Виталий Мельников - один из самых трудолюбивых отечественных режисёров.
Карьеру он начал ещё в шестидесятые, а последний на сегодня фильм снял, когда ему было уже за 80.
В первое время Мельников снимал ленту о современниках, но в семидесятые решил взяться за классику. Для экранизации он выбрал Гоголя, писателя не самого простого. У режиссёра были два серьёзных опасения. Во-первых, Гоголь - это истинный русский классик, произведения которого читали все (уж в советское-то время точно), а значит, у каждого потенциального зрителя имелось собственное представление о героях. Во-вторых,
пьеса «Женитьба», которую Мельников и решил перенести на экран, тоже была хорошо известна, её и сегодня активно ставят в театрах, а кинематографистам хотелось как раз избежать той самой театральности.
Отчасти именно поэтому Виталий Мельников и написал сценарий сам: будучи уже режиссёром опытным, он знал, как превратить пьесу в фильм.
Первым, кого Мельников пригласил к сотрудничеству, был Юрий Векслер, оператор. Мельников и Векслер познакомились ещё в 1970 году на съёмках комедии «Семь невест ефрейтора Збруева» и с тех пор всё время работали вместе. Совместно режиссёр и оператор искали натуру, но поняли, что в Ленинграде семидесятых невозможно воссоздать атмосферу девятнадцатого века. Поэтому группа работала в городах Ленинградской области, где ещё существовали мостовые, а не ухоженные улицы, где были обычные жилые дома столетней давности, а не памятники архитектуры. А больше всего кадров «Женитьбы» отсняли в Петрокрепости, ныне Шлиссельбурге.
Все роли в картине сыграли знаменитости. В образе главной героини, перезрелой невесты, которая придирчиво выбирает жениха, предстала Светлана Крючкова, актриса очень популярная как среди театралов, так и среди поклонников кино.
Многие специалисты говорят, что Агафья Тихоновна - одна из лучших ролей Крючковой, и в этом определённо есть заслуга оператора Юрия Векслера, тогдашнего мужа Светланы. Он точно знал, как выгодно подать внешность жены и как правильно выстроить кадр, поэтому Светлана Крючкова выглядит идеальной девицей-безнадёгой, которая всё никак не найдёт суженого.
Кстати, некоторая темнота, свойственная ленте, была задумкой авторов: так они хотели подчеркнуть петербургский дух, слегка мрачноватый, серый, туманный, и показать не блистательный парадный город, где во дворцах вершатся государственные дела, а эдакий домашний Петербург, где обычные люди живут обычной жизнью.
Роли женихов тоже отдали кинозвездам: Алексею Петренко, Евгению Леонову, Бориславу Брондукову, Вячеславу Стржельчику.
Ну и, конечно, великолепен неуёмный пройдоха-подстрекатель, сыгранный Олегом Борисовым. Доверяя гоголевских персонажей артистам такой величины, Мельников не сомневался в результате и оказался прав. Когда фильм вышел, его чуть ли не сразу же поставили в один ряд с пьесой Гоголя, настолько он получился удачным, достоверным и соответствующим эпохе. Мало кто обращает внимание, что некоторые эпизоды в сравнении с пьесой перемещены по времени, но это было сделано в угоду кинематографичности и так деликатно, что действия не портит. «Женитьбу» вообще можно причислить к тем немногочисленным экранизациям классики, которая ни у кого не вызвала отторжения, а напротив породила восторги как зрителей, так и критиков.
А какие удачные экранизации классики вспомнили бы вы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296