Найти в Дзене
(не)детское искусство

Почему большинству людей не нравится современное искусство? Делюсь своей версией

Оглавление

Всем привет! Рада видеть вас на моем канале.

Очень часто я вижу или слышу на выставках и в интернет-пространстве такую фразу: "современное искусство - это не для меня". Одно время я не могла ее понять: как может ВСЁ современное искусство попадать под одну гребёнку, оно же такое разное?

Однако есть сразу несколько объяснений, почему у человека могло сложиться столь негативное мнение, и сегодня я решила рассказать, какие причины влияют на наше восприятие современного искусства.
А в конце статьи я расскажу, как можно это исправить.

Причина 1: непривычный формат

Перфомансы, хеппенинги, инсталляции... Все это было в мире еще годов с семидесятых, но до России дошло довольно-таки поздно, поэтому наше общество, в большинстве своем, до сих пор относится к подобным форматам с недоверием. Скульптура, #живопись, #графика - это все понятные и простые для восприятия вещи (хотя смотря какая живопись и графика, конечно).

У нас были Репин и Васнецов, Левитан и Шишкин, чудесный Айвазовский и мистический Куинджи. Потом советские скульпторы и простые, понятные художники типа Дейнеки. А вот Марина Абрамович или Сара Лукас кого угодно, особенно с непривычки, может повергнуть в шок. И, надо сказать, успешно это делают.

Причина 2: мнение, что искусство должно быть красивым

А оно не должно! Но даже страшные или трагические сюжеты у классиков, благодаря академическому исполнению, кажутся красивыми, эстетичными, цепляющими. Мы обсуждаем стиль, мазок, колористику, светотень, живописные приёмы. А о чем говорить, если перед тобой "размазанное по холсту пятно", как шутили еще представители поп-арта?

-2

Причина 3: отсутствие нормальных объяснений

Приходите на выставку или открываете статью - а там в описании море сложных слов в сложносочиненных предложениях, каждое - на целый абзац. И там всякая "трансцендентность парадигмы концептуального отрицания" или еще что похлеще. Читая такое, уже заранее чувствуешь себя идиотом.

Еще ничтожнее начинаешь ощущать себя, пытаясь сопоставить написанное с сотворенным. Как правило, чем сложнее описание, тем проще и нелепее то, что предстаёт перед безмолвно удивляющимися зрителями. Причем сказать, что ничего непонятно - как-то стыдно, неловко. А вдруг остальные поняли? Отсюда отсутствие всякого дальнейшего желания копаться в этом псевдофилософском кошмаре.
-3

Причина 4: отсутствие подготовки

Как правило, собираясь на выставку классиков, вы читаете их биографию, изучаете историю того времени, когда жил и творил художник. Обычно это помогает чуть лучше понять искусство. А ведь из понимания и наслаждения процессом разглядывания, расшифровывания посланий старых мастеров или художников Возрождения и складывается любовь к искусству. Биографии современных художников, как правило, довольно скупы: чтобы подробнее узнать о художнике, порой чуть ли не в Фейсбук заходишь: официальных портфолио на персональных сайтах редко бывает достаточно.

-4

Причина 5: скептицизм (порой нездоровый)

Давайте признаемся честно самим себе и друг другу: порой, видя какое-то непонятное месиво из краски, ткани и еще Бог весть чего, хочется просто развернуться и пойти домой, попивать кофеёк и читать хорошую книгу. Современное, за счет своих странных форм и пояснений, кажется чем-то диким, некачественным. Сказывается скептицизм перед нынешним временем и поколением в принципе. Неопытные, торопливые - что могут рассказать они, современные художники?

Не хочется шутить банальностями про "Отцов и детей", но, поверьте, то, что проходим мы с вами, до нас испытывали посетители выставок поп-арта, еще раньше - выставок абстракционистов, еще раньше общественность шокировал Марсель Дюшан и его писсуар, задолго до него это были импрессионисты, а до них с задачей без всяких проблем справлялись неоклассики.

Мы далеко не первое поколение посетителей выставок, которые абсолютно ничего не понимают и порой совершенно не хотят. Но иногда бывает полезно, сквозь скепсис и раздражение, попробовать понять, что же тут, в конце концов, происходит.

И вот пара шпаргалок:

Здесь небольшая подборка рекомендаций для посетителей современных выставок.

А здесь - 6 книг, которые помогут разобраться и в современном, и в классическом искусстве и узнать много интересных, смешных и немного мерзких подробностей.

Спасибо за ваш интерес! Ставя лайк, вы поддерживаете канал и помогаете ему развиваться :)