Найти тему
Регина Молчанова

Заброшенная колокольня

Большой оригинал был наш царь-реформатор Пётр I. Он не только любил тусить с европейцами, путешествовать по Европе, оставлять правдорубящие комменты в местных уютных бложиках («Чернила совершенно свежие, и абсолютно сие неправда») и с размахом строить в самых, казалось бы, неожиданных и неподходящих местах.

Реформатор думал и о повышении уровня профессиональной квалификации народной. В этой части исключительно повезло жителям села Поречье, что близ озера Неро в Ярославской области. Они занимались огородничеством, и царь отправил некоторых жителей на стажировку в Голландию учиться скраму и аджайлу новым технологиям. На Родину жители села вернулись не только вооружённые новыми знаниями. Они также привезли с собой семена и саженцы, в том числе пряных и лекарственных трав. Огородничество оказалось исключительно прибыльным бизнесом, село богатело, жители строили себе добротные каменные дома, какими мог похвастаться не всякий купеческий город.

И вот жители задумали возвести в селе роскошную колокольню. В проекте участвовал кто только мог: зажиточные жители и граф Владимир Орлов (младший брат фаворита императрицы Григория Орлова, которому она пожаловала село) – деньгами, крепостные архитекторы и зодчие с известными именами – проектом и реализацией. Такой, как бы мы сейчас сказали, краудфандинг. И отгрохали они колокольню выше, чем Иван Великий в Москве, – на целых два метра. В Ростове Великом нам рассказали легенду, что якобы когда представители Синода приехали принимать колокольню, то жители пошли на хитрость и засыпали нижний ярус землей. Но это именно байка, причём не слишком правдоподобная – высота колокольни 82 метра, она имеет 5 ярусов, стоит на ровной поверхности. Засыпать ярус высотой с дом, и чтоб никто не заметил, – это утопия. Построили колокольню к 1810 году.

Таким образом эта колокольня является самой высокой сельской колокольней России. Но я даже не могла себе представить, насколько все запущено. Когда-то сооружение было нарядным, на его ярусах размещались колокола, а также часы. Сейчас весь комплекс представляет собой печальное зрелище. Колокольня уже кажется даёт крен на левый борт, а рядом стоит обезглавленный храм. Колокольня выстроена надёжно, пока ещё держится. Но все это так разрушисто, что больно смотреть. А зато новенькую информационную табличку рядом поставили. Дороги в области тоже кажется со времён царя-реформатора не чинили.

Как писал князь Сергей Голицын в своей книге «Записки уцелевшего», пророчество из революционной песни «мы раздуваем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землёй» в советские годы исполнилось ровно на треть: церкви разрушили, количество тюрем выросло, а вот мировой пожар кажется и вовсе затух. Но вот как раз Ярославской области очень повезло. В годы установления советской власти у руля оказался настоящий патриот родного края. Он отстоял архитектурные памятники культового назначения, которыми так богата Ярославщина, не дал их разрушить. И даже на главной площади Ярославля уцелели и великолепная церковь и пряничная часовня – их не тронули, а безликий параллелепипед-горком вписали между ними.

А колокольню в Поречье люди не тронули, но время может ее добить без надлежащего ухода. И тогда потеряется эта настоящая жемчужинка из ожерелья архитектурных красот родного края. Надеюсь, что этого не произойдёт.

Фото сделано автором и принадлежит автору
Фото сделано автором и принадлежит автору