В первые века ислама мечети были не только местом для моления, но и очень бойким местом, где с утра до ночи толпилось множество людей, не имевших никакого отношения к молитве.
Днем здесь зачитывали указы, вершили суд, хранили деньги, обедали и заключали сделки. Преподаватели богословия и учителя сидели у колонн на молитвенных ковриках – порой по пять или десять человек сразу – и вели занятия, собирая вокруг себя кружки студентов.
По вечерам в мечеть приходили литераторы, ученые и философы, чтобы вести оживленные дискуссии, обсуждать новости, декламировать стихи или заводить романы. Один поэт с гордостью рассказывал, как много мальчиков он совратил в мечети Басры.
Ночью дверей не закрывали, чтобы внутри мечети могли ночевать нищие, бездомные и странники, а с утра здесь уже торговали хлебом и какой-нибудь живший по соседству торговец заносил в нее ставни, которые снимал со своей лавки.
Устройство всех мечетей в халифате было более или менее одинаковым. Они ориентировались на один и тот же образец – первый мединский храм, построенный пророком Мухаммедом.
С точки зрения архитектуры мусульманский храм – это простая базилика византийского типа, с персидскими или египетскими элементами, где с одной стороны пристроен открытый двор, обрамленный галереями-аркадами. В память о том, что мечеть Мухаммеда не имела крыши, а только навес для молящихся у одной из стен, у всех последующих всегда имелась открытая и закрытая часть.
В середине двора обычно устраивался бассейн для омовения, огороженный небольшой решеткой и выложенный мрамором; в центре бассейна был фонтан, окруженный колоннами и накрытый куполом.
Главное украшение интерьера составляли каллиграфия и орнамент. По стенам тянулись цитаты из Корана, выведенные декоративной вязью и как бы тонувшие в мелкой кружевной листве. Они сопровождали посетителя повсюду: взлетали вверх по аркам, перекидывались со стены на стену, спускались по сводам с потолка.
На полу, словно отражение этого сложного декора, была выложена геометрическая мозаика из цветного кирпича, оплетенная по периметру прихотливыми узорами в виде завитков и усиков растений.
С потолка свисали терракотовые «сталактиты» – характерное для арабских зданий украшение в виде граненых сот, расположенных друг над другом многоярусными уступами.
Убранство любой мусульманской мечети было не только красиво, но и хорошо продуманно. В закрытой части всегда располагался михраб – неглубокая ниша в стене, род апсиды, повернутой к Мекке и указывающей направление молитвы.
Место перед михрабом, где стояли вельможи и другие важные лица, называлось максура, а место, с которого читался Коран, – такбир. Такбир и минбар находились на возвышении, чтобы всем был хорошо слышен голос проповедника или чтеца.
По углам мечети ставили бронзовые сосуды с питьевой водой, куда в дни службы клали лед, чтобы обеспечивать свежесть и прохладу воздуха. Для поддержания чистоты и удобства верующих в хозяйственных помещениях запасали кожаные ведра и метла для уборки, молитвенные коврики и циновки, глиняные сосуды для воды, пакля для фитилей.
По вечерам в мечети зажигали свечи и масляные лампы, а по праздникам – курильницы на древесном угле, в которых курилась благовонная смесь камфары, мускуса и индийского алоэ.
Именно в мечети прибывший в город иноземец мог узнать все последние новости, встретиться с нужными людьми и заручиться их поддержкой и помощью в делах. А если он мог предоставить рекомендательное письмо от какого-нибудь общего друга, то становился «побратимом» одного из местных жителей и поселялся в его доме на правах гостя.
Но об этом — в следующем посте.
© Владимир Соколов
Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":