Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Самая классическая советская экранизация Гоголя

Виталий Мельников - один из самых трудолюбивых отечественных режисёров.

Карьеру он начал ещё в шестидесятые, а последний на сегодня фильм снял, когда ему было уже за 80.

В первое время Мельников снимал ленту о современниках, но в семидесятые решил взяться за классику. Для экранизации он выбрал Гоголя, писателя не самого простого. У режиссёра были два серьёзных опасения. Во-первых, Гоголь - это истинный русский классик, произведения которого читали все (уж в советское-то время точно), а значит, у каждого потенциального зрителя имелось собственное представление о героях. Во-вторых,

пьеса «Женитьба», которую Мельников и решил перенести на экран, тоже была хорошо известна, её и сегодня активно ставят в театрах, а кинематографистам хотелось как раз избежать той самой театральности.

Отчасти именно поэтому Виталий Мельников и написал сценарий сам: будучи уже режиссёром опытным, он знал, как превратить пьесу в фильм.

Кадр из фильма «Женитьба»
Кадр из фильма «Женитьба»

Первым, кого Мельников пригласил к сотрудничеству, был Юрий Векслер, оператор. Мельников и Векслер познакомились ещё в 1970 году на съёмках комедии «Семь невест ефрейтора Збруева» и с тех пор всё время работали вместе. Совместно режиссёр и оператор искали натуру, но поняли, что в Ленинграде семидесятых невозможно воссоздать атмосферу девятнадцатого века. Поэтому группа работала в городах Ленинградской области, где ещё существовали мостовые, а не ухоженные улицы, где были обычные жилые дома столетней давности, а не памятники архитектуры. А больше всего кадров «Женитьбы» отсняли в Петрокрепости, ныне Шлиссельбурге.

Все роли в картине сыграли знаменитости. В образе главной героини, перезрелой невесты, которая придирчиво выбирает жениха, предстала Светлана Крючкова, актриса очень популярная как среди театралов, так и среди поклонников кино.

Фото со съёмок. Светлана Крючкова
Фото со съёмок. Светлана Крючкова

Многие специалисты говорят, что Агафья Тихоновна - одна из лучших ролей Крючковой, и в этом определённо есть заслуга оператора Юрия Векслера, тогдашнего мужа Светланы. Он точно знал, как выгодно подать внешность жены и как правильно выстроить кадр, поэтому Светлана Крючкова выглядит идеальной девицей-безнадёгой, которая всё никак не найдёт суженого.

Фото со съёмок. Валентина Талызина
Фото со съёмок. Валентина Талызина
Фото со съёмок. Майя Булгакова
Фото со съёмок. Майя Булгакова

Кстати, некоторая темнота, свойственная ленте, была задумкой авторов: так они хотели подчеркнуть петербургский дух, слегка мрачноватый, серый, туманный, и показать не блистательный парадный город, где во дворцах вершатся государственные дела, а эдакий домашний Петербург, где обычные люди живут обычной жизнью.

Роли женихов тоже отдали кинозвездам: Алексею Петренко, Евгению Леонову, Бориславу Брондукову, Вячеславу Стржельчику.

Фото со съёмок. Борислав Брондуков
Фото со съёмок. Борислав Брондуков
Фото со съёмок. Алексей Петренко
Фото со съёмок. Алексей Петренко

Ну и, конечно, великолепен неуёмный пройдоха-подстрекатель, сыгранный Олегом Борисовым. Доверяя гоголевских персонажей артистам такой величины, Мельников не сомневался в результате и оказался прав. Когда фильм вышел, его чуть ли не сразу же поставили в один ряд с пьесой Гоголя, настолько он получился удачным, достоверным и соответствующим эпохе. Мало кто обращает внимание, что некоторые эпизоды в сравнении с пьесой перемещены по времени, но это было сделано в угоду кинематографичности и так деликатно, что действия не портит. «Женитьбу» вообще можно причислить к тем немногочисленным экранизациям классики, которая ни у кого не вызвала отторжения, а напротив породила восторги как зрителей, так и критиков.

А какие удачные экранизации классики вспомнили бы вы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-7