Найти тему
Navygaming Channel

Исчезнувший флот - флот ГДР, который оказался не нужным

В годы больших политических катаклизмов (революций) и преобразований армия и флот страдают как и все общество, иногда просто исчезая бесследно. Примерно такая судьба была уготована ВМФ ННА ГДР после объединения Германии. Предлагаем вспомнить отдельные факты этого процесса. (по материалам статьи В.Б.Прасникова/ альманах "Тайфун").

Из всех флотов стран - со­юзниц СССР по Варшавскому договору ВМФ флот Национальной На­родной Армии ГДР в конце 1980-х гг. был наиболее боеспособным, а его основу со­ставляли современные корабли, вступив­шие в строй в 1970-80-х годах.

Всего к моменту объединения Герма­нии в 1990 году в его составе находилось 110 боевых кораблей различных классов и 69 вспомогательных судов. Мор­ская авиация насчитывалось 24 вертоле­та (16 Ми-8 и 8 Ми-14), а также 20 истребителей-бомбардировщи­ков Су-17. Численность личного состава ВМФ - около 16 тысяч чел.

Самыми крупными кораблями в соста­ве ВМФ ГДР были три сторожевых кораб­ля (СКР) типа «Rostock» (пр.1159), построенные в СССР на Зеленодольском су­достроительном заводе в 1978, 1979 и 1986 гг. соответственно.

СКР проекта 1159 "Берлин" (тип "Росток") ВМФ ГДР
СКР проекта 1159 "Берлин" (тип "Росток") ВМФ ГДР

Основу противолодочных сил состав­ляли 16 малых противолодочных кораб­лей (МПК) типа «Пархим» пр. 133.1. Ко­рабли строились с 1980 по 1985 г. на вер­фи "Peenewerft" в г. Волгаст по проекту, разработанному в ГДР с помощью совет­ских специалистов на базе МПК пр. 1124. В 1986-1990 гг. для СССР было построе­но 12 МПК этого типа по модернизиро­ванному проекту 133.1М.

МПК "Висмар" пр.133.1
МПК "Висмар" пр.133.1

Другим примером сотрудничества Со­ветского Союза и Восточной Германии в области военного кораблестроения явля­лось строительство в ГДР по советскому проекту (пр. 151) ракетных катеров (РКА) полным водоизмещением 380 т, которые планировалось вооружить восемью новейшими противокорабельными ракетами (ПКР) «Уран» (производство ПКР по со­ветской лицензии намечалось развернуть в ГДР). Предполагалось, что этот РКА по­ступит на вооружение флотов стран - участниц Варшавского договора. До объ­единения Германии удалось построить только два катера этого типа, еще четыре находились в различной степени готовно­сти.

Для замены устаревших РКА по 205 (в конце 1980-х гг. все 12 РКА этого про­екта вывели в резерв) ВМФ ГДР получил от СССР пять РКА пр.1241РЭ. Эти катера (разработанные ЦКБ «Алмаз» на базе пр. 12411Т) с 1980 года строились на экспорт Рыбинским и Ярославским судостроитель­ными заводами. Например, всего для Болгарии, ГДР, Индии, Йемена, Польши и Румынии построили 22 РКА. В составе ВМФ ГДР на­ходились также шесть больших торпедных катеров пр.206, построенных в СССР в 1968-1976 гг.

Бывший немецкий РКА "Хиддензее" пр.1241РЭ в США
Бывший немецкий РКА "Хиддензее" пр.1241РЭ в США

Интересно отметить, что только в ВМФ ГДР существовал такой класс ко­раблей, как сверхмалые (водоизмещени­ем 28 т) ТКА типа «Либелле» (дальнейшее развитие ТКА типа «Илтис») с желобными торпедными аппаратами для 533-мм тор­пед. Торпеда выстреливалась назад - так же, как это делали советские ТКА типа «Г-5»в 1930-1940 гг. Восточногерманский флот располагал тридцатью ТКА типа «Либелле».

Торпедный катер типа "Либелле" в музее.
Торпедный катер типа "Либелле" в музее.

В составе амфибийных сил находилось 12 десантных кораблей (ДК) типа «Хойерсверда» (полным водоизмещением 2000 т), спроектированных и построенных в 1974-1980 годах в ГДР. Еще два корабля этого ти­па переоборудовали в транспорты снаб­жения.

ВМФ ГДР обладал достаточно много­численными минно-тральными силами. С 1969 г велось строительство базовых тральщиков (БТЩ) типа «Грейз»» («Кондор II»). Восточногерманский флот полу­чил 26 кораблей этого типа, еще 18 еди­ниц достроили в варианте пограничных СКР (тип «Koндор I») для Береговой ох­раны. Пять БТЩ были переоборудованы в спасательные и учебные суда. В составе вспомогательного флота на­ходилось 69 судов различного назначе­ния. В основном это были современные суда сравнительно небольшого водоизме­щения, построенные на национальных верфях, а также в СССР и ПНР.

3 октября 1990 года ГДР прекратило свое су­ществование, и перед руководством объ­единенной Германии встал вопрос, что делать с личным соста­вом и вооружением, доставшимся в на­следство от ННА ГДР. На территории бывшей ГДР было образовано временное объединенное командование Бундесвер – «Oст» («Восток»), которое и приняло на се­бя роль ликвидационной комиссии. Лич­ный состав срочной службы постепенно уволили, некоторое количество офицеров после соответствующей «проверки» при­няли на службу в Бундесвер.

Вооруже­ние и технику, за редким исключением (истребители МиГ-29), предполагалось продать другим странам или же утилизи­ровать. Весь флот бывшей ГДР был со­средоточен в Ростоке и ждал своей уча­сти. Сразу же отправились на слом наи­более старые и требовавшие ремонта ко­рабли. Правительство ФРГ усиленно ис­кало покупателей, рассчитывая выгодно продать наиболее современные боевые единицы.

Все 16 МПК типа «Parchim» в 1992 году купила Индонезия, корабли после пере­оборудования и подготовки экипажей по­степенно перешли в Сурабайю. Интересно отметить, что в 1996 году Зеленодольской ПКБ предложило командованию ВМС Индонезии проект модернизации эта кораблей до уровня МПК пр.133.1М. Кро­ме того, Индонезия приобрела 9 БТЩ ти­па «Кондор II» и все 12 ДК типа «Хойер-сверда», а также два переоборудован­ных из ДК транспорта снабжения.

МПК проекта 133.1 "Силас Папаре" (ВМС Индонезии)
МПК проекта 133.1 "Силас Папаре" (ВМС Индонезии)

Из всего доставшегося ФРГ наследства наибольший интерес вызывал РКА пр.1241РЭ. Учитывая, что среди покупа­телей российского оружия находятся, мягко говоря, недружественные США государства, командование ВМС США приняло решение досконально изучить катер.

Выбор пал на РКА «Хиддензее» (бывший «Рудольф Эгельхофлер»). В декабре 1991 г. на палубе транспортного судна он прибыл в США и был приписан к иссле­довательскому центру ВМС США в городе Соломон (штат Мэриленд). Катер был подвергнут всесторонним испытани­ям по специальной программе. Амери­канские специалисты высоко оценили конструкцию корпуса корабля, его ходо­вые и маневренные качества, однако от­мечался недостаточный (по американ­ским стандартам) ресурс маршевых форсажных газовых турбин, традиционно критиковалось радиоэлектронное воо­ружение.

РКА "Хиддензее" в США?
РКА "Хиддензее" в США?

Также отмечалась низкая боевая эффективность ракет П-20 (экспортная модификация ПКР П-15М «Термит»), хорошую оценку получила шестиствольная АУ АК-630. В целом было слепят заключение, что РКА такого типа, воо­руженные более современными ПКР «Москит» (пр.12411, 12421) или «Уран» (пр. 12418) представляют собой достаточ­но серьезную опасность для кораблей ВМС США и их союзников.

Остальные четыре РКА остались в Ростоке. Периодически появлялись сооб­щения о желании Польши, располагаю­щей четырьмя подобными катерами, при­обрести у ФРГ еще два. Выгодно продав Индонезии большую часть современных кораблей, правительство ФРГ принялось фактически раздаривать оставшиеся. Так, в 1993-1994 гг. было принято решение о передачи Латвии трех, а Эстонии - де­вяти переоборудованных катеров пр.205 (с них сняли пусковые установки ПКР П-15). Часть катеров уже передана. Латвии достались и два БТЩ типа «Кондор II». Так же щедро были розданы Германией и пограничные СКР типа «Kондор I»: че­тыре единицы - Тунису, два - Мальте, один - Гвинее Биссау, два (в 1994 г.) - Эстонии. Меньше всего повезло трем СКР пр.1159 - не найдя покупателя, командо­вание Бундесмарине продало их на слом.

СКР типа "Кондор" (Р30) на Мальте
СКР типа "Кондор" (Р30) на Мальте

Ни один боевой корабль ВМФ ГДР не вошел в состав Бундесмарине. Три новейших катера пр.151 (один достроили уже в ФРГ, три в недостроенном состоянии продали Польше) были перевооружены и включены в состав Береговой охраны ФРГ вместе с тремя пограничными СКР типа «Кондор I». Так закончил свое существование флот ГДР, корабли которого сейчас плавают под флагами восьми государств.

А что вы думаете по этому поводу, друзья? Спасибо что ознакомились с нашими материалами.
Источник: военно-технический альманах "Тайфун", рекомендуем, там еще много интересных материалов.