Улица Корсо-Кавур соединяет Кастельвеккьо с Пьяцца делле Эрбе. Недалеко от Порта-Борсари находится небольшая церковь Сан-Лоренцо, ещё одна жемчужина в короне веронских базилик и церквей. Только эту маленькую жемчужину никто не замечает, подавляющее большинство туристов, проходящих мимо, даже не знают о её существовании. Ну что ж, оно и лучше, всё время знакомства с церковью нам никто не мешал.
Причина малоизвестности не только в том, что церковь не входит в ТОП5 веронских достопримечательностей. Вероятно, и в том, что она находится немного в глубине, не выходит на Корсо-Кавур. А у большинства туристов, спешащих по улице к центральной площади, нет времени заглядывать во дворы.
Рядом с домом номер 28 по улице Корсо-Кавур видим готическую арку XV века со статуей Св. Лаврентия наверху. Арка гораздо моложе самой церкви, но нам туда, там находится боковой дворик церкви.
Трудно перечислить все причины, по которым эту суровую трехнефную церковь нужно посетить. Одна из древнейших в городе, стена из обожженного камня и кирпича, положенного римской кладкой, древние фрагменты фресок, необычная ориентация абсид (все пять в одном направлении), широкий трансет, занимающий два пролёта сводов церкви, барельефы римской эпохи, капители колонн, украшенные орлами, символами Рима, не только уникальные сохранившиеся матронеи (места, предназначенные для женщин в палеохристианских базиликах), но и мало где сохранившиеся башни, по которым матроны поднимались на галерею.
Церковь не средние века, она Рим, по своему строению, внутреннему виду, если хотите видеть, как примерно выглядели первые церкви, посетить Сан-Лоренцо будет интересно.
Официально считается, что существующая церковь построена в XII веке. Но на самом деле она была восстановлена после землетрясения в прежнем виде, во время реставрации были обнаружены фрагменты мозаичных полов V века с античной мозаикой, а некоторые части пилястров, капителей и трансетов явно не старее эпохи лонгобардов.
Как же заметишь сразу такую церковь, которая издалека похожа на часть жилого дома.
В другую сторону уже интереснее античный портал бокового входа и башня на углу.
Для того, чтобы понять оригинальность архитектуры этой церкви, проходим вдоль здания к главному фасаду, по сторонам которого возведены круглые башни.
Во времена раннего христианства женщинам не разрешалось присутствовать в основном помещении, они располагались на своеобразных галереях второго этажа. А для того, чтобы они проходили не через главный вход, и были сделаны такие башни ещё перед входом в церковь, по которым женщины поднимались наверх. Башни не несли абсолютно никакой защитно-боевой функции, как некоторые ошибочно считают.
Такие башни, внутри которых только винтовые лестницы, были обычным архитектурным решением у римлян, сейчас они настоящая редкость в Италии, да и не только в Италии. Например, четыре года назад встретил такую церковь в Испании, в маленьком городке Фромиста, но тогда не знал ещё о назначении башен.
Свет проникал в башни узкими длинными окнами, которые больше напоминают бойницы, В основании башен фундаменты из каменных блоков, фасад сложен из грубо обтёсанных квадратных камней, разбавленных рельефной декоративной полосой, как было принято в римскую эпоху.
Заходим внутрь. Тишина и безмолвие.
Вот они матронеи, или по-латински матронеум, галереи, предназначенные для женщин, расположенные на верхних ярусах боковых нефов, на которые и вели винтовые лестницы, встроенные в круглые башни.
Эти же матронеи и сделали центральный неф очень высоким, и в то же время узким.
Пилястры из полос туфа и кирпича поднимаются до сводов здания, они перемежаются двойными арками на мраморных колоннах, доходящих до верхнего этажа. Встречаются древние захоронения, непонятно кому принадлежащие
А вот и необычные колонны с римскими орлами по всему перимерту капителей. Странные изображения в церкви с точки зрения христианской символики, по крайней мере той, которая нам хорошо известна.
Интерьер храма никто не менял по крайней мере с XII века, уже 900 лет. Свет поступает только через небольшие окна очень высокого центрального нефа, поэтому в боковых апсидах полутьма, иногда кажется, что находишься в склепе.
Конечно, картины и предметы интерьера более поздние, кстати редкий пример распятия, на котором изображен процесс снятия с креста, одна рука уже свободна.
Иногда встречаются фрагменты старых фресок.
Уникальную церковь можно посмотреть
Март октябрь: с понедельника по субботу 10:00 18:00 и с 13:00 до 18:00 по воскресеньям,
Ноябрь февраль: со вторника по субботу с 10:00 до 13:00, с 13:30 до 16:00 и с 13:00 до 17:00 по воскресеньям
Адрес Corso Cavour, 28
Вход свободный.