В Сочи отгремел наш домашний, российский этап королевских гонок Формулы 1 сезона 2020, и прошёл он, вопреки ожиданиям критиков, вполне динамично и интересно: были и штрафы, и аварии, и много борьбы на трассе. Но самое главное - были зрители, была атмосфера и была возможность насладиться этим праздником скорости!
В этой статье опишу не только сами гонки и их атмосферу (хотя надеюсь уделить им наибольшее количество текста), но и расскажу обо всём, что полезно знать при планировании поездки на Гран При.
Основная часть, там где про гонки, будет в пункте №5, так что если вам не очень интересно читать всё остальное, то смело прыгайте туда :)
Оглавление
- Планирование поездки, покупка билетов, ковид
- Выбор трибуны, выбор мест, лайфхаки
- Локация. Идеально компактный Адлер
- Досуг. Чем заняться в свободное от гонок время?
- Гонки, гонки, гонки, атмосфера! Как всё прошло в 2020 году
- Бюджет поездки
1. Планирование поездки, покупка билетов, ковид
Вообще, идея поехать на Гран При в Сочи пришла ко мне где-то в декабре 2019, т.к я в очередной раз натолкнулся на рекламу от промоутеров Гран При России в Инстаграме и в очередной раз подумал "а почему бы и нет?". Предыдущие две поездки на Ф1 были уже достаточно давно - это Сочи 2018 и Баку 2019 - так что мысли о гонках уже были, как рез сезон 2019 только закончился. В общем пока подумали, пока в отпуск съездили, уже Новый год прошёл, пока праздники и вот это вот всё, купили мы свои три билета в общем только 30 января, когда до всего мира как-то отдалённо из Китая только начинали доходить новости о появлении новой коронавирусной инфекции...
Что начало происходить в мире далее, начиная с февраля, думаю рассказывать особо не надо, но вот на одном событии можно сделать паузу, т.к оно оказалось в некотором смысле определяющим - это отмена Гран При Австралии в Мельбурне. А затем и в Бахрейне. А затем и ещё кучи гонок. Тогда показалось, что всё, либо сезона не будет вовсе, либо не будет этапа в Сочи, либо он будет проведён без зрителей, а билеты перенесутся на следующий год. Настроение, кстати, от этого не сильно испортилось, потому что глядя на весь тот ад, который происходил в мире в период февраль-июнь, как-то проблемы посещения Сочи волновали не сильно и отказ от поездки был одним из вариантов.
Но приятным сюрпризом стало дальнейшее объявление календаря на сентябрь, оказалось что FIA, F1 и Росгонки как-то договорились о присутствии 50% болельщиков на трибунах Сочи автодрома, хотя ситуация с ковидом, мягко скажем, в России была далека от идеальной, но нам в целом было радостно, ведь в планах на бархатный сезон замаячили море, солнце, горы и Формула 1 :)
Кстати, продажи билетов были заморожены где-то в феврале-марте, и на тот момент продали около 20% билетов, так что промоутеры возобновили продажу сразу после объявления календаря и как только достигли цифры в 50% проданных билетов, продажи остановились и более не возобновлялись.
2. Выбор трибуны, выбор мест, лайфхаки
Так как на этапе в Сочи я уже был в 2018 году, то примерно представлял, что хочется увидеть с трибун, какой поворот мне был бы наиболее интересен и с какого ряда откроется лучший вид. Подумав над каждым из этих пунктов, была выбрана трибуна Т2, носящая имя Виталия Петрова, и вот почему:
- Трибуна Т2 находится в конце огромной стартовой прямой, а это значит, что на первом круге можно посмотреть много интересного
- Ещё одно преимущество Т2 и длинной прямой - на ней есть зона DRS, так что обгонов на торможении уйма
- С трибуны Т2 видно и часть прямой, видно сам поворот №2 и выход из него в поворот №3, где тоже разыгрывалась нешуточная борьба. Ну и бонусом видно все траектории и ошибки гонщиков
В общем, с самой трибуной выбор был очевиден, надо было определиться с рядом и местами. В 2018 году я покупал билеты буквально за неделю до Гран При, т.к очень удачно образовалась рабочая поездка в #Сочи ровно в эти даты, так что тогда мне пришлось покупать билеты из остатков ну и по высокой цене. Достались мне тогда места на всё той же Т2, но это был 1 сектор и 24 ряд, то есть самый верх в уголке трибуны, притом угол этот был самым дальним от поворота, но ничего не оставалось, купил их и не пожалел: 24 ряд конечно высоковато, но я проникся трибуной Т2 и приглядел хорошие места на будущее (и на некоторых даже посидел во время гонок Ф2 и свободных заездов Ф1).
И это "приглядел на будущее" мне пригодилось как раз при покупке в 2020 году: я точно знал где мы найдём лучшее сочетание "цена/качество" - это оказался сектор 4, ряд 18, места около около 110-115, с них всё было видно как на ладони. Для себя понял, что для примерно такого же вида можно брать места начиная с 12 или 13 ряда, так что если раздумываете, то рекомендую именно их. Билеты левее по трибуне были уже ощутимо дороже, на несколько тысяч каждый, а очевидной выгоды там я не усмотрел.
Ещё кстати есть супер места, которые мне приглянулись, они как места у аварийного выхода в самолёте только с неограниченным пространством для ног, вот на фото ниже :)
Ещё один лайфхак при покупке билетов - используйте возможность получить скидку, все способы описаны на сайте #СочиАвтодром. Я например при покупке воспользовался скидкой 10% по карте лояльности АЗС Лукойл, и действительно получил честную скидку 10% при вводе номера этой карты (которой я кстати регулярно пользуюсь).
И отдельно хочется сказать про поддержку и доброжелательность людей, которые отвечают за социальные медиа - всю необходимую мне информацию я получал через официальный аккаунт Сочи Автодрома в Инстаграме: во-первых они сами достаточно регулярно публикуют полезные посты, а во-вторых они очень оперативно и исчерпывающе отвечают на любые вопросы в директе, так что респект им за хорошую работу, а всем, кто собирается ехать на следующий Гран При рекомендую подписаться :)
https://www.instagram.com/sochiautodrom/
Если вы выбрали пункт о том, что хотите физическую копию билета, то имейте ввиду, что их начинают рассылать примерно за месяц до самого мероприятия, в этом году я выбрал именно этот способ получения и не пожалел: билеты приехали в нарядных упаковках с символикой 70-ти летнего юбилея Формулы 1, а в комплект входил сам билет на плотном картоне, несколько наклеек с символикой Росгонок, пластиковый чехол для билета и ремешок для его ношения на шее. Честно говоря, прям порадовался такой подаче и хорошей доставкой курьерской службой :)
3. Локация. Идеально компактный Адлер
При выборе жилья важно обращать внимание на близость выбранного варианта ко входам на автодром и конкретно к вашей трибуне. У Сочи Автодрома есть два входа, которые пользуются наибольшей популярностью: это непосредственно главный вход (расположен у главной трибуны и здания паддока) и вход возле стадиона #Фишт (наиболее близкий к трибуне Т2 и медальной площади), эти два входа отметил на карте ниже. Но между ними где-то есть ещё один, точное его расположение не знаю, но примерно отметил.
Так что выбирая прибрежную часть с ориентиром на Фишт, вы гарантированно будете близко ко входу со стороны Медальной площади. А выбирая жильё подальше от моря, ориентируйтесь на главную трибуну, вход прямо около неё.
В целом, #Адлер (а именно так называется населённый пункт, в котором проходит Гран При Сочи) - это достаточно компактный, вытянутый вдоль побережья, курортный город. В нём есть всё необходимое - кафе, бары, рестораны, набережная, гостиницы, частный сектор и гостевые дома. Местные, с кем удалось пообщаться, утверждают, что Олимпиада 2014 года преобразила Адлер и сделала его гораздо более привлекательным для туристов. Да, подальше от моря Адлер теперь насквозь пронзают автомобильные магистрали, которые строились Олимпстроем к 2014 году, но вы их увидите только при поездке на такси или личном автомобиле.
В тему компактности курортного Адлера стоит добавить и то, что аэропорт находится очень близко от практически любого места в Адлере, нам, например, до него было порядка 14 км - это буквально 15 минут езды на такси.
Существует ещё та часть Адлера, которая ближе к Сочи - она менее курортная и более напоминает такой типичный южный город с хаотичным движением, пробками и рынками, но туда разве что на экскурсию можно сходить :)
Мы в эту поездку выбрали для себя очень приятный мини-отель на улице 65 лет победы, это буквально вторая улица от набережной, до ближайшего входа на автодром было порядка 20 минут пешком. Тут важно сказать, что в Адлере есть сервис поминутной аренды самокатов и велосипедов, так что если лень идти, то запросто можно взять самокат и быть на месте за 7-10 минут, ехать при этом можно вдоль моря по набережной. Так же в вашем распоряжении всегда есть Яндекс.Такси - машин много, цены низкие, ехать недолго.
4. Досуг. Чем заняться в свободное от гонок время?
Чем заняться, если вы приехали на пару дней раньше, или хотите задержаться ещё на пару дней после гонки? Есть чем, проверено лично!
В первую очередь рекомендую съездить в горы: Красная Поляна или Роза Хутор. Посмотрите на олимпийское наследие внизу и удивитесь шикарнейшим видам Кавказских гор наверху. Хребет Аибга очень красив, так же как и вершины: Черная Пирамида и Роза Пик. Инфраструктура в горах хорошая, подъемников много и они разные, ездят быстро, есть кафешки на разных высотах. Моё любимое развлечение - это зиплайн в Красной Поляне на высоте 2370 метров, очень рекомендую всем любителям острых ощущений!
Но если вы не любитель таких острых ощущений, то просто погуляйте по горам, уверяю, от видов будет захватывать дух! А если на закате там окажетесь, так вообще с ума сойти можно от красоты :)
Далее, если у вас есть целый свободный день, то можно съездить в соседнюю Абхазию. В Адлере есть граница, которую можно перейти пешком по российскому паспорту и оказаться на территории соседней страны - интересный опыт. В Абхазии очень красивая природа, поменьше народу, чем в Адлере и есть интересные экскурсионные маршруты к сталинским дачам и к всё тому же хребту Аибга, но с другой стороны. Вообще Абхазия производит впечатление такого убитого советского наследия, интересно поразмышлять там над этим. И на Рице конечно очень красиво. Имейте ввиду, что в Абхазии как будто не существует правил дорожного движения и вы с большой долей вероятности поедете с водителем, который будет лихачить и вытворять то, что у нас в стране принято называть словом "полная дичь".
В самом Сочи есть неплохой морской порт, где приятно погулять среди припаркованных яхт, катеров и рыбацких суден. Там же и набережная и дельфинарий (но лично его не посещал).
Адлерский вечерний досуг можно уместить вот в эти категории: парк развлечений, набережная, пиво, вино, шашлык, море, закаты - не прогадаете :) Могу кстати посоветовать очень классное место - кафе La Luna, ходили туда каждый вечер, очень вкусно кормят и есть классная веранда (но места на ней надо бронировать заранее).
Кафе La Luna, Яндекс
Кафе La Luna, TripAdvisor
И фото одного огненного адлерского заката, снятого с набережной :)
5. Гонки, гонки, гонки, атмосфера! Как всё прошло в 2020 году
Итак, самое главное: гонки и атмосфера. В прошлые годы в Сочи проходили и #Формула-3 и #Формула-2 и #Формула-1, в 2020 году приехали только Ф2 и Ф1, т.к Ф3 закончила свой сезон раньше.
Вообще, хочется начать с атмосферы в Олимпийском парке в дни проведения Гран При - она абсолютно прекрасна: толпы людей в фирменных цветах команд, люди с флагами, много магазинов F1 Store с фирменной атрибутикой, большое количество точек питания, зона показательных выступлений и большая сцена для вечерних концертов.
На территории Олимпийского парка было постоянно как-то драйвово, много движения, уличные музыканты играли то тут, то там, звучали двигатели мотоциклов с зоны показательных выступлений, звучала музыка из DJ-джипа Red Bull, в общем фестиваль!
К слову о питании и напитках: в Сочи это организовано достаточно хорошо, намного лучше, чем в том же Баку. Официальный пивной партнёр всего чемпионата - это Heineken, поэтому другого пива нет :) но и оно сойдёт, когда тебе наливают в стакан прохладненькие поллитра пенного напитка за 200р и ты впитываешь их под звуки проносящихся мимо болидов и под тёплым черноморским солнцем :) Честно, атмосфера классная, праздничная, хочется насладиться моментом прям.
Что касается еды, то тут выбор был достаточно обширным: и хот доги, и блины, и бургеры, и шашлык, и кебабы и какая-то пицца, кукуруза, фудтрак Delivery Club, Black Star Burger и ещё несколько разных. Голодными точно не останетесь.
У нас были билеты на 4 дня, но четверг мы решили пропустить и съездить в горы, потому что единственное, на мой взгляд, для чего нужен четверг - это прогулка по пит-лейну, которой в этом году, по понятным причинам, не было. Так же как и не было автограф-сессий, хотя за ними я точно не охотник, в любом случае не пошёл бы.
Пятница на автодроме началась с утренней сессии свободных заездов Формулы 2, которую мы благополучно проспали, т.к прошлым вечером налегли на коньяк :) Но честно говоря, даже в 11:00 в пятницу, к началу первой сессии свободных заездов Формулы 1, народу в Олимпийском парке было не так уже и много: очередей на вход не было, очередей за едой и напитками не было, разместится и на трибунах и на территории Олимпийского парка можно было где угодно. Так что взяв по паре пива, мы с большим удовольствием наблюдали за тем, как пилоты Ф1 прикатывались к сочинской трассе, иногда перетормаживали, иногда промахивались мимо поворотов и даже разворачивались вплоть до контактов со стеной (Сайнс и Латифи)! Ну и под аккомпанемент рёва моторов отлично проводили время на трибуне, обсуждая всё происходящее и плавясь на жарком сентябрьском солнце.
Первая сессия свободных заездов завершилась уверенным лидерством Валттери Боттаса, но буквально в 0,5 секундах от него оказался Дэн Риккьярдо, что прям сильно порадовало, хотя мы и понимали, что результаты первой сессии свободных заездов - это далеко не показатель, но скорость Рено вселяла надежду.
Далее последовала квалификация Формулы 2, за которой нам очень хотелось понаблюдать, т.к там наши парни - Роберт Шварцман и Никита Мазепин, мы ждали от них результат на домашней трассе. Но по итогу нас ждало некоторое разочарование: Роберт стал только седьмым с отставанием от лидера в 0,6 секунды, а Никита только десятым с отставанием от лидера в 0,8 секунды - так себе результат на домашней трассе, конечно. Но не беда, Формула 2 в этом сезоне крайне интересна с кучей разных победителей и призёров, с нешуточным накалом страстей и постоянной борьбой за лидерство, так что от гонки мы ожидали прорыва наших ребят. Победителем же квалификации стал Юки Цунода, пилот молодёжной программы Red Bull, которого в последнее время всё активнее стали сватать в Alpha Tauri на замену Даниилу Квяту (но ввиду последних новостей об уходе Honda эти слухи поутихли)
Гоночная программа на пятницу закрывалась второй сессией свободных заездов Формулы 1, где, опять же, Дэн Риккьярдо показал отличную скорость и стал третьим, позади двух Мерседесов и прямо вплотную за ним расположились два Макларена Карлоса Сайнса и Лано Норриса и совсем рядом, на шестой позиции, оказался Чеко Перес. Это было интересно и уже более-менее показывало расклад сил в средней группе на сочинской трассе, борьба обещала быть жаркой!
В субботу мы пошли на автодром с самого утра, чтобы успеть на старт гонки Формулы 2 и посмотреть его с комфортом с нашей трибуны (и возможно даже увидеть какой-нибудь завал в пылу стартовой борьбы прямо перед нами), но этому было не суждено случиться, потому как за 15 минут до начала гонки, когда мы уже стояли в очереди на вход, у некоторых сотрудников перестали работать сканеры билетов. Ну просто замечательное совпадение! Тут стоит отметить, что по каким-то причинам, в субботу утром на входе у Фишта работало всего 4 или 5 сотрудников службы контроля, а народу по сравнению с пятницей пришло где-то на 30% больше. То есть понимаете, да? Народу на 30% больше, персонала на 30% меньше, появились очереди, в которых люди теряли кучу времени - чисто организаторский провал. Ну и вот из-за этого сбоя в работе сканеров, мы благополучно потеряли около 25 минут в ожидании прохода на территорию и смотрели старт гонки стоя в очереди через мой телефон и подписку F1 TV Pro... Я был прям сильно огорчён, потому как старт выдался отличным, была авария в первом повороте, сэйфти-кар и всё это мы пропустили. Так что мораль - не приходите за 15 минут до старта, приходите хотя бы за 40.
Сама гонка прошла довольно интересно, но больше всего мне запомнилось то, как Роберт Шварцман терял позиции - после 7 места в квалификации Роберт финишировал лишь на 11 позиции, отчасти конечно этому поспособствовал косяк команды на пит-стопе, когда роберт заехал сразу за Шумахером и команда была не очень-то готова его обслужить, да ещё и заминка эта, в общем времени было потеряно много, но и темпа в гонке у Роберта не оказалось, хотя его напарник эту самую гонку выиграл. Никита же провёл боевую гонку, поднялся на седьмую строчку в итоговом протоколе, набрал очки и по правилу перевёрнутой решётки должен был стартовать вторым на следующий день в спринт-гонке.
Далее последовал перерыв на пиво и хот доги, а за ним уже начиналась третья сессия свободных заездов Формулы 1, где гонщики и команды финально настраивали свои болиды и проводили квалификационные пристрелки на мягких шинах, видно было как пилоты значительно ускорились в этой сессии.
Первые две позиции по классике заняли Мерседесы, на них можно даже не смотреть, а вот дальше опять очень плотные результаты средней группы: на третье место ворвался Карлос Сайнс и буквально в одной десятой за ним Эстебан Окон, а за ним в одной сотой (!) секунды Чеко Перес - что опять же несказанно радовало, ибо результаты этой группы на протяжении всего сезона очень плотные, за ними чертовски интересно наблюдать, и вот где настоящая борьба!
Квалификация обещала быть крутой. А пока было принято решение сходить поплавать на море, выпить пива и перекусить до старта квалификации.
Итак, квалификация.
В первом сегменте в принципе без неожиданностей - вылетели все те, кто обычно и вылетает. Разве что была надежда на Кими, который в последних гонках демонстрировал хорошую скорость, но его, к сожалению, развернуло на выходе из второго поворота в финальной попытке и он так и остался 20-м. Да, #Райкконен и последний, как-то не укладывается даже. Этот разворот кстати мне удалось заснять на видео:
И кстати Даня #Квят в какой-то момент оказался на третьей позиции, собрав отличный круг!
Второй сегмент квалификации начался как обычно, пилоты проехали первые попытки (а с Льюиса сняли время за нарушение границ трека), расклад сил был примерно ясен. Далее пилоты начали один за одним выезжать на финальную попытку и одним из первых свой круг начинал Себастьян Феттель. Проезжая второй поворот мы заметили как его машину слегка снесло на выходе, и зашёл в Т3 он уже широко, но далее в четвёртом повороте произошло чуть ли не главное событие всей квалификации: Себ сильно атаковал поребрик, потерял заднюю часть машины и как следует приложил её об стену, оставив кучу обломков после себя и немедленно вызвав красные флаги за две с небольшим минуты до окончания сессии и испортив круг всем остальным, но в первую очередь Шарлю Леклеру, ехавшему на быстром круге ровно за Себом - Шарль чуть было не разложил болид об остановившийся на выходе из Т4 болид Себа, но обошлось.
Таким образом, все гонщики вернулись в боксы, чтобы ждать устранения последствий аварии Себа, а на финальную попытку + прогревочный круг им оставалось две с небольшим минуты. А тем временем у Льюиса Хэмильтона не было времени вовсе, т.к судьи удалили его первую попытку из-за того, что он выехал за пределы трека в последнем повороте.
По окончании режима красных флагов все гонщики выехали на трассу, чтобы успеть начать свой круг до окончания времени, сразу началась борьба за позиции на трассе, никто не хотел уступать или ехать в грязном воздухе, поэтому все старались выиграть для себя свободное пространство, оттормаживаясь и отпуская соперника впереди и почти дотормозились до ситуации в Монце 2019 (тогда большая часть пелетона не успела под клетчатый флаг), но вот как раз Льюис #Хэмилтон, которому так нужна была эта попытка, успел проехать линию финиша и тем самым начать свой круг за 1,2 секунды до истечения времени второго сегмента! Вот уж везение, как всегда присущее Льюису.
Но не всё так радужно для чемпиона мира - для максимизации шансов на успех ему пришлось ехать свою попытку на самых мягких шинах, а следовательно, при выходе в третий сегмент, он обязан будет стартовать именно на них, что в итоге и произошло. А вот у конкурентов в лице Вальттери Боттаса и Макса Ферстаппена проблем не было - они благополучно прошли в третий сегмент на шинах Medium, что давало им преимущество по стратегии в гонке.
Из второго сегмента, к сожалению, не вышел Даня Квят, хотя до этого показывал отличное время. Так же выбыли Лэнс Стролл и Шарль Леклер. Последний, кстати, не дотянул до третьего сегмента буквально 0,1 секунду - его опередил Алекс Албон на Red Bull, но зато Шарль получил преимущество свободного выбора шин на гонку.
Третий сегмент прошёл без особых сюрпризов, в первой тройке ожидаемо оказались два Мерседеса и один Ред Булл. Макс Ферстаппен, кстати, очень красиво разбавил пару Мерседесов на первом ряду: дело в том, что когда Валттери Боттас уже заканчивал свой быстрый круг в финальной попытке, Макс только готовился его начинать и пропустил Валттери вперёд перед последним поворотом, а затем резко ускорился, чтобы попасть в зону слипстрипа от Валттери хоть на какой-то промежуток времени и это сработало! Макс проехал всего немного за Валттери по главной прямой, но специалисты посчитали, что этого хватило, чтобы отыграть около 0,1 секунды с его времени, которая в итоге и помогла Максу забраться на второе место и сместить Боттаса на третье.
А Льюис как обычно взял поул, да ещё и привёз Боттасу невероятные 0,7 секунды!
В средней группе по-прежнему кипела борьба Рено, Макларена и Рейсинг Поинт и именно представители этих команд заняли места с 4 по 8.
Квалификация прошла бодро, ярко, насыщенно и всё время на радарах маячил дождь с грозой, а зрителям на трибунах было хорошо видно раскаты молний и звуки грома с грозового фронта, зависшего совсем рядом с трассой над горами. Но дождь в итоге так и не начался, хотя отдельные капли уже падали в нескольких поворотах. А жаль, могла быть очень интересная развязка :)
Квалификация завершилась, как и гоночная программа субботы, так что наступило время взять ещё по пиву и двигаться на прогулку, чтобы вечером вернуться в Олимпийский парк на концерт Земфиры.
Воскресенье, самый главный день. Утром мы естественно проснулись пораньше, чтобы прийти в Олимпийский парк не впритык к старту второй гонки Формулы 2, а заранее, ведь мы уже были научены горьким опытом прошлого дня и пропущенного старта. На удивление, очереди на вход не было, организаторы добавили персонала на пропускной пункт, так что буквально за 5 минут мы прошли контроль и досмотр и оказались на территории автодрома, так что до старта гонки у нас было ещё целых 40 минут
И вот мы на трибунах, всё готово к старту, Никита Мазепин стартует вторым, мы конечно в предвкушении боевой гонки от нашего соотечественника. И вот гаснут огни, пилоты устремляются к нашей трибуне, но Никита немного теряет на старте. К повороту пилоты подъезжают плотной группой и происходит крэш - после контакта разворачивает Гилерме Самайю на Campos, его болид повреждён, он пытается вернуться в боксы, но команда просит его остановить машину в безопасном месте на трассе. Появляется машина безопасности.
Далее гонка возобновляется, Никита Мазепин вновь второй и начинает круг за кругом отыгрывать отставание от идущего первым китайского пилота Гуаньюня Чжоу, отрывы отлично видны с трибуны, ты каждый круг ждёшь появления этой пары, чтобы посмотреть на то, как близко Никита уже подобрался к лидеру гонки, ведь уже близок и момент обгона. Тем временем интрига накаляется, ведь Мик Шумахер, стартовавший восьмым, уже добрался до третьей позиции и начинает накатывать на Никиту, смотреть за этим было очень интересно! Но на 6 круге во втором повороте происходит атака Луки Гиотто на Джека Эйткена, Джек обороняется на внутренней траектории, Лука расширяет и перекрещивает, рывок к третьему повороту и в него уже оба пилота заходят бок о бок, проходят его и уже в финальной части этого затяжного поворота болид Эйткена начинает сносить на внешний радиус, где находится Гиотто, болиды сталкиваются на скорости около 280 км/ч и практически не теряя скорости улетают в барьеры безопасности, разнося их в щепки. Болид Луки Гиотто начинает дымиться, но оба пилота благополучно покидают свои болиды до того, как серый болид Hitech начинает гореть по-настоящему, открытым огнём. Маршалы заливают его пеной, но потушить сходу не удаётся, болид тлеет и периодически продолжает гореть, в результате он оказывается практически уничтожен. Конечно, сразу же вводится режим красных флагов, гонка останавливается и все пилоты уезжают в боксы.
И я с трибуны сфотографировал момент эвакуации болида Гиотто, конечно зрелище страшное, от болида мало чего осталось:
Снимая как раз на этом круге, на видео попал момент атаки Гиотто на Эйткена и их вход бок о бок в третий поворот, где и произошла авария. Реакция трибун была сильной.
Руководство гонки совместно с техническими делегатами FIA и маршалами изучают повреждения барьеров безопасности, которые были уничтожены целыми секциями в результате удара, и понимают, что быстро восстановить их никак не получится, а без них они просто не имеют права возобновлять гонку. Через 10 минут принимается решение - гонка возобновлена не будет, гонщикам начисляются половинные очки. Уххх, что за развитие событий! Что за страсти! Жаль, конечно, что не удалось посмотреть гонку целиком, но и такие события на трассе не каждый раз происходят! Хорошо, что все живы-здоровы, а вот Никите Мазепину не позавидуешь, ведь ему не хватило буквально 1-2 кругов, чтобы отобрать лидерство у Чжоу! Ну что же, второе место тоже отличный результат, хотя и жалко, что на церемонии награждения над трибунами Сочи Автодрома в итоге играл гимн Китая, а не России. Ждём победы в следующем году!
Гонка завершилась досрочно, а это значит что освободилось ещё немного времени на то, чтобы искупаться в море, попить пива и перекусить, чем мы и занялись :)
Вернуться в Олимпийский парк было решено почти за час до старта гонки Формулы 1 (ведь мы всё ещё помним опыт субботы), и что вы думаете? Ну конечно! У части людей не работают билеты, потому что произошёл какой-то баг в программном обеспечении контроля входа и выхода и многие билеты просто не отметились на выход, хотя по факту их просканировали. А часть билетов у контролёров отображалась так, будто человек в 7 утра зашёл на территорию Олимпийского парка, хотя в это время там, понятное дело, всё закрыто. В итоге нас ожидал поход в TRO (Ticket Resolution Office), перед которым уже выстроилась некоторая очередь из таких же как мы. Но через 5 минут после того, как мы встали в эту очередь, она за нами увеличилась в два раза, а ещё через 5 минут - в три! Женщина внутри не могла ничего сделать без старшего начальника, всё кидалась каким-то общими фразами и не могла ничем помочь по сути. И как же всем повезло, что старшая по должности девушка из команды организаторов пришла именно в этот момент, приняла какое-то очень быстрое решение и показала женщине внутри TRO куда нажимать и как действовать, билеты вновь стали действительными и очередь сдвинулась с мёртвой точки. На всё это действо у нас ушло порядка 25 минут, то есть половина всего времени, которое мы заложили до старта гонки (пришли за 50 минут), так что ещё раз - приходите заранее, чтобы избежать подобных форс-мажоров! :)
Так вот мы внутри, все проблемы улажены, пиво куплено. Гонщики уже на стартовой прямой, начался прогревочный круг, все в предвкушении старта, наша трибуна полна под завязку, атмосфера отличная!
И вот наконец гаснут огни, пилоты устремляются ко второму повороту, Ферстаппен проигрывает старт, Боттас на втором месте, Окон на третьем, мы ждём прорыва от Боттаса в надежде что он отберёт лидерство у Хэмилтона, а может даже и столкнется с ним! Но в этой паре всё аккуратно, на выходе из поворота Льюис впереди, а в группе за ними часть пилотов выезжает широко в повороте и по правилам обязана вернуться на трек по специально схеме, описанной дирекцией гонки, и одним из пилотов, выехавших широко, оказывается Карлос Сайнс, который практически не сбавляя скорости ныряет в узкий проезд между пенопластовых блоков и встречает перед собой бетонную стену - бам! Его Макларен разбит вдребезги прямо на наших глазах и он летит поперёк трека, заставляя остальных гонщиков оттормаживаться и менять траекторию, а некоторые проезжают по его обломкам (например его напарник Ландо Норрис), рискуя при этом повредить собственный болид острыми осколками карбона.
Момент старта я снимал на камеру, в него попал и крэш Карлоса в нашем повороте:
Но всё благополучно, пилоты устремляются в затяжной третий поворот и ныряют в четвёртый, где Шарль Леклер в борьбе за позицию с Лэнсом Строллом поддевает его, находясь внутри поворота, отчего Рэйсинг Поинт Лэнса теряет управление и летит в стену - машина разбита, двигатель заглох, гонка для Лэнса окончена. Шарлю, кстати, этот инцидент судьи простили и не выписали штраф. На трассе появляется машина безопасности.
Сумасшедший первый круг! Два крэша за три поворота, машина безопасности и возможность для некоторых пилотов переиграть тактику, поставив более жесткую резину - этим воспользовались Ландо Норрис и Алекс Албон.
Далее, после ухода машины безопасности, гонка успокоилась, но от этого не стала менее интересной: было много борьбы и прессинга, особенно в средней группе.
Было и много отличных обгонов, таких как, например, обгон Кими Райкконеном Николаса Латифи, когда Райкконен просто как хищник выслеживал момент для атаки, заставлял Николаса занимать неудобные внутренние траектории и в итоге атаковал в довольно неожиданном месте и красиво прошёл соперника.
Одним из самых ярких и эмоциональных моментов для меня стало оглашение судейского решения в отношении Льюиса Хэмилтона - ему выдали два штрафа по 5 секунд за каждый эпизод с тренировкой старта в неположенном месте. Реакция трибун была фантастической - все кричали, радовались, хлопали и смеялись, смотря на эти +10 секунд штрафа действующему чемпиону. Да и мы были рады, это добавляло остроты и без того хорошей гонке, да и приятно посмотреть на Льюиса, когда ему не везёт (а это бывает краааайне редко), и когда он попадает в нестандартную сложную ситуацию. А вот болельщикам Мерседеса было явно не по себе, они, во всяком случае на трибуне Т2, были в меньшинстве и грустили, в то время как большая часть болельщиков искренне радовалась :) Это конечно надо было слышать, такой контраст эмоций! Жаль видео я не снимал в этот момент.
Но сам Льюис был недоволен, вот его радиопереговоры с инженером:
Помимо крутых и боевых обгонов были и не очень спортивные обгоны, такие как обгон Риккьярдо своего напарника Эстебана Окона. По сути это и обгоном-то назвать нельзя, команда просто попросила Окона пропустить Дэна вперёд перед вторым поворотом, прямо у нашей трибуны.
Дэн, в свою очередь, немного накосячил, перетормозил на входе и не попал на апекс, вышел широко и вернулся на трек не по правилам, нарушив предписание судей, за что получил 5 секунд штрафа, но далее поступил как настоящий чемпион и просто ответственный мужик: признал вину и сказал своему инженеру ставшую мемом фразу "My bad. Ok, I'll drive faster", что в переводе означает "Моя вина, но ок, я поеду быстрее" и реально поехал значительно быстрее, при этом не убивая резину! Вообще у Рено была отличная скорость весь уикенд, они очень хорошо настроили машину под трассу в Сочи, да и сама трасса, видимо, хорошо подходила их болиду, так что за ними было приятно наблюдать.
Ромен Грожан всю гонку жаловался на нестабильное поведение задней части болида, то и дело промахиваясь мимо апекса на входе во второй поворот, и в один из таких моментов он бок о бок заходил в этот поворот с Себастьяном Феттелем, между ними произошёл контакт и Ромен выехал широко и не успел занять безопасную траекторию возвращения на трек между пенопластовыми блоками, поэтому просто поехал сквозь них, разнеся блоки в щепки. Так как блоки были уничтожены, их части разлетелись во все стороны, то был введёт режим виртуальной машины безопасности (VSC), гонщики должны были сбросить скорость и держаться в определённой дельте времени для соблюдения мер безопасности на время того, пока маршалы достанут новые блоки и восстановят их прежнее положение.
В команде Alpha Tauri решили воспользоваться моментом и позвали Пьера Гасли в боксы для того, чтобы сменить ему уставший Hard на свежий быстрый Medium, но маршалы сработали настолько быстро и четко, что режим VSC продлился буквально полкруга и Пьер не выиграл по тактике, а даже потерял время из-за того, что по окончании режима соперники перешли на полноценную гоночную скорость пока тот выкатывался из боксов. Но темп его болида на свежих Medium'ах был отличным и он начал отыгрывать чуть ли не по секунде с круга, догнав в итоге группу Рассел, Норрис, Албон и пройдя каждого из них и добрался до девятого места в итоговом протоколе.
Ещё одним интересным моментом гонки оказалась как раз та самая борьба бок о бок трёх молодых британских талантов, больших друзей в реальной жизни, которые гоняются вместе ещё со времён картинга: Джорджа Рассела, Алекса Албона и Ландо Норриса, на эту тему официальный аккаунт F1 выложил забавное видео с нарезкой из времён жесткого карантина, когда все эти ребята стримили свои виртуальные заезды на Твиче
Начало их борьбы, как раз на входе во второй поворот, мне удалось немного заснять:
Стоит отметить отдельно и гонку Даниила Квята, который проехал фантастически стабильно, не допустил ни одной ошибки за всю гонку, прессинговал Окона в борьбе за седьмую позицию вплоть до последнего поворота, но так и не смог пройти его, всё же Рено на прямых была значительно быстрее Альфа Таури с DRS. Но Даня большой молодец, хоть и восьмое место не выглядит так солидно, но оно в нынешней ситуации очень важно для него, как и сильное выступление в целом, ведь его контракт на следующий год ещё не подписан, а разговоров о его замене ходит немало.
Но трибуны всегда рады Дане, и вот один из его обгонов (на Кевина Магнуссена) попал в мою камеру, болельщики как обычно тепло приветствовали и радовались успешной атаке:
Гонка закончилась победой Валттери Боттаса, который радовался ей так, словно вырвал эту победу из лап свирепого тигра, или что-то в этом роде. Выдал свою коронную фразу "To whom it may concern: f*ck you", что можно перевести как "Всем, кого это касается: идите на...".
В общем Валттери радовался как ребенок, а вот команда (за исключением его гоночного инженера) поприветствовала его как-то совсем уж слабо. Да и победа, мягко говоря, не так сладка, ведь она обусловлена в первую очередь двумя факторами: 1) невезением Льюиса в квалификации, он стартовал на невыгодных шинах и 2) Штрафом Льюису за тренировку старта в неправильном месте
За Валттери, конечно, надо порадоваться, потому как победы в его исполнении крайне редки, а для поддержания боевого духа, особенно в такой команде и с таким напарником, они крайне важны. Так что финн молодец, надеюсь в следующий раз победа достанется ему в честной борьбе, что ещё сильнее укрепит его веру в себя :)
Льюис же финишировал третьим и не побил рекорд Михаэля Шумахера по количеству побед. Видимо, проклятье Netflix действительно действует на Мерседес :)
Ну а Макс Ферстаппен просто молодец, выжал из машин максимум, как и всегда. Не допустил ошибок и приехал вторым, набрав важные очки для команды (хотя вряд ли кто-то усомнится в том, что Red Bull в любом случае останется второй командой по итогу чемпионата), и укатал в очередной раз Алекса Албона на невероятное количество времени. В общем, стабильность!
Гонка, по моему мнению, удалась! Да, на фоне прошедших этапов в Муджелло и Монце она не был столь яркой, но в целом она прошла отлично по сравнению с той же Испанией или Венгрией.
Так что приехать посмотреть вживую точно стоит!
А вечером после окончания гонки всех болельщиков ждал концерт группы Tesla Boy. Я несколько раз слушал их в наушниках, в целом мне они нравились, но на концерте они просто произвели фурор, так работали с толпой, так зажигали и такая у них энергетика, просто топ!
6. Бюджет поездки
Как и обещал, в конце статьи выкладываю примерный бюджет поездки на одного человека. Ниже приведу скрины тех цен, которые актуальны на момент написания статьи (октябрь 2020), и финальную таблицу с моими фактическими затратами
Билеты обойдутся вам примерно 6-10 тысяч рублей в зависимости от авиакомпании, даты и времени вылета, а так же от наличия багажа. Если покупать впритык, то конечно будет подороже. Сейчас, например, билеты без багажа на следующую неделю стоят около 10 тысяч
На Booking.com полно вариантов размещения в Адлере, но вот скриншотик с ценой мини-отеля, в котором мы жили. Цены в октябре отличаются от конца сентября не сильно
Ну и финальная таблица примерного распределения трат по категориям за время поездки. Горы, Абхазию и прочие радости не учитывал тут. Если исключить пиво и прочий алкоголь, то можно сэкономить тысяч 5 за всё время :)
Что ж, на этом всё, надеюсь вам понравился этот лонгрид. Подписывайтесь, делитесь с друзьями, ставьте лайки, открывайте для себя дивный мир Формулы 1 :)
До новых встреч!