Найти тему
История моды с Марьяной С.

Веер русской императрицы

Императрица Мария Фёдоровна, супруга Александра III, была дамой очень эффектной, изящной, со вкусом одевалась и отлично подбирала аксессуары. И очень любила веера! Их у неё было очень много, и недаром теперь значительную часть эрмитажной коллекции вееров составляют те, что некогда принадлежали ей.

А сегодня я хочу показать вам не самый красивый, но самый... "семейный" из них.

Мария Фёдоровна, Генрих вон Ангели, 1874. Будущая императрица держит в руках один из своих многочисленных вееров. (сс) Wikimedia Commons
Мария Фёдоровна, Генрих вон Ангели, 1874. Будущая императрица держит в руках один из своих многочисленных вееров. (сс) Wikimedia Commons

При всём своём властном характере, Мария Фёдоровна обожала мужа и детей, и была довольно сентиментальной. И вот в подарок - возможно, к именинам, а, возможно, в честь двадцатилетия свадьбы (они с Александром поженились в 1866) она получила очередной веер. Расписывал его не кто-нибудь, а сам Иван Николаевич Крамской. Уверена, что хотя бы "Неизвестную" знают все. :)

"Неизвестная", Иван крамской, 1883. (сс) Wikimedia Commons
"Неизвестная", Иван крамской, 1883. (сс) Wikimedia Commons

Веера у Марии Фёдоровны были великолепные - и кружева, и слоновая кость, и перламутр, и драгоценные камни... А этот вроде бы совсем прост - из дерева. Зато на его пластинах маслом написаны портреты самых дорогих императрице людей: супруга и детей - Николая (будущего Николая II), Георгия, Ксении, Михаила и Ольги. Кстати, датировать веер более-менее точно позволили как раз изображения детей. В 1886 им было, соответственно, восемнадцать лет, пятнадцать, одиннадцать, восемь и четыре.

Веер Марии Фёдоровны, Иван Крамской, ок. 1886. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Веер Марии Фёдоровны, Иван Крамской, ок. 1886. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

Кстати, были у Марии Фёдоровны и веера с портретами членов семьи Датского королевского дома - ведь она была датской принцессой. Согласитесь, трогательно! "Всё своё ношу с собой". Но в 1920-х те веера, как и многое другое, было продано за границу. А этот, к счастью, оставили.

Но мне не даёт покоя фон, на котором написаны портреты. В книгах о веерах пишут о цветочных гирляндах и голубках, и ни слова о голубом "пятне". Это не Россия, случайно? Было бы логично! :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory