Медицина ХХI века, как и цивилизация в целом, развивается семимильными шагами. За год происходит столько открытий – в лечении тяжелых заболеваний, в изобретении эффективных лекарственных препаратов, высокотехнологичных протезов, хирургической и диагностической аппаратуры и пр. Но, к сожалению, в плане доступности всех этих чудо-изобретений, семимильные шаги замедляются до черепашьих…
Инновации в медицине
Однако хотелось бы начать статью «за здравие». Какими новшествами удивляет и радует нас медицина XXI века? Давайте удивляться и радоваться вместе. Итак…
Телемедицина – один из приоритетов нацпроекта «Здоровье»
С появлением телемедицины врачебная помощь становится доступной жителям самых удаленных уголков России. Термин на слуху, а что стоит за ним? Во-первых, это не отдельная область медицины, а возможность использования цифровых и телекоммуникационных технологий. И самое простое – это возможность дистанционных консультаций лучших специалистов для пациентов, находящихся в далекой районной больнице.
Телерадиология. Это взаимодействие «врач-врач», когда возможность работы с визуальными материалами – рентгеновскими снимками, изображениями, полученными в ходе компьютерной томографии и т.д., получают сразу несколько специалистов, находящихся в разных местах, иными словами, это взаимодействие дает возможность проведения «заочного» или дистанционного консилиума.
Телепатология. По сути, то же самое, но в узкой области – анализе патоморфологических изображений, по которым ставится, к примеру, онкологический диагноз, детализируется тип опухоли. Сначала врач под микроскопом изучает образец ткани больного, документирует свои выводы. И если у него есть сомнение, он посылает образец другому специалисту. При пересылке есть риск, что образец потеряется, повредится, произойдет его подмена, а главное, на эту пересылку уходит драгоценное время, а ведь в лечении онкологических заболеваний счет идет на минуты! А с развитием телемедицины стало возможным просто вставить стекло в специальный сканер, где создается цифровое изображение образца, которое затем выводится на экран, и его можно переслать по электронной почте и затем провести дистанционный консилиум с коллегами. Таким образом, время до постановки окончательного диагноза существенно сокращается, что крайне важно для онкологических больных. Для них скорость постановки диагноза зачастую - вопрос жизни и смерти.
Лечение рака на поздних стадиях
В настоящее время, к сожалению, онкологический диагноз – IV стадия – звучит, как приговор, а в процессе уничтожения злокачественной опухоли посредством химиотерапии уничтожается не только опухоль, но и весь организм в целом… Разрушаются и те органы, которые здоровы. Прицельный удар по раковым клеткам — сегодня это возможно без операций, лучевой и химиотерапии... с помощью таблеток. Как это работает? Ученые научились искусственно создавать иммунные белки — моноклональные антитела, которые, как ключ к замку, подходят к конкретной раковой клетке. При введении в организм в виде таблетки или инъекции, моноклональные антитела распространяются по организму и уничтожают свою цель, где бы она ни находилась. Это дает возможность излечивать пациента даже на поздних стадиях рака, не разрушая его организм.
Превентивная диагностика врожденных заболеваний
Еще недавно, чтобы удостовериться, что ребенок здоров, нужно было ждать, когда он родится. Теперь, благодаря успехам науки, начиная с 9–10 недели беременности каждая женщина может получить исчерпывающий ответ на вопрос о генетическом здоровье будущего малыша. Для исследования достаточно сдать кровь из вены. Далее, из крови будущей мамы выделяют ДНК плода и анализируют выборочно фрагменты молекулы, чтобы исключить самые грубые и частые врожденные аномалии: синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау, дефекты нервной трубки и другие. Достоверность диагностики — 99%, поэтому отрицательный результат теста исключает необходимость других обследований, дает будущей маме возможность расслабиться и насладиться беременностью без лишних волнений. Время ожидания результата всего 5–10 дней, поэтому, в случае неутешительного ответа, у женщины есть возможность прервать беременность на ранних сроках — до 12 недель. Настоящим спасением эти тесты становятся для будущих родителей, которым врачи предсказали высокий риск рождения больного ребенка.
Современные функциональные протезы
На современных биоэлектрических протезах ноги с модулями коленного и голеностопного суставов можно ходить по наклонной поверхности, шагать по ступенькам, бегать, прыгать, играть в мяч, ходить на каблуках и даже танцевать. При этом добиться вполне естественной походки. Устройство управляется импульсами головного мозга, которые снимаются специальными датчиками, воздействующими на мышцы. Несколько сложнее дела обстоят с протезами рук: воспроизвести мелкую моторику пока не удается, однако выполнять основные движения, необходимые для обслуживания себя в быту, с современными протезами возможно.
Хирургические операции с участием робота
Теперь человека-хирурга может заменить робот Da Vinci. Всего в России сейчас 26 оперирующих роботов, которые в точности имитируют виртуозные движение хирурга. С помощью Da Vinci можно проводить эндоскопические операции через небольшие — около 1 см — проколы на коже. С помощью робота врач может многократно увеличивать изображение. У робота исключен тремор рук хирурга. Роботы имеют более широкий диапазон движений, чем человеческая рука, а главное, роботы Da Vinci позволяют врачу сидеть во время многочасовых операций. Кроме того, использование роботизированной техники делает операцию более щадящей и ускоряет сроки заживления, сокращается риск кровопотери. При участии Da Vinci в нашей стране с 2011 года проводят эндоскопическое аортокоронарное шунтирование на работающем сердце, что позволяет хирургам сохранить в целостности грудную клетку пациента. Поэтому сроки восстановления после такой операции существенно сокращаются.
Протонная терапия неоперабельных опухолей
Это - лучевая терапия злокачественных образований, только более эффективная и почти без побочных явлений. Причем глубина расположения опухоли в организме значения не имеет. Это наиболее передовой метод лучевой терапии, который сейчас активно осваивается во всем мире. При обычной лучевой терапии ткани, которые находятся на пути к опухоли, а также за ней, значительно повреждаются во время лечения. Чем глубже опухоль, тем труднее её уничтожить, не повредив жизнеспособность окружающих тканей. Протонная терапия позволяет направлять излучение прямо на опухоль. Наиболее востребован этот метод при лечении опухолей у детей, а также злокачественных новообразований в голове и на шее, — то есть там, где крайне важно уберечь ткани, окружающие опухоль, от повреждения. Протонную терапию можно получить в Санкт-Петербурге на базе «Международного института биологических систем (МИБС) имени Сергея Березина» — там проводят лечение опухолей любой локализации, в Подмосковье — в Обнинске и Протвино — там доступно облучение опухолей головы и шеи. В дальнейшем планируется открытие подобных центров во Владивостоке, Москве, Новосибирске и Дубне.
Увы, с доступностью этого вида инновационного лечения пока все сложно. На сегодняшний момент лишь некоторые регионы выделяют квоты на бесплатное лечение своим жителям. По обещанию министра здравоохранения в ближайшее время протонную терапию можно будет получить по полису ОМС. А пока стоимость лечения космическая — около 2 млн рублей за курс.
И тут мы переходим к «ложке дегтя» - вопросу о доступности всех этих инноваций для большинства населения нашей страны.
Какова доступность инновационной медицины в России?
К сожалению, время, которое проходит с момента появления инноваций за рубежом до момента их регистрации в нашей стране, часто превышает 3, а то и 5 лет. Доступность инноваций в отечественной медицине оценивается экспертами Всероссийского союза пациентов (ВСП) довольно низко: «на тройку». От 58% до 69% экспертов оценили инновации как «недоступные» и «малодоступные». Оценивались:
- медицинские технологии, изделия,
- лекарственные препараты,
- цифровые технологии
- лечебное питание
В чем же причина столь низкой степени доступности?
Основным барьером для доступности инноваций в российской медицине эксперты считают бюрократию.
«Чаще всего причиной низкой доступности инноваций в медицине называют медленную работу государственных институтов по их регистрации и включению в систему государственных закупок (29%). На втором месте оказалась стоимость инноваций (22%), на третьем — несовершенство российского законодательства (17%)».
Наименее доступным оказались лечебное питание (3,2 балла из 10) и медицинские изделия (3,3 балла). Совершенно недоступными их сочли 48% экспертов, еще около 20% посчитали их «скорее недоступными». Чуть более других доступны лекарственные препараты.
Доступность в России лекарственных препаратов
Всемирная организация здравоохранения рассматривает понятие "доступность лекарств" в двух аспектах:
- физическая доступность - это наличие качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств;
- экономическая доступность - это и вопрос стоимости лекарственных средств для потребителя, и действующая система государственного финансирования: обеспечение стационарных больных, полное или частичное возмещение лекарственного обеспечения.
Современная медицина невозможна без высокоэффективных инновационных препаратов. Их доступность для пациентов - ключевой показатель развитости системы здравоохранения. Компания IQVIA совместно с Европейской федерацией фармацевтической индустрии и ассоциаций (EFPIA) провела исследование доступности инновационной терапии в 30 европейских странах, включая Россию, в 2016-2018 годах.
По уровню обеспеченности инновационной терапией (в 2016-2018 годах), Россия среди 30 стран находится в конце второй десятки - на уровне таких восточноевропейских стран, как Словакия, Чехия и Венгрия, опережая при этом Польшу, Турцию и Болгарию.
За 2016-2018 годы в РФ зарегистрировано около 50 инновационных лекарств, что в два раза меньше, чем в странах-лидерах - Германии и Великобритании. При этом на российский рынок за последние три года выведена лишь четверть инновационных препаратов, одобренных за тот же период Европейским медицинским агентством (EMA). В 2019 году на российском фармацевтическом рынке - чуть более 250 торговых наименований, что составляет 15,8 процента от всего рынка. Также важный показатель - способность государства обеспечить доступ пациентов к инновационным лекарствам. Здесь учитывается время между получением регистрации препарата на рынке и фактическим обеспечением пациентов. Исследование показало, что страны Северной и Западной Европы получают доступ к новому препарату через 100-300 дней после регистрации. Срок получения доступа к новому лекарству в России - в среднем 363 дня, что выше среднего показателя по Европе. При этом некоторые препараты могут проходить путь от регистрации до внедрения достаточно быстро (61 день), другие - 3-4 года (!). Здесь, конечно, прослеживается прямая взаимосвязь внедрения инновационных препаратов с финансированием медицины. Например, Германия тратит около 12 процентов своего ВВП на нужды здравоохранения, США - 16 процентов. Россия тратит около 4-6 процентов ВВП.
К сожалению, большая часть медицинских сенсаций так и остается на страницах новостных сайтов. Не хотелось бы, начав статью «за здравие», закончить ее «за упокой». Будем надеяться, что в ближайшее время проблемы с внедрением инновационных медицинских технологий в реальность будут преодолены, а мы получим доступ к последним новинкам в сфере здравоохранения, и все новейшие технологии и лекарственные препараты будут доступны не только «физически», но и «экономически».