Найти в Дзене
ScrollsOfFantasy

Чем книги Волкова о Волшебной Стране отличаются от книг Баума о Стране Оз?

Большинству из нас с детства знакомы замечательные сказки Александра Мелентьевича Волкова о Волшебной Стране, о приключениях там Элли с Тотошкой (а позднее Энни) и о тех трудностях, которые им там предстояло преодолеть.

Как известно, первая из шести книг о Волшебной Стране, "Волшебник Изумрудного города", является близким к тексту переложением сказки американского автора Фрэнка Лаймена Баума "Удивительный волшебник Оз". Однако из последующей дюжины книг Баума Волков позаимствовал немногое, создав свою серию книг фактически самостоятельно.
Всё же некоторые идеи перекликаются: капитан Билл стал прообразом Чарли Блэка, Гибельная Пустыня вокруг волшебной страны и способ пересечь её тоже взяты из поздних книг. Равно как и оживительный порошок и фонтан, который вызывает забвение.

То есть наиболее причудливые и магические особенности повествования (кроме Жёлтого тумана, пожалуй) позаимствованы Волковым из книг Баума. Волшебная страна, несмотря на название, содержит куда меньше волшебства, чем страна Оз. В Оз никто не умирает, даже будучи изрублен на мелкие кусочки, на деревьях растёт карамель и шоколад, а люди могут хранить свои мозги не в черепной коробке, а в отдельных банках. Откровено говоря, иногда Оз производит впечатление не столько сказки, сколько какого-то сюрреалистического видения (между прочим, некоторые места книг Баума опасно подходят к боди-хоррору, например, история капитана Доровоштурма).
Волшебная страна в этом смысле гораздо более реальна. И изображена Волковым гораздо более последовательно. Книги Баума зачастую самопротиворечивы, чего за Волковым, в общем, не водится.

Кратко говоря, начиная с одного и того же сюжета, Волков и Баум пошли двумя разными путями. В книгах Волкова на волшебство упора становится всё меньше, а на дружбу, выручку, смекалку и даже технику (Тилли-Вилли, - хотя он, возможно, вдохновлён баумовским Тик-Током) всё больше. В книгах Баума, наоборот, Страна Оз приобретает всё более волшебно-идиллический характер. В действительности, во многих книгах Баума основная часть приключений вообще происходит не в Стране Оз, а в окрестных более "простых" государствах. Напротив того, в книгах Волкова феи Стелла и Виллина как бы остаются за скобками истории, которая приобретает вид "простые люди против волшебства".

Сюжет книг Баума напоминает "роуд-муви". То есть, по-нашенски, по-простому говоря, сюжет кумулятивен. Книга состоит из небольших приключений, связи между которыми обычно очень мало. Напротив, книги Волкова обычно разворачивают некое общее полотно, сквозной сюжет, который прослеживается от начала и до конца. В этом, на мой взгляд, книги Волкова однозначно сильнее.

Баум определённо ориентировался на "семейное" чтение, когда родители читают детям книжку по главам. Некоторые места его книг будут понятны или вовсе только родителям, или детям постарше. Красивый пример баумовской иронии - история королей Джинксии в "Страшиле из страны Оз". Встреченный главными героями садовник рассказывает, что он - сын короля, но первый министр бросил короля в озеро и забросал камнями (убить ведь в стране Оз никого нельзя), а сам выдумал историю о пропаже короля и захватил трон. На вопрос о том, как сам его отец стал королём, юноша отвечает, что его отец был первым министром у предыдущего короля, но тот свалился в бездонную пропасть.
Ирония сходства ситуаций любому взрослому очевидна. Понятно, что и отец садовника сел на трон, скорее всего, столь же нечестным образом, и лишь точка зрения разделяет две похожие истории. Это, конечно, сарказм очень общего плана, и у Баума таких тонких подколок много. Волков в этом отношении гораздо сфокусированнее и суше.

В целом, то к чему стоит приготовиться читателю книг Баума - они действительно странные. Не случайно и фильмы по его книге обычно получаются такими же - от технофэнтези-хоррора до откровенной пародии. Вообще, Даниэль Пейдж со своим романом "Дороти должна умереть" (в оригинале "Дороти масдай") показала, насколько тонкая грань отделяет книги Баума от готического ужаса. В цикле об Оз волшебство разрушает саму логику, и остаётся только дать ему немного другое направление, чтобы всё превратилось в ужастик.

Истории Волкова гораздо более рациональны и внутренее, и по посылу. В них торжествует ум, смекалка и хитрость. В них можно надеяться на то, что определённые приложенные усилия приведут к запланированному результату. В книгах Баума это скорее редкость. Даже там, где у героев есть план (например, в "Лоскутушке"), спасение приносит не он. Исключением является, пожалуй, только "Ринкитинк", который вообще изначально задумывался не для этого цикла и очень сильно отличается от прочих книг по настроению (как ни странно, чем-то это произведение по духу ближе к сказкам Волкова).

Я не думаю, что тут имеет смысл вручать пальмы первенства - просто важно помнить, что речь идёт о двух совершенно разных по принципу написания циклах. Вам может понравиться Баум, даже если не понравился Волков - хотя у нас, думаю, обычно бывает наоборот. Но в действительности, конкуренции тут нет. Эти истории настолько разные, что вполне могут сосуществовать.

Сказки
3041 интересуется