Visa - американская транснациональная компания, предоставляющая услуги проведения платёжных операций.
История бизнеса "Визы" берет свое начало в середине 20-ого века. Тогда Bank of America выпустил первый прототип кредитных карт. Это было возможным благодаря ресурсам банка. Другие финансовые институты также пытались это сделать, однако им не хватало технологий и средств.
В результате Bank of America начал выдавать лицензии другим банкам на выпуск таких карт. Постепенно они стали набирать популярность, и данный бизнес выделили в отдельную компанию, которая затем и получила название Visa.
Однако Visa и ее аналоги типа MasterCard представляют собой не только логотип на вашей кредитке. В первую очередь, это инфраструктура, которая выступает посредником между двумя банками. Алгоритм выглядит следующим образом. Вы прикладываете карту к терминалу банка-продавца. Он передает информацию на сервер платежной системы, а она - вашему банку, который одобряет сделку или отказывает в ней.
Платежная система связывает участников рынка, ускоряя их взаимодействие, ведь вышеперечисленные действия производятся за доли секунды.
Из чего складывается выручка Visa:
- Платежи за предоставление доступа клиентов к продуктам Visa;
- Комиссионный доход за совершение операций по картам;
- Плата за трансграничные платежи и конвертацию валют;
- Другие доходы - плата за лицензионные услуги, за возможность использования бренда "Visa" и другие.
Модель бизнеса компании:
- Продажа основных продуктов, к которым относятся: кредитные и дебетовые карты, карты предоплаты, а также предоставление доступа к глобальной системе банкоматов компании.
- Развитие и обеспечение сервисов бесконтактной оплаты. Например, недавно виза запустила в Белоруссии систему бесконтактных платежей в общественном транспорте (типа валидаторов в Москве).
- Внедрение технологии Visa Checkout, которая позволяет запомнить данные вашей карты и проводить оплату в любом интернет-магазине в одно касание.
- Развитие технологий для увеличения доли электронных платежей. Дело в том, что на сегодняшний день по-прежнему около половины всех расчетов производится в наличных. Стратегия VISA направлена не только на повышение лояльности людей конкретно к ее бренду, но и в целом, к банковским картам, ведь с каждой операции платежная система получает свою комиссию. Здесь компания внедряет различные решения, направленные на достижение цели. Например, в странах, где инфраструктура не позволяет устанавливать торговые терминалы (вы прикладываете к нему карту в магазине), Visa предлагает осуществлять расчеты по QR-коду. Условно говоря, вы в супермаркете взяли несколько продуктов, а на кассе вместо терминала вам дают QR-код, отсканировав камерой телефона который, вы можете бесконтактно оплатить покупку. Как результат, в Индии на сегодняшний день уже существует более миллиона таких точек оплаты.
- Венчурные инвестиции и расширение партнерской модели. Традиционно Visa имела четырехстороннюю модель взаимодействия между банком-эмитентом карты, владельцем этой карты, продавцом и эквайером (банк, которому принадлежит торговый терминал и который обслуживает его). Сейчас Visa хочет добавить в эту модель государство и других участников для распространения своего бизнеса на субъектов не только экономических, но и на социальных, бюджетных и иных отношений. Для этого компания и инвестирует в различные стартапы для улучшения существующей инфраструктуры и создания новых инструментов электронных платежей.
Главные конкуренты Visa:
- Mastercard - главный конкурент Visa, появившийся как ее европейский аналог. Общий объем платежей - 5,901 млрд. $, количество карт - 2,022 млн. шт.
- American Express - американская финансовая компания, также выпускающая карты. Общий объем платежей - 1,184 млрд. $, количество карт - 114 млн. шт.
- Diners Club - финансовая компания, основанная еще 1950 году, преимущественно, для оплаты по картам услуг туризма и развлечений. Общий объем платежей - 187 млрд. $, количество карт - 63 млн. шт.
- UnionPay - национальная платежная система Китая.
Сама Visa - (для сравнения) общий объем платежей - 11,380 млрд. $, количество карт - 3,359 млн. шт.
Риски компании:
Развитие национальных платежных систем
Здесь показателен пример с Россией, ведь недавно у нас была основана собственная ПС - МИР. Вообще, во многих странах не существует собственных систем потому, что об этом никто не задумывается. Однако COVID-19 называют апогеем глобализации, после которого она должна пойти на спад. Это создает угрозу для развития и сохранение текущей доли рынка Visa.
Отрасль цифровых платежей довольно специфична из-за гос регулирования
Visa должна подчиняться как законам США, так и местным правилам. В результате, некоторые регионы мира (Крым) или кредитные организации могут резко выпасть из зоны обслуживания Visa. Безусловно, это сразу бьет по выручке и создает благоприятные условия для развития конкурентов компании.
Острая конкуренция
В общем и целом, у Visa нет каких-либо четких конкурентных преимуществ перед другими компаниями. Из-за этого если клиент изначально выбрал другую платежную систему, Visa очень тяжело переманить его к себе. Это создает принципиальные проблемы для увеличения доли рынка в средне- и долгосрочной перспективе.
Платежная система является лишь посредником между двумя банками
В теории, если два данных банка найдут способ избавиться от посредника, услуги Visa будут не нужны. Однако пока вряд ли получится избавиться от платежных систем.
Visa полностью является финансово-технической компанией
Любое замедление, сбой или утрата средств клиентов наносят непоправимый репутационный ущерб. А накладываясь на отсутствие прямых конкурентных преимуществ, это создает риски потери клиента.
Акционерный капитал
У Visa много разных типов акций. На бирже торгуются только обыкновенные класса A. Однако также есть обычки класса В и С, а также префы класса В и С. Сделано это было для ухода от судебных издержек. Однако до 2028 года все типы акций должны быть конвертированы в обыкновенные класса А, что распылит их стоимость и снизит цену.
Инвестиционная привлекательность компании
Фундаментально хорошие перспективы для роста
Хоть сейчас и 2020 год, около половины всех расчетов до сих пор производится в наличных. Однако, так или иначе, через какое-то время мы практически полностью от них откажемся. Благодаря этому, в среднесрочной перспективе выручка компании будет стабильно увеличиваться за счет экстенсивного роста.
Сила бренда
Visa является одним из самых узнаваемых брендов в мире. Компания активно развивает бренд, выступая главным спонсором ФИФА, МОК и других организаций. В условиях сильной конкуренции, бренд выступает хорошим преимуществом Visa.
Развитая инфраструктура
Все расчеты по нашим картам обслуживают 6 дата-центров компании по всему миру. Несмотря на их жесткую загруженность, каждый из них имеет существенный запас мощности, энергии и оборудования для охлаждения. Благодаря этому, мы не предвидим риска резкого увеличения капитальных затрат на развитие инфраструктуры в среднесрочной перспективе.
Активное развитие своего бизнеса и поглощение перспективных стартапов
Visa постоянно работает над безопасностью, скоростью и инновационностью своей сети. Например, в 2019 году компания приобрела предприятие Earthport, которое позволит осуществлять переводы не только с карты на карту Visa, но и с банковских счетов и правительственных учреждений.
Финансовый анализ
Прежде чем начать финансовый анализ, обращаем ваше внимание, что отчётный год у Visa заканчивается в сентябре, а также что мы добавили рост выручки (growth of revenue). И теперь 3 показателя: growth of revenue, growth of net income и profit margin on sales будем рассматривать вместе, так они напрямую связаны между собой.
Также хотим сообщить, что в настоящий момент мы тестируем различные гипотезы, чтобы вывести новый коэффициент на основании этих трёх показателей, которого ещё нет в экономическом сообществе, возможно, мы на пороге величайшего открытия.
NWC
2016: 6.267
2017: 9.029
2018: 6.911
2019: 7.555
Net working capital чередует взлёты и падения, что говорит о нестабильной политики наращивания оборотных активов и обязательств. Также отметим, что за поседение 2 года, несмотря на рост показателя, он так и не вернулся до отметки 2017.
Current ratio
2016: 1,78
2017: 1,90
2018: 1,61
2019: 1,56
В свою очередь показатель текущей ликвидности остаётся больше единицы. Однако нисходящая тенденция за последние 2 года не радует.
Quick ratio
2016: 1,24
2017: 1,46
2018: 1,14
2019: 1,01
Показатель быстрой ликвидности ещё чуть больше 1, однако текущая тенденция может навредить финансовой устойчивости компании.
Debt ratio
2016: 0,49
2017: 0,52
2018: 0,51
2019: 0,52
Показатель задолженности остаётся примерно на одном и том де уровне из года в год. Поэтому считаем, его несущественным в данной ситуации, даже при том, что он выше 0,5, судя по всему, Visa грамотно оперирует своими обязательствами.
Growth of revenue
2016: 8,66%
2017: 21,72%
2018: 12,26%
2019: 11,49%
Growth of net income
2016: (-5,33)%
2017: 11,82%
2018: 53,77%
2019: 17,27%
Profit margin on sales
2016: 39,72%
2017: 36,49%
2018: 49,98%
2019: 52,57%
Как вы можете заметить, рост выручки и чистой прибыли растёт непропорционально. Тем не менее за последние 2 года, видимо, компания постаралась над минимизацией издержек, поэтому рост чистой прибыли стал превышать рост выручки, а %, который доходил от выручки до чистой прибыли уже перевалил за 50, что говорит о грамотном финансовом управлении.
Payout ratio
2016: 24,52%
2017: 27,97%
2018: 21,70%
2019: 15,86%
Несмотря на увеличение чистой прибыли, на дивиденды Visa стала направлять всё меньше и меньше. Возможно, это как раз связано с эффективностью в оперировании финансами.
ROA
2016: 15,25%
2017: 18,40%
2018: 18,88%
2019: 21,16%
ROE
2016: 18,20%
2017: 20,45%
2018: 30,29%
2019: 34,83%
Показатели рентабельности находятся на стабильно хорошем уровне на протяжении всех 4-х лет и непрерывно растут.
FCF
2016: (-60,43)
2017: 6.680,76
2018: 12.246,66
2019: 11.106,79
Свободный денежный поток уменьшился на 1 млрд$ за последний год, однако считаем этот фактор несущественным. У Визы остаётся большее кол-во средств для реализации стратегии с учётом оценки и погашения не только текущих, но и капитальных обязательств.
SGR
2016: 13,74%
2017: 14,73%
2018: 23,72%
2019: 29,30%
Sustainable growth rate растёт с каждым годом, что является положительным сигналом. Виза рано или поздно сможет начать снижать долю долга и развиваться за счёт собственных средств.
WACC=1,19%
WACC находится на очень низких значениях (вспомните WACC российских компаний), поэтому Visa имеет очень большой инвестиционный потенциал.
Q ratio=11,98
Коэффициент Тобина указывает, что компания справедливо оценена и рыночная капитализация превышает 11 раз стоимость компании.
Анализ ценной бумаги
Прежде всего обращаем ваше внимание, что на бирже у Визы котируются акции класса А
E(M)=0,50%
st=2,95%
Средняя недельная доходность в 2 раза выше рыночной, при этом риск не превышает 3-х процентов.
beta=0,90
Бета максимально приближена к единице, следовательно, акции Визы растут практически на тот же %, что и S&P500.
correl=0,86
Корреляция также находится на самых высоких значениях. Visa почти во всех случаях движется за рынком.
min=74,48
max=210,29
Несмотря на пандемию, акции Визы всего на 20$ ниже её 4-х летнего максимума, а значит, вполне вероятно либо образование нового максимума, либо небольшая коррекция.
TSR=1,18%
km=(-1,52)%
За полгода акции Визы лишь немного переиграли рынок. Тем не менее, несмотря на все потрясения для США, котировки вернулись к стоимости доковидных времён.
MAR
2017: 102,74%
2018: 110,83%
2019: 123,28%
2020: 29,30% (1П)
На протяжении 3-х лет market adjusted return стабильно рос. Поскольку США является столицей финансового мира, то каждая компания прилагает усилия, чтобы именно её акции стоили выше конкурентов. Для американских компаний MAR, действительно, отражает вклад менеджмента компании в создание доходности. Но какими менеджеры ни были профессионалами, за первое полугодие они не смогли вложить дохода даже на уровне 2016 года, что неудивительно.
Что в итоге делать с Visa?
Фундаментальный анализ показал, что Visa - сильная компания с хорошей долей рынка. Она обеспечила себе хорошее имя за счёт быстроты операций и отсутствия сбоев, а также высокого уровня защиты от мошенничества.
Инфраструктура грамотно распределена по всему миру и имеет запас прочности для стабильного роста клиентской базы.
Несмотря на удобство карточных и бесконтактных платежей большая доля расчетов до сих пор проводится в наличных. Это является, с одной стороны, минусом для компании, а с другой, выступает неким запасом для экстенсивного роста прибыли компании.
Однако Visa проводит слабую политику в отношении криптовалют, практически ничего не делая на этом фланге, в отличие от ближайшего конкурента - Mastercard. Кроме того нельзя забывать, что прибыль компании сильно пострадает из-за коронавируса (обо всем этом расскажем в обзоре Mastercard уже в новом канале).
Финансовый анализ показал, что Visa имеет грамотных специалистов, которые активно работают над оптимизацией издержек. Тем не менее компания теряет ликвидность уже на протяжении трёх лет, несмотря на улучшение рентабельности и роста устойчивости.
Анализ ценной бумаги показал, что средняя доходность Visa выше рынка в 2 раза, рост и % роста акций практически совпадает с рыночным. В свою очередь, несмотря на увеличение электронной коммерции в мире (что прямо влияет на рост платежей банковскими картами), акции Visa выросли всего на 1% с начала года.
Во время технического анализа мы заметили торговый коридор, с нижней границей 187,02 и верхней 200,52. Моделей разворота не обнаружено, восходящий тренд остаётся сильным.
Сделав этот обзор, мы пришли к общему мнению, что не стали бы покупать акции Visa, так как есть более интересные конкуренты.
Друзья, также хотим сообщить, что мы решили сделать канал с обзорами американских компаний "Заяц с NASDAQ" бесплатным. Теперь вы можете свободно подписываться на него.
Подписывайтесь на нас здесь и в Telegram, где мы делимся своим мнением на текущие экономические новости, а также на наш Instagram. Ставьте лайки, пишите комментарии, задавайте вопросы и делитесь статьей в соцсетях.
Читайте также наши другие обзоры:
Данная информация не является рекомендацией, рекламой или призывом к действию. Сказанное в данной статье представляет собой исключительно мнение авторов.