Кременчугский автомобильный завод, основанный сразу после войны, можно назвать одним из последних крупных промышленных предприятий Украины. Но уже совсем скоро завод может оказаться никому не нужен.
После распада СССР завод оказался в сложной ситуации, производство падало, заказов было мало. Но предприятие справилось и было прибыльным до 2014 года.
После обострения отношений России и Украины, были прекращены поставки двигателей ЯМЗ, которыми комплектовались грузовики КрАЗ. В принципе, была найдена замена в виде немецких движков, но это уже был важный сигнал.
Конечная стоимость резко выросла, производство становилось невыгодным. Да, российские двигатели еще оставались на складах, их устанавливали. Помогала и старая добрая контрабанда через Белоруссию и Прибалтику. Но это не могло продолжаться долго.
Предприятие несколько лет поддерживали на плаву военные заказы (к слову, после прихода Зеленского и они прекратились). Но в 2018 году предприятие попало в российский санкционный список, скорее всего как раз из-за военных поставок.
Тогда на заводе отшутились, что на санкций они не бояться, так как уже все отношения разорвали. Но сейчас предприятие фактически на грани закрытия.
Зарплату не платят больше 8 месяцев - рабочие регулярно перекрывают улицы и митингуют. Уже несколько раз были безрезультатные торги - никто не хочет долги завода, никто не верит в возможность развития. Мэр Кременчуга призывает национализировать завод, т.к. владелец-олигарх ничего не хочет менять.
Правда сомнительно, что это произойдет. У Киева нет ни денег, ни какого то желания что то менять. Как видится многим аналитикам, Украина четко следует всем указаниям МВФ и ЕС, а они не поддерживают существование украинской промышленности, тем более доставшейся от СССР.
Если найдутся желающие выкупить долги завода (которые продаются со "скидкой" в 95 процентов), то есть шанс на процедуру банкротства, после которой можно заговорить о возрождении "КрАЗА".
Но этот сценарий маловероятен. Как мне кажется, завод закроют, пару лет еще помучают, но закроют. Надеюсь, что зарплату рабочим все же выплатят.
До недавнего времени, это был чуть ли не последний автомобильный завод, но в Запорожье начали выпускать автомобили "Лада", так что может быть чуть позже, когда сменятся люди в Киеве, на "КрАЗе" тоже что то будут выпускать по лицензии, отверточной сборкой.