Дом Бальо - известная работа Антонио Гауди, лучшего представителя каталонского модернизма. Этот дом - полное художественное отражение знаменитого архитектора, построенный в начале 20 века. Именно тогда Гауди оттачивал свой индивидуальный стиль, черпая вдохновение из природы.
История постройки
Здание было построено в 1875 году Эмилио Сала Кортесом (1841-1920). Сала был также профессором барселонской Школы архитектуры и был одним из учителей Гауди, которого он иногда использовал в качестве подмастерья.
В 1903 году здание было приобретено промышленником Хосепом Бальо, богатым бизнесменом, который владел различными текстильными фабриками в Барселоне. Он купил здание за 510 000 песет. Сначала Бальо намеревался снести его и построить новый, но потом согласился отремонтировать. Семейство Бальо заняли в доме главный этаж, а остальные отдали под аренду. Вместе со своей женой они жили здесь до самой смерти обоих. В 1954 году их дети продали дом.
Для реконструкции Бальо заказал проект у Гауди, в те времена архитектор уже был очень известен и работал в различных проектах одновременно. : Храм Святого Семейства, Башня Бельесгуард, парк Гуэля и восстановление Собора Санта-Мария-Пальма-де-Майорка. Промышленник был настолько впечатлен работами архитектора, что рекомендовал его и своему другу Педро Миле, для которого Гауди построил дом Мила (широко известный как Ла Педрера).
Архитектор сосредоточился на фасаде, главном этаже, дворе и крыше, а также поднял пятый этаж, в котором находились прачечные и кладовые. Проект Гауди претерпел несколько изменений от его начальной концепции из-за постоянного поиска архитектором лучших структурных решений.
Процесс согласования здания был сложный: в мае 1904 года Бальо представил мэрии проект, в котором планировалось только построить подвал и реформировать низ здания; в ноябре того же года был представлен еще один проект, т.к. не был утвержден предыдущий. Сейчас уже планировалось строительство фундамента, реконструкция основного пола, добавление нового этажа в кровле и реконструкция всего фасада. Работы были начаты до получения муниципальных разрешений, поэтому 26 января 1906 года инспектор сообщил о незаконности этих работ. Однако, несмотря на жалобу и приказ о завершении работ, они продолжались. И 30 апреля 1906 года Бальо запросил лицензию на аренду квартир, поскольку работы были завершены. Из-за всех этих проволочек лицензию ему выдали только 17 декабря 1912 года.
Здание было выставлено на ежегодный конкурс художественных зданий городского совета Барселоны. Но дом Бальо не был справедливо оценен, потому что в то время жюри не хотели видеть ничего, что было хоть немного связано с модернизмом.
В 1940 году здание перешло в наследство дочерям Бальо. Они продали его страховой компании, которая открыла там свои коммерческие офисы. В 1984 году было установлено освещение фасада. В 1993 году здание приобрела семья Бернат, владельцы компании Чупа Чупс, которые восстановили его и открыли для публики. Теперь дом Бальо - обязательное местом посещения любого туриста. Он объявлен историко-художественным памятником национального характера в 1969 году, а с 2005 года является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО в месте «работы Антонио Гауди».
Описание дома
Дом Бальо занимает общую площадь в 4300 м2, по 450 м2 на каждый этаж. Всего их, этажей, восемь: под уровнем улицы находится подвал, предназначенный для углей и складских помещений; первый этаж сначала был гаражом, потом складом, затем магазином; главный этаж был занят целиком и полностью семьей Бальо, и, кроме того, содержит большой внутренний дворик в задней части здания. Остальные четыре этажа были отданы под аренду; последний этаж - это чердак, предназначенный для зоны обслуживания дома.
Весь фасад облицован ярким стеклом и керамикой, которые создают различные визуальные эффекты в зависимости от света, падающего на них. Балконы выполнены из чугуна и окрашены карбонатом свинца, чтобы предотвратить его ржавчину. Они установлены на каменных подоконниках в форме морской раковины.
Завершает фасад свод, состоящий из цепных арок. В левой части находится цилиндрическая башня луковичной формы, похожая на головку чеснока, украшенная анаграммами Иисуса, Марии и Иосифа и увенчанная типичным четырехруким гаудинским крестом. Одной из символических интерпретаций этого фасада является образ Святого Георгия, сражающегося с драконом. Таким образом, четырехрукий крест является мечом, воткнутым в животного, из которого хлынула кровь, присутствующая на Красной керамике этой части дома.
Читайте также: