например, п. 2 ст. 34 Конституции Республики Казахстан; ст. 84 Конституции Азербайджанской Республики).

 

2.2 Соотношение Конституций в контексте органов законодательной, исполнительной и судебной власти

 

Высшие представительные (законодательные) органы

По форме правления государства — участники Содружества условно можно разделить на две основные группы: президентские республики и республики со смешанной формой правления. По отдельным формальным признакам к президентским республикам можно отнести Азербайджанскую Республику, Грузию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан. Остальные государства Содружества, также условно, можно отнести к республикам со смешанной формой правления (полупрезидентским).

Институт президента в странах СНГ

Согласно конституциям стран СНГ, президентом может быть избран гражданин данного государства на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий главы государства, как правило, 5 лет. Конституции устанавливают возрастные ограничения для кандидатов на пост президента. Так, в конституциях Украины, Грузии, Азербайджана и некоторых других стран СНГ устанавливается возрастной ценз для претендентов на пост президента в 35 лет, а в Конституции Туркменистана — 40 лет. В некоторых конституциях устанавливается предельный возраст лица, претендующего на замещение поста президента. Так, в Конституции Республики Таджикистан предельный возраст кандидата на пост президента установлен в 65 лет. Многие конституции закрепляют также ценз оседлости для кандидата в президенты. Например, в конституциях Грузии и Азербайджана закреплено, что кандидат на пост президента должен проживать постоянно на территории государства не менее 15 лет (Грузия) и не менее 10 лет (Азербайджан). В Конституции Туркменистана устанавливается, что кандидат на должность президента должен проживать на территории Туркменистана, а срок проживания не уточняется.

Наличие помимо поста президента поста премьер-министра не типично для президентских республик, где правительство, как правило, возглавляет непосредственно сам президент. Однако в некоторых республиках СНГ с президентской формой правления конституциями этих стран предусматривается еще и пост премьер-министра (Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан).

Большинство государств Содружества относятся к республикам со смешанной формой правления (Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Украина).

В государствах СНГ со смешанной формой правления полномочия президента также могут быть весьма широкими. Примером тому могут послужить полномочия президента Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Так, помимо полномочий, свойственных главе государства, президенты названных стран наделены правом издавать нормативно-правовые акты, имеющие силу закона. Например, в соответствии со ст. 68 Конституции Кыргызской Республики палаты Жогорку Кенешмогут делегировать свои законодательные полномочия Президенту Кыргызской Республики на срок не более одного года. Кроме того, законодательные полномочия переходят к Президенту в случае роспуска палат Жогорку Кенеш. Упомянутая статья Конституции предоставляет президенту законодательные полномочия также в случае роспуска одной из палат парламента

Правительство в странах СНГ

Однако следует отметить, что не все конституции провозглашают правительство высшим органом исполнительной власти. Так, например, ст. 113 Конституции Украины и п. 1 ст. 70 Конституции Кыргызстана провозглашают Правительство высшим органом исполнительной власти, а в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь Правительство — Кабинет министров Беларуси — является центральным органом государственного управления. Конституция Республики Молдова (п. 1 ст. 96) гласит, что Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.

В ряде стран СНГ правительство в своей деятельности подотчетно президенту и одновременно ответственно перед парламентом. К таким странам относятся Республика Беларусь, Украина, Кыргызская Республика, Республика Казахстан. В некоторых странах СНГ правительство не подотчетно парламенту и несет ответственность за свою деятельность только перед президентом. Так, в соответствии со ст. 79 Конституции Грузии члены правительства ответственны в своей деятельности только перед президентом. Подобный порядок вытекает и из смысла конституционных положений о правительстве в Туркменистане, Азербайджане, Узбекистане.

Судебные органы в странах СНГ

Основы судебной системы, как правило, закрепляются в конституциях этих государств, которые посвящают специальные разделы и главы судебной системе (гл. 6 Конституции Республики Беларусь; гл. 5 Конституции Грузии; раздел VII Конституции Республики Казахстан; гл. 6 Конституции Кыргызской Республики и др.).

В соответствии с конституциями стран СНГ правосудие в них осуществляется конституционными судами, верховными судами общей юрисдикции, высшими арбитражными судами, а также местными судами и военными судами. Соответствующие главы в конституциях этих стран закрепляют общепризнанные принципы правосудия, на которых строится судебная система в каждой конкретной стране. Организационная структура судебной системы в странах СНГ примерно одинакова. Однако в некоторых государствах она имеет существенные отличия. Так, к органам судебной власти в Республике Армения отнесен Конституцией Совет правосудия, председателем которого является президент Республики, а его заместителями — министр юстиции и генеральный прокурор. Данный орган выполняет в основном функции, относящиеся к подбору и расстановке кадров, присвоению классных чинов судьям и работникам прокуратуры и т. д. (ст. 94, 95 Конституции). Помимо Конституционного суда судебную систему Республики Армения составляют суды первой инстанции, которые являются судами общей юрисдикции, апелляционные суды и Кассационный суд (ст. 92 Конституции). 

Порядок формирования, структура и порядок деятельности конституционных судов в странах СНГ, в зависимости от государства, могут в значительной степени отличаться. Однако в большинстве государств СНГ эти судебные органы формируются парламентом по представлению президента

Законодательство ряда государств СНГ устанавливает для кандидатур на должность члена конституционного суда специальный возрастной ценз. Как правило, 35 лет нижний и 65—75 лет верхний предельный возраст. Однако в Азербайджанской Республике Конституция не устанавливает специального возрастного ценза для судей Конституционного суда и на них распространяется общий для всех судей возрастной ценз — не моложе 25 лет (ст. 143 Конституции).

Срок полномочий судей и членов конституционного суда, в зависимости от страны, колеблется от 5 до 15 лет. В некоторых государствах СНГ, как, например, в Армении, судья и член Конституционного суда несменяемы и занимают свою должность до достижения 65 лет (судья) и 70 лет (член Конституционного суда) — ст. 96 Конституции. В отдельных странах СНГ экс-президенты автоматически становятся пожизненными членами органа конституционного надзора (например, п. 1 ст. 71 Конституции Республики Казахстан). 

Структура прокуратуры и ее функции в своей основе одинаковы во всех странах СНГ. Конституции предписывают органам прокурорского надзора следить за точным и единообразным исполнением законов и других нормативно-правовых актов государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления и местными исполнительными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами. Во всех упомянутых странах это централизованная система органов прокуратуры, возглавляемаягенеральным прокурором.

Генеральный прокурор назначается, как правило, главой государства с согласия парламента или одной из его палат. В ряде конституций стран СНГ срок полномочий генерального прокурора не оговаривается, а в остальных странах срок полномочий прокурора равняется 5 годам.

Административно - территориальное делениегосударств Содружества

Административно-территориальное деление государств Содружества продиктовано их государственным устройством, так как все они, за исключением России, являются унитарными государствами. Небольшие по территории государства СНГ имеют, как правило, достаточно простое административно-территориальное устройство. Так, в соответствии со ст. ПО Конституции Республики Молдова ее территория подразделяется на районы, города и села, а по Конституции Республики Армения ее территория делится на области и сельские и городские общины (ст. 104 Конституции). Однако даже в сравнительно небольших по территории государствах СНГ административно-территориальное деление может быть достаточно сложным. Так, в соответствии со ст. 47 Конституции Туркменистана его территория состоит из административно-территориальных образований: веялатов, этрапов, шахеров, приравненных к этрапам, в которых образуются органы государственного управления, а также шахеров, поселков, оба, где учреждаются местные органы самоуправления. Достаточно сложным является административно-территориальное деление Республики Узбекистан. В соответствии со ст. 68 Конституции Республика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан.

В остальных государствах СНГ административно-территориальное деление в основном четырехзвенное — район, город, деревня, поселок (например, ст. 176 Конституции Азербайджанской Республики) или пятизвенное — область, город, район, поселок, село (ст. 7 Конституции Республики Таджикистан). Однако в приведенных выше примерах не учитываются автономные образования в данных странах. При учете Нахичеванской Республики в Азербайджане и Горно-Бадахшанской автономной области в Таджикистане структура административно-территориального деления этих государств будет выглядеть еще более сложной.

Местное самоуправление в странах СНГ

Однако в конституциях отдельных государств — членов СНГ нет упоминаний о местном самоуправлении, а говорится о публичном управлении. Так, например, в главе 8 Конституции Республики Молдова говорится о том, что «публичное управление в административно-территориальных единицах основывается на принципах местной автономии, децентрализации общественных служб, выборности властей, местного публичного управления и консультаций с гражданами по важнейшим вопросам местного значения» (ст. 109 Конституции).

​Конституции и законодательство о местном самоуправлении не только закрепляют само содержание понятия «местное самоуправление», но также устанавливают основные принципы осуществления местного самоуправления, содержат перечень органов местного самоуправления в административно-территориальных единицах, их полномочия, порядок формирования и др.

В некоторых странах СНГ законодательством предусматривается возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий с передачей необходимых для их осуществления материальных, финансовых и иных средств. Однако в этом случае по переданным им полномочиям органы местного самоуправления подотчетны государственным органам (например, ст. 94 Конституции КыргызскойРеспублики).

​В большинстве конституций стран СНГ закрепляется положение о том, что органы местного самоуправления в своей деятельности должны соблюдать законодательство государства и издавать акты, не противоречащие правовым установлениям государства. Иногда в конституциях стран СНГ встречаются положения, смысл которых заключается в том, что статус самоуправляющейся территории не должен нарушать унитарного характера или целостности государства (например, п. 3 ст. 109 Конституции Республики Молдова)

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Несомненно, что в 1990-х годах на указанной территории шел процесс от распада к единению. Так, в 1990-1992 гг. везде возобладали национальные, а зачастую националистические идеи, обусловленные необходимостью государственного самоутверждения. В этот период на постсоветском пространстве преобладали центробежные тенденции, вызванные в основном антиимперским синдромом, а также кризисом всей системы народного хозяйства. 

«Парад суверенитетов» новых государств начался с Беловежских соглашений, подписанных 8 декабря 1991 года. Тогда лидеры трех славянских республик – России, Украины и Белоруссии – заявили о прекращении существования Советского Союза и приняли следующие документы: «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», «Заявление глав государств об образовании Содружества Независимых Государств» и «О координации экономической политики». 

Преобразования, обозначившиеся в общественной жизни стран СНГ практически с момента обретения независимости, вызвали необходимость совершенствования и дальнейшего развития конституционно-правового регулирования государственной и общественной жизни. 

Нами было выявлено, что принятия Конституций стран СНГ в общих чертах обусловлено следующими условиями: 1) Распад Союза ССР и образование на его месте независимых и суверенных государств — бывших союзных республик — предопределили необходимость правового оформления и закрепления новой государственности. 2) Необходимость закрепления суверенитета каждой из стран-участниц (Декларации о государственном суверенитете). 3) влияние общепризнанных принципов и норм международного права, что отражает современный прогрессивный подход к формированию и содержанию национальных правовых систем, прогрессивные интеграционные тенденции в праве 4) необходимость построение демократического государства 5) неопределённость законодательной власти, положения Президента и Парламента в системе законодательных инициатив, их места в правовой системе страны 6) изменение государственной идеологии 7) введение политического и идеологического плюрализма; 8) признание принципа разделения властей; 9) признание верховенства права и закона; 10) признание естественного характера прав и свобод и их правовые гарантии. 

Общие черты конституционного развития стран СНГ предопределены: 1) общим историческим прошлым бывших республик СССР; 2) признанием общепризнанных в мировом сообществе гуманистических ценностей, как-то: народовластие; республиканская форма правления; государственный суверенитет; социальный и светский характер государства; верховенство права и закона; примат норм международного права; приоритет прав и свобод человека; защита прав национальных меньшинств; плюрализм форм собственности; поддержка частного предпринимательства; многопартийность; разделение властей; парламентаризм; местное самоуправление. 

Конституции имеют схожие положения, но можно выделить и отличительные особенности: 

Не все конституции провозглашают многообразие форм собствен-ности. В некоторых конституциях говорится не о защите всех форм собственности, а о защите всех субъектов права собственности. 

Законодательство некоторых из государств — участников Содружества допускает двойное гражданство в соответствии с национальным законодательством и международным договором. К таким государствам, например, относятся Туркменистан, Республика Молдова и Российская Федерация п.1 ст. 62. 

Однако нужно отметить, что в конституциях различных стран формулировка соответствующей статьи о свободе совести в значительной степени отличается как по объему, так и по содержанию. 

В некоторых конституциях право на равный доступ к государственной службе специально не закрепляется .

В конституциях некоторых государств закрепляется право на забастовку. Однако многие конституции устанавливают, что такое право может быть признано законным лишь при условии, что забастовка проводится с целью защиты профессиональных интересов экономического и социального характера (п. 1 ст. 45 Конституции Республики Молдова). В некоторых конституциях право на забастовку не закреплено (Конституция Республики Таджикистан; Конституция Туркменистана; Конституция Республики Узбекистан). В отдельных конституциях предусмотрено, что право на забастовку может быть ограничено на основании закона при условии, что проведение забастовки угрожает национальной безопасности или нарушает права и свободы других людей (ст. 44 Конституции Украины). 

Закрепляя право на образование, отдельные конституции устанавливают свободу религиозного образования, подчеркивая при этом, что государственное образование носит светский характер (например, п. 8 ст. 35 Конституции Республики Молдова). 

По форме правления государства — участники Содружества условно можно разделить на две основные группы: президентские республики и республики со смешанной формой правления Требования к кандидату на пост Президента у всех неодинаков Административно-территориальное деление государств Содружества продиктовано их государственным устройством, так как все они, за исключением России, являются унитарными государствами. Однако в конституциях отдельных государств — членов СНГ нет упоминаний о местном самоуправлении, а говорится о публичном управлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Информационно-правовая система «Законодательство России». – URL: http://pravo.gov.ru/ 

Нормативные правовые акты зарубежных государств

2. Конституция Республики Беларусь: Науч.-правовой коммент. / Ю.П. Бровка, Г.А. Василевич, А.Е. Вашкевич [и др.] ; [Текст] под общ. ред. В.Г. Тихини. - Минск: Беларусь, 1996. - 223 с.

3. Конституция Азербайджанской республики//База данных "Законодательство стран СНГ".[Электронный ресурс] - URL: http://base.spinform.ru/base_info.fwx

4. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 года с учетом изменений 2005 года // Официальный сайт Национального собрания армении. - URL: http://www.parliament.am/images/bottom_logo_rus.gif

5. Конституция Кыргызской Республики//Официальный сайт Министерство Юстиции Кыргызской Республики. 

-URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202913

6. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. С изменениями и дополнениями от 22 мая 2016. - Душанбе: Ганц, 126 с.

7. Конституция Туркменистана// Новости Туркменистана. [Электронный ресурс] - URL: http://infoabad.com/vs-o-turkmenistane

8. Конституция Республики Узбекистан // Официальный сайт «Конституция Республики Узбекистан». [Электронный ресурс]- URL: http://constitution.uz/ru/clause/index 

9. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 // официальный сайт президента республики Казахстан. . [Электронный ресурс] - URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution

10. Конституция Республики Молдова от 27.08.1994г // Президентура Республики Молдова.. – URL: http://www.presedinte.md/rus/constitution

11. Конституция Республики Грузии от 24 августа 1995г // энциклопедия кругосвет. [Электронный ресурс] – URL: www.krugosvet.ru/enc/gosudarstvo-i-politika/gruziya-konstitutsiya

Научная литература

12. Рабаданова И.Р Историко-правовые предпосылки образования СНГ // «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]-  

13. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-pravovye-predposylki-obrazovaniya-sng

14. Шубин А.В. Распад СССР: объективные причины и субъективные факторы//«КиберЛенинка».

[Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raspad-sssr-obektivnye-prichiny-i-subektivnye-faktory

15. Лазарева М.Н. Стабильность и динамизм Конституции Украины // «КиберЛенинка».[Электронный ресурс]-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stabilnost-i-dinamizm-konstitutsii-ukrainy

16. Выдрин И.В. право конституционное развитиеРоссии: от идеи к практике (К юбилею Российской конституции) // «КиберЛенинка».[Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-razvitie-rossii-ot-idei-k-praktike-k-yubileyu-rossiyskoy-konstitutsii

Учебная литература

17. Н.А. Михалева «Конституционное право зарубежных стран СНГ» Учеб. пособие. [Текст] - М.: Юристъ, 1999. - 352 с.

18. Василевич, Г.А. Конституционные реформы в Беларуси: краткий историко-правовой анализ // Новейшая история (1991-2006 гг.): государство, общество, личность: материалы международной научно-теоретической конференции. Минск :"Белорусская думка", 2006.- С.18

19. Сравнительный анализ конституций государств — участников СНГ / Отв. ред. В.Г. Вишняков.[Текст] — М.: Издательский дом «Городец», 2006 с. 6–7