После монгольского завоевания уцелевшие чжурчжени были обращены победителями в самое жестокое рабство, не сравнимое с киданьской оккупацией, когда они сохраняли относительную независимость в горах Сихоте-Алиня. На радостях от победы над столь ненавистным им врагом монголы даже дали побежденным унизительную кличку "маньчжуры" ("монгольские рабы"), не подозревая о том, что через какие-то 400 лет рабы и господа поменяются
Уцелевшие после завоевания Китая чжурчжени по приказу Чингисхана были насильно переселены в долину Сунгари и предгорья Большого Хингана, где они должны были заниматься земледелием и скотоводством, обеспечивая завоевателей продовольствием. Эту функцию чжурчжени, получившие новое имя "маньчжуры", выполняли на протяжении последующих 400 лет, будучи рабами то Великой Монгольской империи, то империи Юань, то Северной Юань, пока в начале XVII века маньчжур не объединил в государство князь Нурхаци.
Объединив вокруг своей персоны маньчжур, Нурхаци принялся за завоевание земель соседних народов, первыми из которых стали монголы. Ослабленные предшествующими междоусобицами, монголы не смогли оказать должного сопротивления бывшим своим подданным, которые к тому же помимо оружия активно использовали и золото, получаемое от китайцев за дорогой экспортный товар - панты (молодые рога марала). Покорив Монголию, маньчжуры решили обезопасить себя от прежнего врага, отправляя каждого второго монгольского мальчика в монастыри, а самим монголам продавая глинянные (позже - фарфоровые) кружки, в состав которых входил уран, что лишало монгольских женщин способности плодиться. Только приход русских землепроходцев в середине XVII века спас монголов и их северных соседей бурят от полного уничтожения.
С 1630-х годов начались систематические набеги маньчжуров на прежнего торгового партнера - Китай, но окончательно им туда дорогу проложило восстание Ли Цзычена в 1644 году. Не в силах подавить восстание своими силами, последний император династии Мин Чжу Юцзян нанял на военную службу маньчжур, которые, подавив восстание, захватили Пекин, наотрез отказавшись уходить. В отчаянии Чжу Юцзян отрубил голову своей дочери и повесился в парке, а на китайский престол взошла маньчжурская императорская династия Цин, стремившаяся создать свою гигантскую империю, но бои с русскими у Албазинского острога заставили маньчжур урезать аппетиты.
Сильные своей сплоченностью, немногочисленные маньчжуры жестко управляли Китаем: маньчжуры занимали все уровни власти и командные должности в армии, запрещались смешанные браки и вообще совместное проживание маньчжур и китайцев, но в то же время маньчжуры старались не провоцировать своих подданных, не навязывая им своей культуры и время от времени давая китайским крестьянам землю на вновь завоеванных территориях, но эти меры не спасли их от ряда восстаний, завершившихся Синьхайской революцией 1911 года, навсегда покончившей с монархией в Китае.