14–15 мая 1905 года в ходе русско-японской войны произошло сражение 2-й эскадры Тихого океана и Объединенного флота Японии около островов Цусима. В результате стратегических и тактических ошибок командования сражение закончилось полным разгромом русской эскадры. И только верность ее моряков присяге, самоотверженность матросов и офицеров в бою смогли превратить тяжелейшее поражение в героическую трагедию, потрясшую весь мир.
Личные заслуги каждого выжившего участника Цусимской эпопеи и подвиги кораблей, на которых они сражались, объективно отражают заслуженные награды участников. Посмотрим же на Цусиму сквозь призму награждений офицерского состава 2-ой Тихоокеанской эскадры.
Утром 16 мая 1905 года, в 10 ч 40 мин, на радиотелеграфной станции Владивостока приняли сообщение с крейсера II ранга «Алмаз» о том, что он следует в бухту Наездник, куда просит выслать миноносец для сопровождения в проходах минных полей. В 18 ч 30 мин «Алмаз» стал на бочку в бухте Золотой Рог, став первым и единственным крупным кораблем 2-й эскадры, прорвавшимся во Владивосток после Цусимского сражения.
О размерах поражения 2-ой эскадры Тихого океана еще никто не знал. По словам одного из офицеров крейсера «Алмаз» князя
А.П. Чегодаева-Соконского: «…Берег был усеян народом. Махали шапками, платками, зонтиками. Громкое "ура" неслось отовсюду. Жители города предполагали, что если "Алмаз" появился во Владивостоке, то, значит, об остальных нечего беспокоиться».
Но надеждам не суждено было сбыться. Вечером 16 мая главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами, действующими против Японии, генерал от инфантерии Н.П. Линевич срочной телеграммой докладывал императору Николаю II: «16 мая во Владивосток прибыл крейсер II ранга "Алмаз". Командир крейсера донес: 14 мая эскадра адмирала Рожественского в Тсусимском проливе вступила в бой с японским флотом. В дневном бою погибли броненосцы "Князь Суворов", "Бородино", "Ослябя", крейсер "Урал". Броненосец "Император Александр III" имел сильные повреждения. В начале боя ранен генерал-адъютант Рожественский, который свезен на другое судно. После отделения моего крейсера от эскадры, с наступлением темноты, бой возобновился. Результаты ночного боя неизвестны».
Так Россия и весь мир узнали о самом тяжелом поражении русского флота за всю историю его существования.
Командиру крейсера «Алмаз» капитану 2 ранга И.И. Чагину не могли быть известны полные результаты Цусимы, а они таковы: из 38 боевых кораблей и транспортов русской эскадры, вошедших в Корейский пролив, до Владивостока дошли только три — «Алмаз» и миноносцы «Бравый» и «Грозный» (прибыли 17 мая), 21 корабль потоплен, 7 разошлись в нейтральные порты, 2 госпитальных судна взяты японцами в качестве военных призов, 5 сдались.
Причины разгрома 2-й эскадры многократно анализировались как в официальных, так и в частных работах и здесь затрагиваться не будут. Упомянем только, что исход этой грандиозной экспедиции русского флота грамотным морякам был ясен заранее.
Так, главный командир флота и портов Балтийского моря вице-адмирал А.А. Бирилев, который собирал эскадру в путь и который просто в силу своей должности должен был выражать казенный оптимизм, махнув рукой на все теоретические выкладки относительно так называемых «боевых коэффициентов», заявил: « ….А мы применим наш — русский коэффициент!», надеясь на несокрушимость духа русского матроса и верность долгу офицерского состава.
Командир броненосца «Император Александр III» капитан 1 ранга Н.М. Бухвостов без обиняков выразил мнение многих офицеров на корабельном банкете перед уходом из Кронштадта: «Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы ее желаем. Но победы не будет!.. Я боюсь, что мы растеряем половину эскадры на пути, а если этого и не случится, то нас разобьют японцы: у них и флот исправнее, и моряки они настоящие. За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся».
Это не речь пораженца, а горькие слова одного из лучших флотских командиров, знающего, на что он идет, и готового выполнить свой долг до конца. Несмотря на крайне невыгодные тактические условия сражения, русские матросы и офицеры продолжали биться до последнего, проявив образцы массового и личного героизма.
В Цусимском сражении погибли 5045 русских моряков. Именно «русский коэффициент» и только он спас репутацию российского императорского флота, превратив тяжелейшее поражение в героическую национальную трагедию.
Один переход эскадры из Балтики на Тихий океан уже представлял собой настоящий подвиг, равного которому нет в истории военных флотов мира. Эскадра за 220 суток преодолела 18 000 морских миль, совершила многие десятки погрузок угля в открытом море, донельзя изнуряющих экипажи, и не потеряла в пути ни одного боевого корабля!
Младший помощник судостроителя броненосца «Орел», наиболее вдумчивый и одновременно критически настроенный летописец Цусимы корабельный инженер В.П. Костенко отмечал: «Как ни относиться к оценке наших морских сил, сосредоточенных на подступах к Тихому океану, но приходится признать, что первая половина задачи, хотя и с опозданием, выполнена блестяще. Вопреки всем злостным и паническим предсказаниям наших недоброжелателей как в Европе, так и в Америке, все отряды и отдельные корабли благополучно пересекли Атлантический и Индийский океаны, и до вступления в японские воды Тихого океана ни один корабль не вышел из строя и даже не получил повреждений».
В традициях русской наградной системы все участники войн, а иногда и отдельных сражений награждались памятными медалями. Беспримерный поход русских моряков был признан отдельным военным предприятием, и когда пришло время, 19 февраля 1907 года указом Николая II была учреждена бронзовая медаль «В память похода адмирала Рожественского на Дальний Восток», которой наградили всех выживших участников похода. Носилась она на ленте так называемых «романовских» цветов: белая, оранжевая и черная полосы одинаковой ширины. При этом согласно повелению Николая II от 13 августа 1911 года лица, получившие ранения и контузии, носили медали на ленте с бантом.
Большинство участников Цусимского сражения, от матроса до штабофицера, заслужило боевые награды, несмотря на поражение эскадры, поскольку воинская доблесть и верность присяге абсолютны и не зависят от целей и результатов военных действий. Далее мы рассмотрим награждения орденами офицерского состава эскадры.
Вопреки иногда встречающемуся мнению, будто правительство «завалило» цусимцев орденами, желая сгладить горечь поражения, при награждении строго учитывались только два фактора: личные заслуги офицера и действия его корабля в бою. Но сначала об особенностях орденской системы России и порядке награждений того времени. Награждения орденами офицеров армии и флота производились в России не только в военное, но и в мирное время. При беспорочной службе в течение определенного срока офицеры по представлению начальства награждались очередным орденом.
Очередность орденов была следующей: Св. Станислав 3 ст., Св. Анна 3 ст., Св. Станислав 2 ст., Св. Анна 2 ст., Св. Владимир 4 ст., Св. Владимир 3 ст., Св. Станислав 1 ст. и Св. Анна 1 ст. (более высоких орденов мы рассматривать не будем, т. к. награждение цусимцев ограничилось перечисленными).
В военное время указанная последовательность награждений в основном сохранялась, при этом к знаку ордена прикреплялись перекрещенные мечи как свидетельство боевых заслуг офицера, а также бант из орденской ленты.
Заметим, что Св. Владимир 4 ст. как бы выпадает из указанной очередности орденов. В мирное время он давался морякам за 18 или 20 совершенных морских кампаний, т.е. за выслугу лет, а в военное — исключительно за выдающиеся боевые заслуги и очень высоко ценился. На войне офицер мог заслужить еще три вида наград, не входивших в упомянутую выше очередность, потому что ими отмечались только исключительная личная храбрость и подвиги. Это орден Св. Георгия 4 ст. (заветный белый крестик, утверждаемый Думой Георгиевских кавалеров), Золотое оружие и орден Анны 4 ст.
У Золотого оружия был полностью вызолоченный эфес и темляк из георгиевской ленты, оно присуждалось офицерам, чей подвиг немного «недотягивал» до положений статута Георгиевского ордена. Орден Св. Анны 4 ст. представлял собой миниатюрный орденский знак, крепившийся на личном оружии, эфес которого украшался надписью «За храбрость», при темляке из анненской ленты. Часто это была первая боевая награда младшего офицера, проявившего себя в бою.
Еще одной особенностью наградной системы России того времени являлось отсутствие посмертных награждений в соответствии с принципом: «живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно». Посмертные награды стали практиковаться только в Первую мировую войну, в период же Русско-японской войны подвиги погибших отмечались благодарной памятью, а их семьям назначалась пенсия.
Наша память о цусимских героях, прежде всего, обращается к экипажам, полностью погибшим вместе со своим кораблем. Именно на этих кораблях проявилось мужество матросов и офицеров самой высокой пробы. Это броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Бородино», которые последовательно сменяли друг друга во главе кильватерного строя эскадры, находясь под сосредоточенным огнем противника.
«Князь Суворов» продержался во главе колонны 36 минут от начала сражения, в 14 ч 26 мин он выкатился из строя, потеряв управление. Пять часов броненосец горел, но имел ход и вел огонь. Такая же участь постигла и второй из кораблей через 25 минут после того, как он возглавил колонну. Оба они по возможности иногда входили в кильватер эскадры, но погибли одновременно около 19 ч 30 мин от артиллерийского огня и огромных пожаров, продолжая стрелять до последнего.
Их участь разделил и «Бородино», который третьим вступил в голову эскадры и в течение 4 ч 30 мин (!) вел ее, пока в 19 ч 10 мин не взорвался, не выходя из строя, и быстро затонул.
Полностью погибли экипажи броненосца «Наварин», миноносца «Безупречный», офицерский состав транспорта-мастерской «Камчатка» (спаслось всего 24 нижних чина и мастеровых). Первые награды за Цусиму присвоили офицерам крейсера «Алмаз» и миноносца «Бравый», прорвавшимся во Владивосток. Высочайшими приказами по Морскому и Военному ведомствам от 15 августа, 18 сентября и 10 октября 1905 года всех офицеров этих кораблей наградили очередными орденами с мечами. Награждения орденом Св. Георгия 4 ст. удостоились командиры крейсера «Алмаз» и миноносца «Бравый» капитан 2 ранга И.И. Чагин и лейтенант П.П. Дурново 1-й, а также поручик инженер-механик миноносца «Бравый» С.М. Беренов. Старший офицер «Алмаза» А.П. Дьячков 1-й получил Золотое оружие.
Командиры упомянутых выше двух кораблей не подчинились последнему приказу вице-адмирала З.П. Рожественского идти прямо во Владивосток курсом NO 23° и после дневного боя 14 мая отвернули на восток, к японским берегам, вдоль которых успешно и прошли. Это был рискованный ход, предложенный штурманским офицером лейтенантом Н.М. Григоровым (Св. Владимир 4 ст. с мечами), но он себя оправдал: никто не ожидал появления русских кораблей вблизи вражеского берега. Награждение офицеров миноносца «Грозный», также прорвавшегося во Владивосток, произошло позже, приказом от 8 июля 1907 года. По пути во Владивосток ему пришлось сражаться с японским миноносцем «Кагеро» и тремя вспомогательными судами противника. Бой велся на дистанциях от 14 до 26 кб, и вскоре «Кагеро», запарив, вышел из боя. Командир корабля капитан 2 р. К.К. Андржеевский, раненный в голову, руки и ноги, и сменивший его в командовании лейтенант С.Д. Коптев 1-й удостоились награждения орденом Св. Георгия 4 ст.
Мичманы В.В. Вилькен и Д.Н. Сафонов 2-й, а также механик штабскапитан Н.А. Сно получили Св. Владимира 4 ст. с мечами, минуя обычную последовательность орденов. Последние награждения примечательны тем, что весьма высокий по иерархии орденов Св. Владимир 4 ст. был присужден молодым мичманам, не имевшим еще никаких наград. Как мы увидим далее, таким образом отмечалась не только личная храбрость награжденных, но и выдающийся боевой подвиг того корабля, на котором они служили.
В течение дневного боя 14 мая, в результате ночных торпедных атак и в бою 15 мая были затоплены 15 русских кораблей, командам и офицерскому составу которых частично или полностью удалось спастись. Подавляющее большинство из них оказались в японском плену.
Приказы об их награждениях вышли после обмена пленными по статье XIII Портсмутского мирного договора между Россией и Японией, заключенного 23 августа 1905 года. Всего таких приказов было три: от 8 и 15 января 1907 года и от 5 февраля 1907 года.
В итоговой строке таблицы, приведенной на с. 112, видно, что две трети офицеров наградили очередными орденами, от Св. Станислава 3 ст. до Св. Владимира 3 ст. (орден Владимира 4 ст. по причинам, указанным выше, к очередным не относится).
Очередность в награждении соблюдалась в отношении офицерского состава кораблей, которые получили повреждения в дневном бою, были торпедированы ночью и к утру 15 мая оказались полузатопленными, потеряв всякую возможность к сопротивлению: броненосец «Сисой Великий», крейсера «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах». На первом из перечисленных даже подняли сигнал «Тону, прошу помощи». Японцы на помощь пришли, но и водрузили свой флаг на втором из них (именно поэтому командир крейсера «Адмирал Нахимов» капитан 1 ранга А.А. Родионов 1-й в наградных приказах не числится). Однако лейтенант В.Е. Клочковский, сорвавший практически на глазах у японцев флаг, за это получил орден Св. Владимира 4 ст. с мечами. Между 8 и 10 часами утра 15 мая все три корабля затонули.
Очередными орденами, но не более, наградили офицеров вспомогательного крейсера «Урал», оставленного экипажем по приказанию его командира капитана 1 ранга М.К. Истомина за два часа до того, как тот пошел ко дну, не исчерпав всех возможностей к сопротивлению.
Транспорт «Иртыш» так же, как «Алмаз» и «Бравый», прорывался к Владивостоку вдоль западных берегов Японии и вполне мог достичь цели, однако судьба распорядилась по-своему. Прибывавшая в корпус вода через пробоину, полученную в дневном бою, не оставила надежд на прорыв, и в 14 ч 30 мин 15 мая «Иртыш» встал на якорь. К 17 ч по приказанию командира капитана 2 ранга К.Л. Ергомышева команду свезли на берег, и транспорт затонул. Из 17 офицеров транспорта наградили только 7 в порядке очередности. Интересна судьба крейсера «Изумруд». Утром 15 мая, дав полный ход, он героически прорвал плотное кольцо японских кораблей, окруживших остатки русской эскадры, и устремился на восток, преследуемый крейсерами «Читосе» и «Акицусима». Однако в 14 ч неприятель понял, что «Изумруд» не догнать, и повернули обратно.
Появилась очевидная возможность достичь Владивостока. Но командир корабля, капитан 2 ранга барон В.Н. Ферзен, без достаточных оснований предполагая японскую «засаду» на подходе к Владивостоку, направил «Изумруд» в бухту Владимира, где тот сел на камни. Далее последовало поспешное затопление корабля…
© А. И. Угрюмов
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №103/2018
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut