Найти тему
Башманова

Закон педагогического коромысла

Однажды мы со студентами разбирали педагогические ситуации из сборника, составленного очень мудрым человеком, ученым, интеллектуалом, педагогом с большим опытом. В сборник вошли ситуации, которые произошли задолго до наших дней или с самим автором, или с его коллегами и учениками. Благодаря этому мы погрузились в другой исторический контекст и обнаружили сильную связь между ним и нашим восприятием ситуации.

…После звонка Антонина Васильевна заходит в свой первый класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг нее кружат, как коршуны, ее одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» – дети наперебой стали рассказывать, что Таня не хочет угостить их виноградом. Зная скупость девочки и негативное отношение к ней ребят, учительница сказала: «…»

Казалось бы, ситуация посвящена одному из довольно часто встречающихся человеческих недостатков — скупости. Однако студенты запротестовали: нет, это необязательно жадный ребенок. Посыпались версии: а если у нее диета и ей показан виноград? А если он был куплен родителями девочки на последние деньги? А если она хотела поделиться, но застеснялась, не поняла, как это сделать? И потом: даже если она действительно не хотела делиться — разве можно осуждать ее за это и называть скупой? Это ее виноград и она может распоряжаться им, как хочет…

Ситуация произошла в одном историческом контексте — в советской школе с высокой ценностью коллективизма и традициями коллективистского воспитания, а разбирали мы ее в другом — в условиях расцвета индивидуализма и утверждения частной собственности.

Так что делать? Решения нет? Теории бесполезны? Может быть, и науки такой нет — педагогики?

Нужно понимать, что не только между разными историческими контекстами, но и между миром детей и миром взрослых, живущих в одном контексте, существует огромная пропасть. Любой взрослый мечтает, чтобы его сын или дочь выросли искренними и благородными людьми, а условиями выживания (и нередко — успеха) во взрослом мире зачастую выступают лицемерие и подлость. «Вечная педагогическая проблема: как одновременно учить детей говорить правду и вводить их в мир, полный лжи и противоречий?.. Свобода и ответственность – две стороны педаго­гической медали, два плеча коромысла, которые необходимо пытаться держать в равновесии» (Ямбург Е.А. Педагогика нон-фикшн).

Воспользуемся метафорой Е.А. Ямбурга и сформулируем «закон педагогического коромысла»: постоянно держать баланс между контекстом жизни и высшими ценностями. Чтобы, с одной стороны, не вырастить несчастного Акакия Акакиевича Башмачкина, а с другой — отвратительного Ардальона Борисовича Передонова...

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять. 
А. Кушнер


Надеемся, что материал был полезен. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал

Российская литература
0