Найти тему
xDlate

Сказ о том, как Sony Vitька похоронили…

Оглавление

PS Vita… Вы себе даже не представляете на сколько я люблю эту малышку. И насколько же мне, как ярому её фанату было больно смотреть, как японцы каждым своим действием закапывают потрясающую консоль всё глубже и глубже. Сегодня мы с вами разберёмся, почему же в один прекраный день весёлый мужчина заявил, что отныне Sony сфокусируется только на домашних игровых консолях, тем самым похоронив портативное будущее компании.

Предыстория

-2

В 2004 году Sony решаются на довольно ответственный шаг: вступить на рынок портативных консолей, где до этого момента безраздельно правила Nintendo. Да, конечно, и у других компаний были планы потеснить японского издателя, но только Sony смогли как-то повлиять на ситуацию. Но в полной мере и им это не удалось, достаточно лишь взглянуть на продажи: у Nintendo DS 146 миллионов проданных экземпляров, в то время как у PSP всего 80. Но, конечно же, такой результат ни в коем случае нельзя считать провальным.

Уровень игр на этих платформах был кардинально разным, если на раскладушке выходили в основном игры самой Nintendo и “маленькие” проекты других компаний, то на консоль от sony не стеснялись издавать свои тайтлы и сторонние разработчики, да что говорить, на PSP свою игру выпустил даже сам Хидэо Кодзима, не стоит забывать и о эксклюзивных, на тот момент, GTA.

По сути, PSP была предназначена для более старшей аудитории, а на её мультимедийные возможности пускала слюнки не только большая N, но и огромная часть производителей телефонов того времени. Разумеется, что после такого старта на портативном рынке через несколько лет в умах японцев сама собой созрела идея сделать наследницу «Портативной PS2».

История разработки и аппаратная часть

Devkit PS Vita
Devkit PS Vita

Надеюсь, вы простите мне прихоть не показывать вам технические характеристики приставки, ведь разве вам будет интересно об этом читать? PS Vita стала первой консолью в семействе PlayStation, над которой работал Марк Церни, имя которого сегодня известно, пожалуй, каждому современному геймеру. Он решил не допускать тех же ошибок, что были предприняты на старте PS3, а конкретно именно ему принадлежали идеи максимально простого аппаратного обеспечения и большей направленности на сторонних разработчиков. Кстати, именно они слили первую информацию о NGP (New Generation Portable).

Всё шло просто прекрасно. Хорошей идеей было исправить ключевой, по мнению многих, недостаток PSP — отсутствие второго стика для управления камерой. Инженеры также добавили прекрасный OLED дисплей с хорошим, даже на сегодняшний день, тачпадом. Компенсировать отсутствие задних курков была призвана сенсорная панель, которая позже ещё вернётся в DualShock 4. Она была уже не такой удобной, в первую очередь из-за своего расположения. Зачастую пальцы соскальзывали на неё, а игра считывала это, хотя её интересное использование тоже встречалось.

В этой малышке был потрясный гироскоп, который уже в 2011 году додумались использовать для прицеливания в шутерах. Короче говоря это был маленький и невероятно технологичный бутербродик, который по своей мощности подходил вплотную к PS3. На мой взгляд, в ней было только 3 технических ошибки:

1. Стерео-динамики расположены таким образом, что при игре их непременно будут перекрывать ваши собственные пальцы;

2. Это единственная консоль от Sony, в которой цельная крестовина, но не сказать, что к ней нельзя привыкнуть, но по началу мисклики гарантированы;

3. А вот третий недостаток куда более серьёзен, но вот в нём виноват уже курс, взятый компанией. Курс на деньги.

Карты памяти

-4

Да, эти штуки настолько отвратительны, что я решил посвятить им отдельный пункт. Карты памяти для PS Vita были своего собственного формата, так же как и на PSP, но есть пару нюансов, которые спасали старушку. Во-первых, как ни крути, в 2004 году PS Store ещё не существовало, а следовательно, в основном, память нужна была лишь для сэйвов, для чего 64 мегабайта хватало с лихвой. Позже, когда появилась-таки возможность скачать игру, то началось производство карт памяти бОльших объёмов. Да, стоили они недёшево, но Sony активно рекламировали возможность использовать их с их фото- и видеотехникой, что хоть как-то скрашивало цену. С другой стороны помогали и пираты, которые в кратчайшие сроки наладили выпуск своих Memory Stick Pro Duo, что очень радовало покупателей, ведь стоимость была пониже.

Что же мы видим с PS Vita? Карты дорогущие: в своё время цена за PS Vita Memory Card на
64 Гб доходила до сумашедших 7500 рублей. ЧТО?! А вы обратили внимание на название? Именно, эти карты использовались исключительно в данной консоли, ни фотиков, ни камер, ничего. Последняя надежда на пиратов, но и они не шибко радовали, а вернее никак, ведь все карты памяти, которые возможно купить, скажем, на AliExpress — лицензионные и стоят ничуть не дешевле. Благо сейчас PS Vita взломана и имеется неофициальный переходник с Micro SD, который стоит копейки, но жажда наживы у японцев в прежние года просто поражала.

Игры

-5

Пожалуй, это и есть ключевая проблема PS Vita — игры, вернее их отсутствие. Нет, не поймите не верно, игры на этой малышке есть: и ААА класса, и хорошие инди, и даже эксклюзивы, но не было того тайтла, который бы сказал: «Эй, парень, в меня ты сможешь поиграть только на этой портативке, а у меня, кстати 98/100 на metacritic».

Был хороший Uncharted, прикольный Killzone. LittleBigPlanet вот тоже завезли, но почему эти игры не смогли продать консоль? Всѐ просто- это не оригинальные проекты, а лишь продолжения уже состоявшихся серий. Многие скажут: «Но Gravity rush и Tearaway
оригинальные разработки!». Да, но скажите пожалуйста, стали бы вы покупать приставку за солидную цену из-за японской игры, которая, вполне вероятно, останется непонятой среди западных игроков, и ориентированную на детскую аудиторию интерактивную сказку? Скорее всего нет.

Ещё одной важным фактором было то, что мастера не захотели выпускать игры собственного производства, чаще всего лицензию отдавали в чужие руки. Sony Bend и Guerrilla Cambridge (не путать с авторами трилогии KillZone и Horizon, к ним эти ребята не имеют отношения) справились если не идеально, то уж точно отлично, а вот другим не так повезло.

Серия Resistance канула в лету именно с спин-оффа на портативку от другого разработчика. Игру называли скучной и однотонной. Эксклюзивный на то время Assassin’s Creed: Liberation был практически неиграбельным на 15 кадрах в секунду. MotorStorm RC хоть и был от студии создателя, но глядя на безбашенный темп Апокалипсиса играть в это, как-то совсем не хочется

-6

Мультиплатформа — тихий ужас. С каким бумом нам представляли Borderlands 2 или, скажем, Resident Evil Revelations 2, что первое, что второе — почти неиграбельно. Просто отвратительны порты, хотя, признаю, что огромный мир Пандоры в кармане нереально подкупал на старте, а после взлома и разгона PS Vita, играть становится даже весело. Но вот с чем этой малышке на 100% повезло, так это с инди и с файтингами.

Начнём с первого: ну, как правило большинство независимых разработчиков, не слишком-то требовательны к железу, так что с этим проблем нет, а ещё эта консоль — самая открытая к сторонним деволперам, даже на главной страничке PS Vita на официальном сайте висела плашка “Vita любит инди”. Ну а файтинги на этой малышке — золото. Injustice, Street Fighter cross Tekken, Marvel vs. Capcom, Dead or Alive, ну и мой любимый — Mortal Kombat. Да, графон в некоторых тайтлах безбожно порезан, но, священный Будда, как же потрясающе играются все проекты, особенно мой любимчик: 60 fps, эксклюзивный контент, сказка!

-7

Как вы поняли игры, хоть зачастую и не самого лучшего качества, но были. Короче единолично прикончить консоль они не смогли. Так что же тогда?

Провал

-8

Так почему же консоль провалилась? Взглянем на основного конкурента виты — 3DS. У этой раскладушки была своя киллер-фича настоящее 3D без очков! Этим Nintendo подкупала игроков, а что же у нашей малышки?

Два джойстика? С аддоном для 3DS- не проблема. Задняя сенсорная панель? Она скорее мешала, чем помогала играть. Камера? В 3DS она была с функцией съемки полноценного 3D. Сенсорный экран? Но у той старенькой DS он уже имелся. Выходит, что и своей фичи у виты не было… Последний гвоздь в крышку гроба малютки воткнули сами Sony, они начали позиционировать полноценную карманную игровую консоль, как инструмент для дистанционного воспроизведения PS4. А потом японский игровой гигант объявил о полном прекращении внутреннего производства игр для виты. А разве может полноценно продолжать жить консоль, на которую плюнул создатель? Вопрос, конечно же, риторический…

Пожалуй, также было выбрано неверное время для выхода приставки: на дворе был 2011 год и буквально каждый верил, что через годик-другой игры на мобилки встанут на один уровень с игрми на консолей и ПК, а ведь к этому были предпосылки, та же EA выпустила для первых айфонов самостоятельные игры в сериях Dead Space, Mass Effect, Need for Speed и другие, но как мы видим чуда не случилось. Но не стоит думать, что у Nintendo всё было так радужно: продажи 3DS (70 млн) были в 2 раза меньше, чем у DS (140млн), лишь благодаря мариобоям удалось достичь такого результата. У нашей героини было меньше 16.

Заключение

Подводя итоги, становится как-то грустно: консоль с огромным потенциалом утонула в неудачных маркетинговых и технических решениях Sony. Могло ли все сложиться подругому? Вполне, но имеем, что имеем, и несмотря ни на что, я все же люблю эту малышку, хотя бы в качестве экспоната, ведь 5 декабря 2019 года, на фоне прекратившейся поддержки PS Vita, Джим Райан сделал заявление:

PlayStation Vita была великолепна во многих отношениях, и геймплей на ней был таким же, но, очевидно, это бизнес, частью которого мы больше не являемся.

Всеначалась так же, как и закончилось: Nintendo по-прежнему единолично правит в мире карманных консолей…


Ещё больше интересных статей и новостей вы найдёте на нашем сайте
xdlate.com!