Найти тему

Миф и сказка. Сумерки смысла

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Есть пласт реальности, который мы все видим, слышим, чувствуем, осязаем, понимаем, как происходящее с нами непосредственно сейчас. Сентябрь, погода великолепная, самое настоящее бабье лето, тепло…

А есть пласт мифологический, метафорический, иносказательный. В одном из анекдотов, Пушкин стоит на балконе своего дома осенью и произносит:

«Всё! Багрец!»

В одном слове какая здесь метафора?

  • Про осень…
  • Про депрессию…
  • Лету конец…

Много ассоциаций вызывает у русского человека эмоционально сказанное слово «багрец». Не каждый немец поймёт.

Реальный и метафорический слой реальности пересекаются. Метафорический слой – это наша внутренняя основа понимания окружающих событий. Мы смотрим на повседневную реальность через призму наших внутренних метафор.

Какие мифы вы знаете?

  • Геракл совершил двенадцать подвигов, в том числе очистил Авгиевы конюшни.
  • Дедал и Икар, который сжег свои крылья высоко поднявшись к солнцу.
  • Персей спас Андромеду от дракона.
  • Прометей, который принес людям огонь, а потом был прикован к скале и у него орёл выклёвывал печень.
  • Персефону похитил царь подземного царства Аид, и вся природа умерла от горя.
  • Орфей пытался спасти свою жену Эвридику, но ему это не удалось.
  • Афродита, которая вышла из пены.
  • Тантал, который стоял по горло в воде, но не мог напиться.
  • Сизиф, работа которого была бесконечна.
  • Царь Мидас, который превращал в золото всё, до чего дотрагивался и это стало его проклятьем.
-2

Принципиально для мифа – вера в реальность происходящих событий. Когда мы говорим о мифе, это значит, что мы все верим, что так оно всё и было на самом деле. Афродита реально вышла из пены. А Геракл реально совершил свои подвиги. События миф для человека реальны.

Все знают каково мифотворчество рыбаков и охотников.

Расскажу такую историю. Один из моих вузовских преподавателей имел опыт общения с Президентом СССР Михаилом Горбачевым в Грановитой палате Кремля. Это стало для него событием такой важности, что он не один раз рассказывал нам об этом на лекциях, переполненный гордостью. И как у рыбака пескарик постепенно превращается в рассказах в огромную щуку и становится байкой, так и у него рассказ этот постепенно обрастал подробностями. Проверить мы это не могли.

Феномен подобных баек таков, что постепенно сам рассказчик начинает лучше помнить свой рассказ о событии, чем само событие. Вот и превращается событие в миф.

Истории, которые я рассказываю на тренингах, это описание событий моей жизни, насыщенных эмоциями чрезвычайно. Но по прошествии многих лет я могу рассказывать об этом не как о трагедии и конфликте, а как о поучительной истории, анекдоте, хихикая себе в усы.

Если вы скажете такому рассказчику: «Да вы привираете! Вы эти истории придумали…» Да, в чем-то прикрасит, додумал, докрутил. Но реальная основа этого рассказа есть – весьма эмоционально насыщенное событие».

-3

***

Культурное поле не терпит пустоты. Распад одной мифологической структуры с неизбежностью ведет к возникновению другой. Складывается ощущение, что человечество не может без мифов. И быстро заполняет вакуум.

В 1917 год – закончился миф о царе-батюшке, и очень быстро был заменен мифом о Сталине, как отце советских народов.

Мифология народа выражается в ритуалах, и в образцах материальной культуры. Например на славянских вышивках очень много символики солнца и плодородия.

Один из самых важных мифов советского времени – это Победа СССР в Великой Отечественной войне. Если, не дай Бог, этот миф уничтожат или растворят в реке лжи и информационных помоев, то целостность самоосознания народа может пошатнуться. Миф это звучит так: «Мы – потомки героев-победителей». Это дает чувство гордости и уверенности в том, что мы сможем противостоять внешнему агрессору и впредь. Но на самом деле есть еще один слой реальности - этот праздник со слезами на глазах: «Только б не было войны!».

Итак, есть разные мифы. Общенародные, общекультурные. Мифы отдельных предприятий (как был создан бизнес, например). Мифы отдельных семей («Как же тяжело я рожала тебя, моя дорогая дочь! 18 швов наложили»). И мифы отдельных людей и биографий.

Например, очень сильным мифом для потомков является рассказ о том, как вам однажды несказанно повезло, получить работу, сдать экзамен, создать успешный бизнес. А каким мифом становится такое событие как рождение детей.

-4

***

Сказка – это немного другой жанр. Достоверность отсутствует. Нарочитая условность событий. Зачин сказки это только подчеркивает. «Когда-то в стародавние времена, когда прадед моего прадеда еще не родился, еще при Царе Горохе, жили-были дед да бабка».

Сказка очень часто выполняет функцию поучительную и даже нравоучительную.

В сказке про храброго портняжку девиз - «Одним ударом семерых» - подчеркивает важность связей с общественностью. Даже если ты убил одним ударов всего лишь семерых мух, то преподнеся это как мгновенную гибель семерых великанов, можно получить преимущество, можно заработать дополнительные очки. Так что нечего скромничать. Подспудная мораль этого сюжета – поощряет находчивость и изобретательность.

Чаще всего сказка помогает формировать у подрастающего поколения правила взаимодействия с обществом, в семьей, и даже со сверхестественным миром.

  • В сказке «Морозко» Настенька на вопрос: «Тепло ли тебе, девица?» ответила: «Тепло, дедушка!» Молодец, вот тебе подарки.
  • Марфушка ответила иначе: «Да замерзла я тут ожидаючи, давай быстрее все подарки…» О была опозорена, и осталась без подарков.

Один слой этой морали этой сказки - махровый патриархат: «Отец прав всегда! Если он не прав, смотри пункт первый. И женщинам слово не давали».

Множество статей есть из серии: «Почему я ненавижу Настеньку?» Потому что она манипулятор и обманывает наивного Дедушку Мороза.

Мораль еще одна: «Старших уважай!» или если копнуть чуть глубже: «Уважай сверхъестественное». Ты можешь быть очень крутым в социальном мире, например, ты можешь быть крутым начальником. Но, попав в лес, будь добр, уважай существ леса, попав в среду сверхъестественного, уважай сверхъестественное. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Уважай тех, чью силу ты не знаешь и не понимаешь.

Как мы с вами будем относиться к этой сказке?

- Бабушка, а эти грибочки можно есть?
- Один раз можно!

-5

Ты готов к последствиям? Или ты ради любопытства в серьез хочешь, чтобы тебе кувалдой по башке дали?

Еще более архаичный пласт анализа сказки такой: «А с чего бы это оказаться девочке одной в лесу зимой?» Одна из версий состоит в том, что такое «веселое путешествие» в зимний лес – это была инициация девушек в архаичных обществах.

Пойти куда-нибудь странствовать в дикий лес, выжить, вернуться с неким приобретением. Если кто помнит фильм «300 спартанцев» или сериал «Викинги», там царевича отправили в лес. Он там убил волка, принес с собой доказательства. Бьерн Железнобокий сам отправился в лес и выжил там и вернулся закаленным мужчиной. Вернулся с победой. Это мужская инициация. Она нам понятна.

Для мужчин нашего времени неким аналогом является служба в армии. Отслужил чин по чину – значит мужик. Миф этот живет.

Женская инициация сейчас – это свадьба. Из дома родителей женщина отправляется в дом мужа. Еще символически хоронят в «белом саване» (белое платье с фатой) в доме отца, и она возрождается к новой жизни в новом качестве в доме мужа (открывает лицо невесте). По пути, когда женщина уже вышла из под покровительства семьи отца и еще не попала под защиту мужа, свадебный кортеж должен ехать громко, петь охранительный песни.

Более архаичная инициация женщин была, судя по многим признакам, такой же как и инициация мужчин – отправить в лес и посмотреть, как она там выживет. Выживешь, девочка, молодец, будешь царицей нашего племени. Нами должна руководить женщина, которая, как стрелянный воробей, умеет выживать, имеет особую чуйку, умеет договариваться с природными стихиями, дикими зверями. Которая знает, как донести пирожки горячими.

Совершенно особая фигура в сказках – Баба Яга.

Я - фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообче могу отседа
Улететь в любой момент!
(сказка «Про Федота-стрельца» Л.Филатова)

В сказках есть герой – Иван-Царевич или Иван-Дурак, который за с чет своей доброты, проницательности и других важных качеств, он получает волшебную помощь волшебных союзников, и возвращается домой с молодильными яблоками, с конем златогривым и с красавицей женой. И становится полноправным мужчиной – героем. Он воцаряется, получает высокий ранг, которого у него не было в начале сказки.

***

Напоследок скажу, что расстановка – замечательный инструмент исследования личных, семейных и культурных мифов человека, его любимых сказок и сказок, которые трогают его душу. Это исследование помогает очень быстро обнаружить центральные модели восприятия, мышления и привычки поведения, базовые проблемы развития человека.

Об этом я расскажу подробнее в следующих статьях. Следите за новостями.

***

Написано в соавторстве с Надеждой Матвеевой

Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 8495226688

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц