Найти тему

Разрушение «четвёртой стены»: ещё один интересный приём

Оглавление

Сегодня я хочу познакомить вас с одним не самым известным литературным приёмом. Он помогает автору установить контакт с читателем и даже в какой-то степени сделать его участником разворачивающихся в книге событий. Этот приём называется: разрушение «четвёртой стены». А почему он называется так необычно, сейчас мы с вами разберёмся.

Что это за «четвёртая стена», которую надо разрушить

И, правда, вандализм какой-то! Творчество же призвано созидать, а не разрушать. Но не спешите возмущаться, стена эта необычная.

Термин «четвёртая стена» пришёл из мира театра, и придумал его философ XVIII века Дени Дидро. А вот сам приём намного древнее и встречается в театральных постановках не только пьес В. Шекспира, но даже в комедиях древнего грека Аристофана.

Если мы представим классическую театральную сцену, на которой происходит действие пьесы, то она имеет три стены. А четвёртая – это воображаемая стена между актёрами и зрителями, между вымышленным миром и реальным. Герои пьесы живут собственной жизнью, придуманной автором, и они не знают, что за ними наблюдают зрители. Стена глухая и прозрачная только с одной стороны. Ведь и зрители, хоть и видят, не могут вмешиваться в действие, советовать что-то героям. Нет, могут, конечно, но герои их всё равно не услышат.

Ещё сильнее эффект «четвёртой стены» ощущается в литературе, где даже представить невозможно прямой контакт между автором, а тем более героями и читателями. Однако такой контакт возможен, если разрушить «четвёртую стену».

-2

Как происходит «разрушение четвёртой стены»

В театре довольно часто встречается этот приём, там наладить контакт со зрителем проще – достаточно просто посмотреть в зал и подмигнуть. Уже в постановках старых пьес нередко встречались монологи героев, обращённые к зрителям, или просто какие-то фразы, брошенные в сторону публики. Часто эти реплики не были придуманы автором, а являются чистой импровизацией актёров.

В настоящее время существуют даже целые интерактивные спектакли, где сценарий предусматривает активное участие зрителей. Особенно популярны такие спектакли у малышей, которые с удовольствием помогают сказочным героям сражаться со злодеями.

Сцена из интерактивного спектакля для детей.
Сцена из интерактивного спектакля для детей.

А что делать писателю, чтобы хотя бы окошко проделать в стене между героями и читателями?

Преодоления «четвёртой стены» в художественной литературе

Сразу хочу сказать, что этот приём в литературе встречается нечасто. Не только потому, что он не всегда уместен, но и потому, что требует особого писательского чутья, осторожности и буквально ювелирного мастерства. Иначе развалины «четвёртой стены» будут настолько неряшливы, что читатель сбежит, захлопнув книгу. Можно назвать несколько способов, которые используются в художественных текстах.

Лирическое отступление и философское рассуждение

Это монолог автора, реже героя, где они обращаются к читателям. Это может быть призыв осудить злодея, или намёк на то, что и читателям свойственно ошибаться, обращение к их опыту и т. д. «Кто из вас, мои дорогие читатели, хоть раз в жизни не влюблялся? С кем не случалось это сладкое безумие, когда мозг перестаёт работать и мыслить здраво?..»

Такой способ самый простой, особенно если повествование идёт от первого лица. Подобные обращения читателю встречаются и у Ш. Бронте в «Джен Эйр», и у А. Пушкина в «Евгении Онегине».

Фото с Российского конвента фантастики (Роскон). Москва 2014 год.
Фото с Российского конвента фантастики (Роскон). Москва 2014 год.

Бунт героя

Интересный, но более редкий и более сложный способ, и не в каждом тексте и жанре он уместен. Суть его в следующем: герой знает, что он персонаж книги, что он часть вымышленной реальности. Уже интересно, согласитесь? И это знание проявляется по-разному. Например, герой может заявить читателю, что он возмущён действиями автора, который в очередной раз втравливает его в неприятности. Может пожаловаться читателю на произвол писателя, отказаться ему повиноваться и объявить, что не пойдёт туда, куда его отправил автор. Или, напротив, выразить сочувствие писателю, которому придётся как-то распутать закрученный им же самим сюжет. Или призвать читателя к терпению и пообещать скорое раскрытие всех тайн.

Или же сам писатель жалуется на своеволие персонажей, которых он хотел поженить, как того ожидали читатели, но герои влюбились в совершенно других действующих лиц.

-5

Нереальность – это реальность

Тоже сложный и тонкий способ, в котором автор подводит читателя к мысли, что все фантастические события происходят в его реальном мире. И намекает или открыто говорит, о возможности этих событий в жизни самого читателя. «Гуляя по городу, вы, наверное, встречали заброшенные дома с заколоченными дверями? Вам не приходило в голову, что эти дома вполне могут быть обитаемы? Нет-нет. Не стоит открывать такие двери. Кто знает, что вас может ожидать за ними».

Приём разрушения "четвёртой стены"нередко используется, например, в жанре магического реализма или в постмодернизме, где философские идеи и чувства автора вплетены в сюжет. И само повествование предполагает проникновение этих идей в душу читателя, делает его соучастником событий.

Подводя итог, замечу, что «разрушение четвёртой стены», как приём художественной литературы, несомненно, хорош, но использовать его надо очень осторожно, понимая, что не всегда он уместен. К тому же злоупотребление им может вызвать у читателя отторжение. Да и отношение к героям изменится не всегда к лучшему. В общем, это приём, требующий ювелирного мастерства и чувства меры.

А вот в публицистических или научно-популярных текстах «четвёртая стена» ломается легче и проще. Не так ли, мои уважаемые читатели?