Найти тему
6000 миль до Голливуда

Шулера

Оглавление

(Rounders, 1998, США)

Ну чем плох этот нерусский русский? В те годы Джон Малкович мог бы шикарно сыграть Ленина, но увы, никто не дал ему такого шанса.
Ну чем плох этот нерусский русский? В те годы Джон Малкович мог бы шикарно сыграть Ленина, но увы, никто не дал ему такого шанса.

Во времена, когда звёздность Мэтта Дэймона пёрла вверх, ему везло на фильмы с воодушевленно-героическими названиями (по крайней мере в российском варианте): "Блеск славы", "Мужество в бою", "Умница Уилл Хантинг", "Талантливый мистер Рипли", "Благодетель", "Спасти рядового Райана", "Неукротимые сердца", "Найти Форрестера", "Легенда Багера Ванса", "Мажестик"...
И лишь "Шулера", словно гадкий утёнок, портили этот красивый пафосный список в дэймоновом резюме.

Впрочем, "гадким утёнком" они были лишь в этом, но зато во всём остальном тянули на прекрасного лебедя. В том числе и плеядой своих актёров: помимо Мэтта с ним блистали Эдвард Нортон, Джон Малкович, Джон Туртурро, Мартин Ландау, Гретхен Молл, Фамке Янссен и др..
Дирижировал же всем этим ансамблем "балалаечников" Джон Дал, создатель известного в 90-х
"Придорожного заведения" и знающий толк в авантюрных триллерах-с-подвывертами.

Название (опять-таки российское) "Шулера" надо понимать самым буквальным образом, ведь картина посвящена махровым картёжникам-профессионалам. Поэтому всё "кунг-фу" в ней вертится на сукне игровых столов. Ну кроме парочки уже не поэтических мордобитий, на которые нарываются главные герои Майк (Дэймон) и Червь (Нортон) в перерывах между перебрасыванием картишек. И которые если и сбивают с них шулерскую спесь, то ненадолго, ведь синяки и шишки ничему не учат наших целеустремлёнышей. По крайней мере с первого пинка и зуботычины.

- Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе! - Слышь, Эдвард, ты о чём вообще? - Э-э-э... Прости, кажись, я роль попутал.
- Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе! - Слышь, Эдвард, ты о чём вообще? - Э-э-э... Прости, кажись, я роль попутал.

Хотя, если вы думаете, что, в отличие от драк в подворотнях, карточные баталии выглядят в "Шулерах" монотонно и скучно, вы ошибаетесь. Понимая, что именно они могут стать "буксующими" этапами сюжета, Джон Дал подошёл к данному вопросу со всем тщанием. И немало преуспел, превратив каждую игру Майка и Червя в захватывающий экшен, даром что бушующий на обычном столе и вокруг него.

Также хорошо, что эта незамысловатая история, состоящая из череды карточных побед и поражений, лишена занудного морализаторства, чем страдал, к примеру, тот же мэтт-дэймонов "Умница Уилл Хантинг".
Пускай герои "Шулеров" ещё молоды, но они достаточно взрослые, чтобы самостоятельно решать свою судьбу. И если им хочется остросюжетного бытия и игры по большим ставкам - что ж, авторы фильма не собираются оттопыривать в их сторону указательный палец и делать "а-та-та!". Джон Дал считает своим долгом лишь в красках показать нам все риски такой азартной жизни, а осуждаем мы её или одобряем, это уже не его дело.

Его же дело - показать нам интересное кино с великолепно проработанными и сыгранными героями. За успех которых мы искренне болеем, как за любимую спортивную команду, хотя и осознаем, что по сути все они скользкие плуты и "разводилы". И что все неприятности, в которые они влипают, тоже лежат целиком на их совести.

А знаете, как обыграть в карты злых копов, а потом смыться от них с большим выигрышем?.. Вот и Майк с Червём были уверены, что знают, пока не попробовали.
А знаете, как обыграть в карты злых копов, а потом смыться от них с большим выигрышем?.. Вот и Майк с Червём были уверены, что знают, пока не попробовали.

***

В общем, то самое игровое кино-ширпотреб, которое адресовано максимально широкой публике. Однако мастерство исполнения которого столь высоко, что "Шулера" и по сей день считаются лучшей работой Джона Дала, так и не превзойденной им за последующие 22 года.
Надо ли уточнят, что пересматривать их можно не раз, не пять и не десять, поскольку с той поры они ни на каплю не устарели ни морально, ни технически?

P.S. Любопытно, что схлестнувшийся тут в картишки с Мэттом Дэймоном, Джон Малкович спустя четыре года (в 2002-м) сыграет того же самого персонажа, кого Мэтт сыграет через год после "Шулеров" .
Речь идёт о Томе Рипли из "Талантливого мистера Рипли" с Дэймоном и о нём же, только сильно повзрослевшем, из
"Игры Рипли" с Малковичем.
Видели первую картину, но пропустили вторую? Многое потеряли - она тоже замечательна (а ведь есть ещё и
третья, но она уже так, сугубо на любителя).

Трейлер фильма: