Найти в Дзене
TS (резерв)

Слушаем залпом дискографию The Cure (Часть 2: 1983-1986)

Оглавление
В предыдущей серии: молодые приятели из Кроули Роберт Смит, Майкл Демпси, Лол Толхерст и Порл Томпсон организовывают рок-группу Easy Cure. За пару лет они пытаются удалить из своей музыки все лишнее, из-за чего «удаляют» из состава гитариста Порла Томпсона, а сами переименовывают себя в The Cure. В 1978 году группа подписывает контракт с Fiction Records, а спустя год выпускает дебютный альбом «Three Imaginary Boys». Роберт Смит жутко обижается на получившийся результат, из-за чего берет контроль в свои руки. На протяжении трех лет коллектив выпускает альбомы «темной трилогии»: «Seventeen Seconds», «Faith» и «Pornography», а сами музыканты опускаются все глубже и глубже на самое дно. Дальше так продолжаться больше не могло…

Трилогия поп-синглов и Japanese Whispers (1983)

Обычно в таких ситуациях история и заканчивается: лейбл морщится от отсутствия хитов, музыканты разругались, все пошли своей дороге, а кто-то даже умер от передозировки наркотиков и так далее. Но в случае с The Cure произошла удивительная ситуация: после по-настоящему страшной «Pornography» пришло… облегчение. Да, Саймон Гэллап поругался со всеми и ушел из группы, сам Роберт собирался забросить The Cure и вступил в ряды Siouxsie and the Banshees, но в тоже время Смиту и Крису Перри пришла на ум абсолютно гениальная идея – записать шуточный несерьезный поп-сингл, который был бы полной противоположностью всего, что было до этого.

Роберт Смит и Лол Толхерст составляли основной костяк в 1983 году
Роберт Смит и Лол Толхерст составляли основной костяк в 1983 году

На «Let’s Go to Bed» не возлагали серьезных надежд: если не взлетит, значит хотя бы попытались что-то исправить, а если же взлетит, то хорошая шутка уже перестанет быть шуткой. В итоге композиция стала хитом, а новая более юная и наивная аудитория позже станет важной частью культа The Cure. Стеб удался.

Позже в 1983 году вышли еще два сингла в подобном ключе. «The Walk» продолжила легкомысленный тон своего предшественника и практически целиком была построена на электронном синтезированном ритме: даже New Order пытались осудить за похожее с «Blue Monday» звучание, но дальше заявлений дело так и не сдвинулось.

«The Lovecats» (или «The Love Cats», кому как удобнее) же напротив был куда более акустическим и местами даже джазовым. Такой эксперимент был особенно оценен публикой, что позволило достигнуть песне 7 место в британском чарте (позже выше поднимутся только «Lullaby» и «Friday I'm in Love»). Чтобы достигнуть такого звучания группе помогал уже знакомый нам Фил Торнелли, заменивший Гэллапа, и барабанщик Энди Андерсон. Роль Лола Толхерста с этого момента потихоньку будет снижаться, хотя на позиции клавишника он проявит себя вполне неплохо.

Несмотря на то, что все три сингла не стали частью какого-то альбома, вместе с большинством би-сайдов они сформировали сборник «Japanese Whispers». И на самом деле это очень хорошая компиляция: в этот период времени The Cure были очень электронными, что было хоть и коммерческим, но смелым решением. «Let's Go to Bed» и «The Walk» (особенно вторая) всегда были моими фаворитами, а пачка би-сайдов отлично дополняют картину. Те же «The Upstairs Room» или «Lament» — незаслуженно забытые маленькие шедевры.

The Top (1984)

-3

Но что дальше? Роберт Смит так и метался между The Cure, Сьюзи Сью и Стивом Северином. С последним он спелся настолько, что записал с ним под именем The Glove совместный альбом «Blue Sunshine». Кислотная аура, которая витала в умах великих на тот момент, была дотошно перенесена в это произведение, о чем и говорит название пластинки, отсылающее к одноименному фильму 1978 года выпуска.

В 1984 году Смит каким-то магическим образом «на две ставки» работал сразу над двумя альбомами: пятым для The Cure и шестым для Siouxsie and the Banshees. Сьюзи старалась поглотить Роберта в своей группе целиком, что для него было не особо интересно и в конечном счете привело к их ссоре и размолвке. Так или иначе, что «The Top», что Hyæna Банши вышли примерно в одно и тоже время и обе пластинки заслушивают внимание (хотя сегодня мы говорим только о первой из них).

Примерно с того же момента Роберт Смит стал мечтать о написании своего собственного сольного альбома. Хоть этого так и не случилось, «The Top» максимально близко приблизился к этому статусу. Пластинку Смит написал практически в одиночку: Энди Андерсон отвечал за ударные, о роли Лола в записи существуют разные толкования и споры, а знакомый нам по самому началу Порл Томпсон был приглашен лишь для партии саксофона.

Психоделический «The Top» занимает специфическое положение в дискографии The Cure. С одной стороны, он сильно отошел от предшествующей ему «темной трилогии», а с другой, — до сравнительно легких работ на манер «новой волны» ему был ох как далеко. Но от этого он только выигрывает: в альбоме столько самого разного и необычного материала, что удивляться есть чему даже закоренелому фанату The Cure.

Альбом в принципе очень контрастный и до самого конца ошарашивает слушателя совершенно разными настроениями. То вступительная «Shake Dog Shake» буквально сносит все вокруг, то «The Birdmad Girl» аккуратно остужает горячий пыл, то «Wailing Wall» обескураживает своими ближневосточными мотивами (мне искренне интересно что «курил» Смит в ту пору), и так по кругу. Психоделические «Dressing Up» и «Bananafishbones» отлично подчеркивают сюрреалистичную атмосферу происходящего, а мрачная «The Top» традиционно забивает крышку «гроба» очередного творения The Cure.

Расширенный состав The Cure в 1984 году: Фил Торнелли, Порл Томпсон, Роберт Смит, Энди Андерсон и Лол Толхерст
Расширенный состав The Cure в 1984 году: Фил Торнелли, Порл Томпсон, Роберт Смит, Энди Андерсон и Лол Толхерст

Для меня всегда был странным выбор для главного и единственного сингла с «The Top». В милой и эклектичной «The Caterpillar», безусловно, есть определенный шарм, и, возможно, она действительно лучше всего передает неоднородность этого альбома, однако «Shake Dog Shake» или дерзкая «Bananafishbones» тоже отлично бы справились с этой задачей. Но раз так решили — значит так и надо было.

Группа в составе из пяти человек, состоявший из Смита, Толхерста, Андерсона, Томпсона и Торнелли, вскоре отправилась в мировое турне. По его результатам был выпущено много материала, причем как телевизионного, так и официального. Специально для Японии на видеоносителях было выпущено выступление из Токио, а во всем мире уже на аудионосителях коллекция записей с концертов в Лондоне и Оксфорде. Этот релиз примечателен больше всего кассетной версией, где на второй стороне были записаны разные «живые» редкости и демо-записи (что-то позже вышло на расширенных ремастерах, хотя полная версия концертной «All Mine» официально доступна только здесь).

The Head on the Door (1985)

-5

Увы, но сформированный в 1984 году состав The Cure надолго не прижился. Фил Торнелли быстро устал от гастрольной деятельности и вернулся к своему родному продюсерскому студийному ремеслу, а Энди Андерсона уволили из-за неуместных вспышек гнева и неприятных инцидентов. Увы, с The Cure ему больше не удалось поработать, хотя до своей смерти в 2019 году он вроде как поддерживал связь с Лолом. На место Энди пришел Борис Уильямс из Thompson Twins, а за бас-гитару вновь взялся Саймон Гэллап, который с этих пор практически больше не покидал The Cure.

Роберт Смит настолько был воодушевлен этим переменам, что, наверное, прыгал от восторга и вовсю скандировал, что наконец-то The Cure обрели идеальную форму. По отношению к этой эпохи спорить с мнением Смита тяжело, потому как Борис отлично влился в коллектив, а мастерству Томпсона наконец-то нашлось место. С таким вот настроением группа и приступила к работе над новым студийным альбомом.

Собственно «The Head on the Door» получился самым «легким» и доступным альбомом The Cure, что позволило ему стать на тот момент самым популярным в дискографии. Синглы «In Between Days» и «Close to Me» с великолепными видеоклипами Тима Поупа окончательно закрепили имидж The Cure: теперь представить Роберта Смита без взъерошенной копны волос было просто невозможно. Теперь The Cure становилась не только важной сущностью для готов и панков, но и для широкой общественности тоже.

Но вот что забавно. Да, «The Head on the Door» очень качественный и приятный альбом, однако мне всегда его было тяжело воспринимать всерьез. Он просто… хороший, но не более того. Тут хватает любопытных песен, я искренне люблю и загадочную «Kyoto Song», и под «Push» мне всегда хочется прыгать от радости, и «A Night Like This» сокрушает своей роковой эпичностью, и финальная «Sinking» потрясает своей меланхоличной красотой, но так, чтобы от прослушивания всего в совокупности действительно дух захватывало — такого нет. Но это сугубо моя позиция, я прекрасно понимаю, что фанатов у этого альбома целая прорва фанатов.

Очередной масштабный тур и сборник синглов, подводивший черту стартовому и насыщенному периоду The Cure, еще больше укрепили успех группы. Они стали кумирами многих людей со всего мира и все ждали продолжения. Но перед этим хотелось бы напомнить о прекрасном концертнике «The Cure in Orange» — фильм с последними выступлениями группы во французском городе Оранж в рамках The Beach Party Tour. Отличный сет-лист со всеми основными хитами и фаворитами шести студийных альбомов. Искренне жаль, что это видео так и не переиздавалось среди ныне более актуальных форматов.

Лохматые The Cure в 1985 году: Порл Томпсон, Лол Толхерст, Роберт Смит. Борис Уильямс и Саймон Гэллап
Лохматые The Cure в 1985 году: Порл Томпсон, Лол Толхерст, Роберт Смит. Борис Уильямс и Саймон Гэллап

Продолжение следует…

P.S. Плейлист с избранными и любимыми композициями:

© Илья Чернявский для Tomorrow started

Если вам понравился материал - добро пожаловать в нашу группу ВКонтакте и канал в Telegram