Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего. Эти слова предписывают Платону. В таком же контексте высказывался и Л.Н. Толстой, утверждая, что страна, забывшая свою культуру, историю ... обречена на вымирание.
К сожалению, на территории нашей необъятной страны повсюду раскиданы величественные и некогда красивейшие усадьбы с великолепной архитектурой и богатой историей, которые сегодня превращаются в графские развалины.
Рассыпанные по всему Подмосковью величественные ранее осколки прошлого продолжают рушиться и зарастать бурьяном и деревьями.
С одним из таких мест мы познакомились совсем недавно. Это уникальная усадьба князей Голицыных, расположенная в селе Николо-Урюпино, известном с XVI в.
Начало истории сохранившихся до сегодняшнего дня построек усадьбы относится к 1774 г. До этого времени эта территория была во владении Одоевских, которым она досталась в 1621 г. При них здесь был построен деревянный усадебный комплекс, состоявший из боярских палат со службами. В 1664 - 1665 гг. на месте деревянной церкви была возведена каменная пятиглавая церковь Николая Чудотворца, которая сохранилась до нашего времени.
Затем усадьба перешла Голицыным, которые владели ею с 1774 г. вплоть до ее национализации после революции 1917 г. При них здесь был создан уникальный архитектурный облик имения Никольское-Урюпино. Роду Голицыных принадлежал и великолепный архитектурный ансамбль в усадьбе Архангельское.
Строительство храма усадьбы Архангельское и Церкви Николая Чудотворца предписывают одному архитектору – крепостному мастеру Павел Потехин.
Первым владельцем усадьбы из династии Голицыных был князь Николай Алексеевич Голицын (1751-1809 гг.). Именно во времена его владения (конец XVIII - начало XIX вв.) на месте старых хором создается дворцово-парковый ансамбль. Его центром становится "Белый домик", построенный около 1780 г. неизвестным зодчим, предположительно по проекту французского архитектора Шевалье де Герна, также причастного к строительству дворца в Архангельском.
К сожалению, нам не удалось посмотреть парковый павильон "Белый домик", так как доступ к нему закрыт забором. По имеющейся информации он был создан в стиле классицизма отличался изысканной обработкой фасадов и редкой красотой, интерьеров, украшенных лепниной и фресковой росписью. Судя по тому, что все здесь находится в запустении, вряд ли что сохранилось из былой роскоши.
В это же время здесь был разбит парк с прудом.
При владении усадьбой следующим из рода Голицыных - князем Михаилом Николаевичем (1757 – 1827 гг.) в 1811 г. в крайне простых классических формах в усадьбе был выстроен Большой дом.
Также были возведены многочисленные служебные постройки, от которых сегодня ничего не осталось. Во время Отечественной войны 1812 г. усадьба пострадала лишь частично, в основном от разграблений.
Поэтому завершение оформления Большого дома пришлось на 40-е годы XIX в.
В 1840–50х ггг. на фасаде храма была возведена небольшая звонница, замененная на настенную колокольню по проекту известнейшего архитектора - мастера стиля эклектики (направления в архитектуре, ориентированного на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях) М.Д. Быковского.
За алтарем храма располагается кладбище, где похоронены многие Голицыны. На могиле Н.А. Голицына в 20–е гг. XIX в. была построена усыпальница с интересным надгробным памятником. К сожалению, все это было позже разрушено. Возле церкви сохранились надгробия сына и внука М.Н. Голицына, а также его невестки М.С. Сумароковой.
В 1861 г. после реформы крестьяне, оставшиеся без территории, стали массово покидать село. Но поместье поддерживалось Голицыными вплоть до 1918 г., когда оно было национализировано.
До ноября 1918 г. в усадьбе оставались и продолжали формально вести ее дела под контролем новой местной власти бывшие владельцы - княжна Александра Николаевна Голицына и ее сестры Мария Николаевна Свербеева и Елена Николаевна Хитрово. Волновавшиеся за судьбу родового имения бывшие владельцы обратились в 1918 г. в отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса с просьбой выдать охранную грамоту на их дома в усадьбе Никольское-Урюпино, так как они «представляют художественную ценность как памятники старины…». Видимо это возымело действие, однако при этом самим владельцам пришлось в спешном порядке покинуть их родовое имение, дома были опечатаны и в конце 1918 г. национализированы. В 1920–1929 гг. в усадьбе был создан музей, после закрытия которого она была передана военному ведомству. В какое то время в усадьбе размещался центр космических исследований.
Однако в то же время все окружающие постройки были подвергнуты разорению. Местные жители, враждебно настроенные по отношению к церкви, и представители НКВД в кожаных куртках уничтожили церковную утварь, сожгли иконы. В 1939 г. прекратилась служба в храме. Сначала здесь разместили сельский совет, потом сделали склад, а позднее храм и вовсе превратили в мастерские.
После Великой Отечественной войны территория усадьбы отошла Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. Из-за попустительства военных фактически утрачен старинный парк (на его территории был устроен плац и фортификационные сооружения), разрушились служебные постройки.
Белый домик пришёл в крайнее запустение. Главный дом использовался до 1990-х годов в качестве общежития курсантов академии, впоследствии его занимали другие структуры Минобороны. Внутри здания были проведены перепланировки, в результате чего интерьеры оказались полностью утрачены.
До 60–х гг. помещение церкви использовалось как зернохранилище и овощехранилище. Затем в течение 25–ти лет в помещении церкви располагался механический цех от Красногорского механического завода, а с конца 1980-х годов в здании располагался художественный кооператив «Практика».
В 1990 г. здание церкви было возвращено РПЦ.
В стране началась перестройка и все изменилось, но, к сожалению, не в лучшую сторону. Государство потеряло интерес ко всему тому, что не стало приносить деньги.
В 1999 г. известный в те годы депутат и бизнесмен Владимир Брынцалов заключил на поместье договор аренды на 3 года и взял на себя обязательство полностью восстановить его. Но сделано ничего не было, так как ему не удалось получить права собственности на поместье. В 2001 г. по суду договор аренды с Брынцаловым был расторгнут, а годом позже Никольское-Урюпино было передано в ведение Министерства культуры России.
По сути усадьба осталась без владельца, в подвалах ее проживали бомжи, а разрушение продолжилось. В 2004 г. Большой дом сгорел, причем пожар продолжался два дня.
Осенью 2005 г. было объявлено о начале долгожданной реставрации. Журналисты писали, что в возрожденной усадьбе будет организован элитный отель с ограниченным доступом. Но ничего не изменилось.
В 2015 г. усадьба выставлялась на торги по программе государственно-частного партнерства «Зеленый коридор» - программе по продаже принадлежащих государству подмосковных усадеб, являющихся объектами культурного наследия, разработанной Министерством культуры РФ.
Мы были в усадьбе в сентябре 2020 года, никаких работ здесь по-прежнему не ведется, строительные леса разобраны, все памятники архитектуры превратились в руины.
А наша страна забывает свою культуру и историю….
Спасибо за внимание!