Было это в 1967 году, когда я поступила во ВГИК, учиться на художника-мультипликатора. И как-то, среди студентов ВГИКа, увидела девушку, поразительно похожую на мою подругу из Ярославля - Натку Топлянинову. Я просто онемела…
Это была Лена Соловей, которая в том же 1967-м сыграла главную роль в курсовом фильме Ирины Киселевой и Рустама Хамдамова «В горах мое сердце».
Юноша из Ташкента - Рустам Хамдамов учился на третьем курсе режиссерского, и был широко известен в нашей студенческой среде.
Уже тогда у него была репутация абсолютного гения. За ним всегда ходила толпа поклонников. Он говорил тихо. Мало. Но они ловили каждое его слово. И были уверены: он станет знаменитым.
Что касается моей подруги Наты Топляниновой – сирота, она позже возьмет фамилию дедушки, который, по ее словам, был французом - Лебле.
Мы познакомились с Наташей задолго до ВГИКа – в Ярославском художественном училище.
Мне в ту пору было 22. Я училась на последнем курсе. А Ната в свои 15 только поступила. Восторженная, мечтательная, возвышенная. В общем, замечательная девчонка!
Уже тогда Ната мечтала стать актрисой. Мы недоумевали – как?! Променять кисти и краски на актерство? Актеры, с их раскаченными эмоциями, казались нам детьми. Конечно, мы были неправы. Но тогда очень отговаривали Нату от этого шага.
Позже я узнала, что Наташа все же оставила живопись ради Ярославского театрального училища. Распределились в Красноярский (если не ошибаюсь) театр драмы. Была занята в главных ролях.
И вот уже в Москве, на втором курсе ВГИКа, иду я как-то по улице и вижу… девушку, похожую на Лену Соловей, которая... бросается мне на шею. Пригляделась – Наташа! Мы обнялись.
Зашли в кафе, выпили шампанского. Ната приехала покорять столицу. Ее мечтой было, работать у Анатолия Эфроса. И вот, пока мы, счастливые, делились новостями, у меня возникла блестящая идея.
- Наташ, - говорю. - Ты сейчас меня ни о чем не спрашивай. Давай просто сходим в одно место. Я познакомлю тебя с хорошими людьми.
И мы отправились в гости к Рустаму Хамдамову.
Приходим, а у него вечеринка, человек, наверное, двенадцать друзей собралось. И среди них Лена Соловей.
Каково же было общее удивление от сходства Лены и Наташи! Причем, сходство не только внешнее. Но и своей конституцией, мимикой, жестами они были неуловимо похожи.
Наташа, посмотрев рисунки Рустама, пришла в абсолютный восторг. Она вообще всех очаровала. И Рустам, который в это время готовился к сьемкам первого полнометражного фильма «Нечаянные радости» о Вере Холодной – сказал:
- Наташа, если я, все же, буду над ним работать, напишу для вас роль. Сестры Веры Холодной - у нее же была сестра Надежда.
Так появился дуэт – Лена Соловей и Наташа Лебле.
Принято считать , что Рустам переписал сценарий Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Это не совсем так. Они работали вместе с Евгением Харитоновым.
Выпускник актерского факультета ВГИКа, Евгений Харитонов стал писателем. А в это время преподавал у нас актерское мастерство и пантомиму.
Уже работая на «Союзмультфильме», я познакомилась с оператором Ильёй Миньковецким. Он работал с Петром Тодоровским, Владимиром Басовым, Аловым и Наумовым. А в мультипликацию пришел в момент паузы в большом кино.
Как-то он говорит мне, что пригласили его снимать «Нечаянные радости», но он в раздумьях. Одни считают режиссера гением, другие сумасшедшим. "Никого не слушайте, послушайте меня, - говорю я ему, - Снимайте эту картину. Потом будете ею гордиться". И точно. После он благодарил меня. Кстати, именно Илья Миньковецкий, несмотря на приказ смыть съемку, спас часть коробок с кадрами теперь уже культового фильма, который вошел позже в ленту «Анна Карамазофф».
И вот все прекрасно. Съемки фильма «Нечаянные радости» в разгаре. И журнал «Советский экран» публикует репортаж, где Лена и Наташа красивые, в невероятных шляпах.
Что случилось дальше, я не знаю. Случился конфликт. Но, поскольку фильм стоял в плане съемок «Мосфильма». А вы представляете, что такое план? Его нужно было завершить.
Дальше история известна. Фильм «Раба любви» снял Никита Михалков и снял прекрасно. Единственным человеком из прежней команды оказалась Лена Соловей, которая приняла приглашение. И правильно сделала. Потому, что стала звездой.
Что касается Наташи, в ее судьбе сходство с другой, пусть и замечательной актрисой, сыграло не лучшую роль. На пробах сравнение всегда было в пользу Лены Соловей.
Ната, конечно, снималась в кино. Была занята в театре «Балтийский дом» Санкт-Петербурга. Однако значимая роль пришла к ней лишь в 1987 году.
Кира Муратова, как только в годы перестройки у нее появилась возможность снимать, предложила Наташе большую работу в фильме «Перемена участи».
Лебле там играет главную роль, и играет прекрасно. Прошло время. Здесь она уже не похожа на Лену Соловей. И видно, какая она сильная актриса. Я считаю, что театральные актеры вообще лучше подготовлены, чем выпускники ВГИКа, которых учат, как правильно держаться в кадре.
Кстати, специально для Наташи, Кира Георгиевна вышла на Михаила Горбачева.
Дело в том, что к тому этому времени Ната вышла замуж за американского гражданина, культурного атташе на Филиппинах. И жила за границей. Благодаря настойчивости Киры Муратовой, для нее было сделано исключение. Она смогла приехать в Россию на сьемки. И фильм с ней состоялся.
В последний раз мы виделись с Наташей 50 лет назад. Я тогда была беременна сыном. И, наверное, не очень расположена к общению (думала, плохо выгляжу, такая глупость!). Казалось, у нас будет еще возможность встретиться. Поговорить. Но увы. Наши пути разошлись.
Сегодня мне 80, и я очень хочу разыскать подругу! Тем более, в СМИ появилась информация, что она вернулась в Россию.
Если Ната прочтет этот текст, пусть знает: я помню её. И буду счастлива видеть! Наташа– отзовись!