Боль, слёзы, унижение, инвалидность... Этих девочек не ожидает ничего хорошего, только смерть в муках. Некоторым удаётся прожить чуть дольше, другие погибают в младенчестве. Но, как бы они не цеплялись за жизнь – итог один! Женщины здесь лишь бесправные тени, а мужчины придумывают нелепые обряды, поддерживая свой беспрекословный авторитет. И, хоть в Коране или другой религиозной книге таких таинств нет – кочевые племена Африки по сей день продолжают проводить зверское надругательство над женской плотью – женское обрезание!
Ещё до "Цветка пустыни" я была знакома с этим вопросом, наткнувшись на документальный фильм BBCNews о девочках из Танзании. Я прикреплю его в конце статьи, чтобы вы тоже могли ознакомиться. Однако, история Варис Дирие (Уорис Дири) настолько меня тронула, что я спешу поделиться с вами этой лентой. Почему?
Девочка-кочевница из Сомали, пережившая в детстве жуткую процедуру, совершает побег в Могадишо, а оттуда в Лондон. Ей предстоит долгий путь от бездомной до модели мирового уровня, открыто заявившей с трибуны ООН о зверских обычаях народов Африки.
В основу сценария легла автобиографичная книга Варис Дирие, написанная в 1998 году и сразу ставшая бестселлером. Это реальная история пути и становления девушки, её боли и силы, несгибаемого духа, отчаяния, борьбы.
Не смотря на сложность вопроса "Цветок пустыни" смотрится легче чем "Капернаум" и "Забивание камнями Сорайи М.". Иногда кажется, что это просто ещё одна мотивационная лента, придуманная режиссёрами. Но, когда мастерски расставленные эмоциональные акценты напоминают тебе, что это летопись жизни женщины, живущей здесь и сейчас – слёзы наворачиваются на глаза. Хочется её обнять, прижать, погладить по голове и сказать, что всё поправимо! Да, фильм лишен Голливудского лоска и документалистской сдержанности, но это и делает его притягательным для широкого круга зрителей.
После выхода фильм получил неоднозначную критику. Так, американский телеведущий Роджер Эберт в Chicago Sun-Times написал:
Он имеет убедительное послание и окружает его биографическими сценами, которые, кажется, взяты из другого фильма. Эффект довольно тревожный.
А драматург Нейл Гензлингер в The New York Times, напротив, положительно отозвался о картине:
«Цветок пустыни», хорошо сделанный фильм, который изображает замечательную жизнь модели Варис Дири. Он сумел стать одновременно классической историей хорошего самочувствия и настолько далекой от хорошей, насколько это возможно.
Роль Варис досталась обворожительной Лие Кебеде, знакомой многим по "Чёрному золоту", "Оружейному барону", "Самбе" и "Лучшему предложению". Девушка прекрасно справилась с ролью, воплотив на экране образ сильной, но хрупкой женщины, страстно жаждущей перемен и готовой идти до конца. Вместе с ней на экране блистают Салли Хокинс, Тимоти Сполл и, эпизодически, Энтони Маки. Отличный каст помогает проникнуться историей глубже, пережить с Варис её историю и понять, что всегда есть люди, готовые придти на помощь в самой не решаемой ситуации...
И борьба не была напрасной: 28 ноября 2012 ООН приняла резолюцию, запрещающую женское обрезание.
Повторю свою же рецензию, которая актуальна здесь:
"Цветок пустыни"– тяжелая драма, которая переворачивает сознание и меняет взгляд на мир. Она потрясает, шокирует и опустошает. Здесь неуместно мыслить категориями "нравится – не нравится". Я считаю, что такое кино нужно смотреть, показывать, снимать до тех пор, пока люди не перестанут бояться и начнут действовать – бороться с навязанным насилием, которое пытаются преподнести под соусом многовековых традиций.
Может уже хватит?
Поддержи меня лайком и подпишись на канал.
Готово? Читай, смотри, вдохновляйся!
Прочитайте также:
Фильм "Капернаум": то, о чем предпочитают умалчивать
Фильм "Забивание камнями Сорайи М": This is a man's world