Алтайский край со своими бескрайними степями довольно редко оказывается в учебниках истории, да и в целом имеет мало мировой исторической значимости. Несмотря на это, с самых древних времен Алтайский край стал местом обитания разнообразных кочевых племен, сменяющихся в непрекращающейся борьбе как друг с другом, так и с суровой природой земель.
Одним из таких племен было племя пазырской культуры, которые обитали на территориях современных Монголии, Казахстана и России с 6 по 3 века до н.э.
Ученые считает, что представители этого племени имели иранские корни, но отделились от них и странствуя, прибыли на эти мирные земли. Одним из обычаев пазырцев было ковроткачество.
Как таковое, ковроткачество существует с незапамятных времен. Чаще всего на коврах изображали домашних животных, скот, орнаменты, знаменательные события. Ковры часто находят в усыпальницах египетских фараонов. В те времена, ковры были показателем статусности и богатства их владельца, утепляя и украшая дома в холодные времена года.
Особенно выдающимся было ковроткачество в Передней Азии, однако несмотря на это, древнейший ковер был найден не там, а на территории Алтайского края в одно из пазырских курганов. Во всем мире он известен как Пазырский ковер.
Он был обнаружен в 1949 году, группой археологов, помимо ковра были найдены и прочие ценности. Сохранности его особенно послужило то, что курган пропускал воду, замерзающую в лед и в последствии не тающую. Историки и археологи полагают, что ковер был изготовлен в 6 веке до н.э., но вопросом остается то, кем он был сделан. Склоняются к тому, что ткачом вряд ли был кто-то из местных соплеменников владельца ковра. Отмечая его высокое качество, предполагают, что ковер был изготовлен где-то на территории Ирана, где ковроткачество было развито значительно больше, и использовался примененный при работе способ плетения.
Детально изучив находку, ученые обнаружили, что ковер соткан из ниток четырех цветов: красного, желтого, золотого и зеленого. Особенно поразила плотность узла в основе ковра – 3600 узелков на квадратный дециметр, что является просто потрясающим по сложности для своего времени. Редкие ковры 21 века могут похвастаться подобным узлом. Материалом ковра выступила овечья шерсть.
Большое значение было уделено и внешнему виду ковра. Видим потрясающе точные изображения всадников, ланей и грифонов, разделенных красочными узорами.
Исследуя ковер, археологи предположили, что Пазырский ковер использовался как доска для игры в кости или висел у стенки шатра. Некоторые же из них обратили внимание на асимметричность рисунков в ковре и предположили, что это не является неточностью создателя, а создано намеренно. Вполне возможно, что ковер таит в себе шифр, который нам еще предстоит разгадать.