Художников-импрессионистов обвиняли в том, что их картины непонятны, нереалистичны, что это хаотичное нагромождение цветных пятен, для изображения которого не надо быть художником.
Однако прошло сто лет, и оказалось, что такие картины могут рассказать о самых неожиданных вещах и обстоятельствах. Например, о плотности лондонского смога в начале 20-го века – его изучают по полотнам Клода Моне.
Смог всегда был визитной карточкой Лондона – до автомобилей и даже до промышленной революции. Обычно источником особенно сильного смога была холодная безветренная погода – горожане начинали усиленно отапливать дома углем, и сажа и дым обволакивали улицы города.
В конце 19-начала 20-го века был сложнообъяснимый период особенно частого и плотного смога, собственно, слово «смог», дымный туман, возникло как раз в 1905-м году.
Это время вызывает большой интерес экологов, которые хотели бы найти больше факторов, влияющих на чистоту городского воздуха. Часто о плотности тумана пытаются судить по газетным снимкам – но оказалось, есть буквально летопись лондонских туманов, причем зафиксированная с нескольких постоянных точек наблюдения.
Это так называемая «Лондонская серия» картин импрессиониста Клода Моне, написанная в 1899-1905 годах, и представляющая из себя ни много ни мало сотню полотен.
Клоду Моне, приехавшему в Лондон навестить сына, посчастливилось занять номер в отеле, из которого открывался потрясающий вид. Отель стоял на самом берегу Темзы, и в разные стороны было видно три больших моста и здание Парламента. Моне написал несколько видов, которые очень понравились и были сразу же раскуплены.
Тогда художник вернулся в Лондон и поселился в том же отеле и номере с целью написать еще полюбившиеся виды, в разную погоду и разное время суток.
Клод Моне был человеком пунктуальным, и подробно описывал в письмах жене о том, над каким видом он работает в данный момент и какое время суток изображено на картине. Потом исследователи сопоставили даты его писем и даты написания картин и обнаружили большую точность в положении на картинах Моне солнца, совпадающую с тем, которое должно быть в этот день и в это время.
Следовательно, Моне старался точно передать в своей любимой манере вид, открывающийся из его окна. Расположив картины лондонской серии по датам, исследователи получили практически живописный график плотности лондонского задымления в первой пятилетке века.
Теперь экологи, изучающие причины лондонских дымных туманов, имеют не только информацию о потенциально влияющих на плотность смога факторов, но и визуальную хронику. Исследователи даже хвалились, что теперь смогут по цветовой гамме и спектру картин Моне определить не только размер частиц копоти в воздухе Лондона сто лет назад, но и чуть ли не химический состав городского тумана.
Что ж, посмотрим.
Еще по теме:
Зачем Ван Гог разорял птичьи гнезда