Тупик, в который зашло противоборство брони и снаряда во второй половине 19-го века вызвал к жизни многочисленные проекты, призванные преодолеть превосходство железа. В основном проблему решали тремя способами- повышением пробивающих способностей специальных бронебойных снарядов, воздействием на участки, не прикрытые броней (мины, торпеды, тараны) и повышением мощности фугасного воздействия (бомбические орудия Пексана, использование пироксилина, мелинита и других ВВ ). Некоторые из них применяются до сих пор, часть скоро перешла в разряд анахронизмов, а некоторые не вышли за рамки экспериментов.
Применяемый до 80-х годов в артиллерии дымный порох обладал довольно невысокими бризантными свойствами и химики всего мира усиленно искали рецепт более мощного взрывчатого вещества.
В 1867 году Альфред Нобель запатентовал новое взрывчатое вещество-динамит, обладающее чудовищной для того времени разрушительной силой. Однако использовать его в артиллерии было невозможно, он был чрезвычайно чувствителен к детонации заряда.
Наиболее успешно удалось справиться с этой проблемой американцам. Д.М. Мэффорд (встречаются разные варианты его фамилии-от Милфорда до Мидфорда) не только придумал, но и создал в 1882 году экспериментальный вариант пневматической пушки, которая, увы, американских военных не заинтересовала. Однако во время испытаний этой идеей "заболел" еще один изобретатель-лейтенант Эдмунд Залински (Zalinski, в польском произношении Жалиньский, хотя иногда упоминается и как Зелинский).
В 1885 году он изготовил 203,2 мм орудие, стреляющее 62 кг( 45,4 кг «взрывчатого желатина») снарядами на две мили. Ствол длиной 18 метров был сделан из 12 мм стали и изнутри отделан 1,5 мм листом меди. Ствол жестко закреплялся на раме, а та на металлическом станке с центральным штыром. Управление осуществлялось пневматикой по горизонтали и вертикали. Сжатый воздух хранился в 8 баллонах на станке под стволом. Стрельба производилась воздухом под давлением до 70 атмосфер. С одного комплекта баллонов можно было сделать 6 выстрелов.
Снаряд не испытывал теплового воздействия и имел деревянные элементы, нагрузка на ствол была минимальной, разрыв же вообще был исключен. Сжатый воздух был гораздо дешевле пороха и изменением давления более плавно и точно управлялся по дальности, что обеспечивало высочайшую кучность стрельбы. И, кстати, стрельба была практически бесшумной.
20 сентября 1887 года это орудие пятью выстрелами потопило списанную шхуну "Силлиман". Один прошел мимо, второй взорвался рядом и три прямых попадания. Дальность стрельбы составила 8 кабельтовых. Кучность стрельбы была для того времени нереальной.
Было только два минуса- дальность стрельбы значительно меньше, чем у нарезных орудий и значительный вес и габариты конструкции. Пушка Залински весила в комплекте около 200 тонн.
Конструкцию приняли на вооружение, оснастив такими орудиями "динамитную" береговую батарею.
Доработав первоначальную конструкцию, Залински спроектировал более удачную 381 мм чугунную пневматическую пушку. Ее снаряд внешне напоминал торпеду, у него сзади находились специальные стабилизаторы, придававшие вращение и стабилизировавшие полет. Ствол был гладким, без нарезов. 410 кг снаряды долетали на 2194 метра, более легкие-еще дальше.
Бюро судостроения после успешных испытаний также прониклось идеей , 3 августа 1885 года Конгресс выделил 350 тысяч долларов на постройку корабля с динамитными пушками.
Чисто по американски была собрана группа предпринимателей, создавших компанию «Пневматик динамит ган компани» («Pneumatic dynamite gun С“») по производству динамитных орудий и снарядов к ним. От перспектив захватывало дух, а от предчувствия невиданных барышей заранее трещали барсетки.
Техзадание на новый корабль предусматривало «достичь скорость в 20 узлов… быть оборудованным тремя пневматическими динамитными орудиями, которые гарантированно стреляли бы снарядами с двумястами фунтами динамита (или любого другого сильновзрывчатого вещества) как минимум на дальность одну милю».
Так как сама «Пневматик динамит ган компани» судостроительными мощностями не располагала, субподрядчиком по строительству корабля был выбран вездесущий и уже зарекомендовавший себя «Уильям Крамп энд Санс шипе энд Энжин Билдинг Ко » («William Cramp and Sons Ships and Engine Building С”») из Филадельфии. Динамитный крейсер был заложен в сентябре 1887 года.
Корабль получил многозначительное имя "Везувий" в честь знаменитого итальянского вулкана. Он стал третьим этого имени кораблем в американском флоте (если учитывать монитор «Типпенканоэ», который с июня по август 1869 года тоже был «Везувиусом», то четвертым).
"Везувий" сошел на воду 28 апреля 1888 года, его крестной матерью стала мисс Элеонор Брекинридж, активистка женского движения в США, одна из основательниц Техасского женского университета. Кстати там же, на 8 минут раньше, на воду сошла канонерская лодка «Йорктаун» (PG 01).
2 июня 1890 года "Везувий" вошел в строй, его первым командиром стал лейтенант Ситон Шредер.
Сам корабль был небольшим и постройка его особых сложностей, естественно, не вызвала. Но доводка новой технологии требовала времени и усилий. Самым капризным элементом была пневматика.
«Главная проблема «Везувиуса» состояла в том. что его орудия были установлены на борт прежде, чем их система стала достаточно совершенна»( лейтенант Х.М. Думбах) .
«В течение двадцати месяцев я постоянно крутился на корабле, надеясь, что вот- вот… наконец будут нормально функционировать воздушные клапана, регулирующие количество сжатого воздуха, подаваемого в орудия. Но до весны 1890 г. меня преследовала непрерывная череда разочарований»( Ситон Шредер, первый командир корабля).
Время тогда было неспокойное, начинался очередной этап гонки морских вооружений. Ассигнования на флот выросли в Англии. Германии, Испании, Италии и Франции. На этой волне комиссия коммандера Мак-Канны представила Конгрессу беспрецедентную 14 летнюю судостроительную программу. Одних динамитных крейсеров планировалось дополнительно построить 15 единиц на 7 миллионов долларов.
Конгресс, вооружившись здравым смыслом, сию программу зарезал, приняв вместо нее экстраординарную смету расходов на 1890–1891 годы, оформленную актом от 2 марта 1889 года. Она предусматривала строительство еще одного динамитного крейсера типа "Везувий".
К моменту закладки актуальность темы была исчерпана и заказ не состоялся.
"Везувий" USS Vesuvius William Cramp & Sons Ships and Engine Building Company , субподрядчик Pneumatic Dynamite Gun, Нью-Йорка. Заводской номер 256 . Заказан 3 августа 1886 г., заложен в сентябре 1887 года. Спущен на воду 28 апреля 1888 года, введен в эксплуатацию 2-3 июня 1890 года. Списан 21 октября 1921 г. Продан на слом 21 апреля 1922 г.
Водоизмещение стандартное — 725 тонн, полное 930 длинных тонн (945 т). Длина 75,06 /76,91 м. Ширина 8,08 м. Осадка максимальная 2,74 м, Глубина 4,3 м .Глубина интрюма — 3,96 м. Осадка носом — 2,29 м. Осадка кормой — 2,59 м
Двигатели-две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения, 4 котла, 3200-3800 л.с. . Скорость 21 узел. Запас угля 152 тонны. Дальность 3000 миль . Экипаж 70 офицеров и матросов
Вооружение- 3 × 381 мм пневматические пушки, 3 × 3-фунтовые пушки
Корабль имел удлиненный (9,5) узкий стальной корпус , набранный из стальных листов, соединенных встык. Это помогало достичь высокой скорости, но ухудшало маневренность. Радиус циркуляции у "Везувия" был рекордным для американского флота (около мили!). Их-за узкого корпуса корабль был подвержен сильной качке. По утверждениям очевидцев корабль колебался с амплитудой примерно 40º по 12 раз в минуту. К счастью, с остойчивостью все было нормально и перевернуться опасности не было. А вот морской болезнью экипаж был обеспечен по полной.
Была опасность переломить корпус пополам на штормовой волне из-за облегченности корпуса и особенностей распределения нагрузки. Во время одного шторма как раз в наиболее слабом месте корпуса начали одна за другой с треском вылетать заклепки. Обошлось, но в неспокойное море крейсер больше не отпускали.
Корпус корабля фактически представлял собой площадку для установки трех 381 мм динамитных пушек системы Зелински. Они были установлены в неподвижной установке в носовой части корпуса. Наведение по горизонтали производилось поворотом корабля в направлении цели. Вертикальное наведение регулировалось давлением сжатого воздуха в стволе, увеличение давления повышало скорость снаряда и его дальность.
Из почти семнадцатиметрового (16,47 ) ствола над палубой видны были только 4,6 метра. Все остальное, включая механизм заряжания, располагалось внутри корпуса, под палубой. Заряжались пушки с казенной части.
381 мм чугунные гладкоствольные пневматические пушки устанавливались с фиксированным углом возвышения по проекту в 10 градусов (потом увеличен сначала до 16, а потом до 18 градусов). Сжатый воздух накачивался в резервуар двумя воздушными компрессорами. Давление при выбросе снаряда достигало 70 атмосфер.
На «Везувиусе», последние три метра трубы каждого ствола были откидывающимися. У казенной части орудия находился большой вращающийся барабан, наподобие барабана для револьвера. Он имел пять отсеков, в каждом из которых находилось по динамитному снаряду.
При заряжании барабан проворачивался гак. чтобы ось симметрии самого нижнего отделения совместилась с осью откидывающейся части орудия. Тогда снаряд досылался в трубу посредством гидравлического досылателя. после чего откидывающаяся секция занимала свое место у орудия и. таким образом, получалась своеобразная трубка 54-футовой длины, запечатанная с одного конца, внутри которой находился снаряд. В этом положении орудие было готово произвести выстрел.
После заряжания револьверный барабан немедленно изготавливался к следующему заряжанию. Перед ним стоял еще один барабан, полностью идентичной конструкции. Единственное отличие заключалось в том. что снаряд из него досылался в первый барабан. Таким образом, каждое орудие могло произвести по 10 выстрелов. Пока корабль не производил все 30 выстрелов, барабаны не могли быть перезаряжены. Сама операция перезарядки производилась в портовых условиях и требовала значительного времени.(Техника и вооружение 2003 04).
Использовалось два типа снарядов- ближнего действия- до 1600 метров с 250 кг взрывчатки и дальнего действия-на 3700 метров со 100 кг динамита. Максимальная начальная скорость пули составляла 250 метров в секунду.
Снаряды имели стальные или латунные двухметровые гильзы с конической головной частью, снаряженной ВВ и тремя спиральными лопастями для стабилизации снаряда в полете в задней части. Используемое ВВ- «десенсибилизированный желатин для взрывных работ», из нитроцеллюлозы и нитроглицерина. Эта смесь была менее чувствительна, чем динамит и более безопасна в эксплуатации. Для инициации взрыва использовался электрический взрыватель либо ударного действия либо с замедлением взрыва.
Возимый боекомплект составлял 10 снарядов на орудие (всего 30 снарядов). Максимальная скорострельность, достигнутая во время испытаний 1889 года-0,94 выстрела в минуту (15 снарядов за 16 минут 50 секунд).
На всякий случай для самообороны крейсер дополнительно вооружили тремя обычными 3-фунтовыми (76-мм) орудиями.
Силовая установка состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения и четырех локомотивных котлов общей мощностью 3200-3800 л.с. Машинное отделение корабля было чрезвычайно тесным и создавало экипажу множество проблем при обслуживании. На испытаниях корабль показал 21,65 узлов при 4265 л.с. По скорости крейсер уступал только миноносцам. Естественно в свежую погоду корабль с проблемами в мореходности реально ходил на 15-17 узлах.
Запас угля составлял 85 тонн, в перегруз до 152 тонн. Дальность плавания по разным расчетам могла составить от 3000 до 5800 миль.
Бронирования корабль не имел, только рубка защищалась стальными листами толщиной то ли 13, то ли 25 мм.
"Везувий", после вступления в строй, 1 октября 1890 года присоединился к эскадре в Гардинер-Бей, штат Нью-Йорк. Корабль участвовал в учениях и стрельбах, посещал портовые города и участвовал в праздниках и фестивалях.
В ходе учебных стрельб проявилось два недостатка основного вооружения корабля- невозможность точной наводки и прицеливания и небольшая дальность стрельбы.
Достаточно скоро "Везувию" понадобился ремонт и его 25 апреля 1895 года списали в резерв, ремонт проходил на верфи в Филадельфии и завершился возвратом в строй 12 января 1897 года. Взрыв "Мэна" на гаванском рейде и обострение отношений с Испанией привел к мобилизации американского флота. "Везувий" присоединился к основным силам флота 13 мая 1898 года в Ки-Уэсте, штат Флорида. 28 мая эскадра направилась к берегам Кубы, а "Везувий" до июля находился в распоряжении командующего флотом и выполнял обязанности посыльного судна между Кубой и Флоридой.
13 июня состоялось боевое крещение пушек "Везувия". Крейсер в темноте подошел к берегу у осажденного Сантьяго-де-Куба и сделал несколько выстрелов из своих 15 дюймовых динамитных орудий. Бомбардировка имела большой психологический эффект. Без привычных звуков канонады, практически в тишине, на испанские позиции обрушились разрушительные снаряды , разрывающиеся эффектнее чем пороховые и оставляющие огромные воронки размером с хороший подвал.
Всего крейсер провел восемь бомбардировок Сантьяго. Адмирал Сэмпсон сообщил о «большом эффекте» стрельбы "Везувия".
После окончания войны корабль ушел в Бостон, где был выведен в резерв. В 1904 году его переоборудовали в корабль для испытаний торпед. С него сняли динамитные пушки и установили вместо них четыре торпедных аппарата 450 мм и один 533 мм.
С этим вооружением корабль был введен в строй 21 июня 1905 года и переведен на военно-морскую торпедную станцию в городе Ньюпорт, штат Род-Айленд. После двух лет экспериментов с торпедным оружием корабль 27 ноября 1907 года вновь был поставлен на ремонт. В строй его ввели 14 февраля 1910 года и использовали для испытаний и как блокшив до 1921 года.
Работа эта была весьма опасна. В мае 1913 года выпущенная "Везувием" торпеда сделала круг почета и , как бумеранг, вернулась. Она пробила борт корабля и лишь умелые действия команды и командира Томаса Смита позволили посадить корабль на мель у острова Пруденс до того как он затонул.
"Везувий" был списан и 21 апреля 1922 года продан компании J. Lipsitz and Company из Челси, штат Массачусетс .
От уникального корабля остался корабельный колокол, выставленный в Доме ветеранов Род-Айленда в Бристоле, медали за испанскую кампанию, за победу в Первой мировой войне и медаль Сэмпсона.
В сериале "30 Rock " в офисе Алека Болдуина показана модель "Везувия". Модель выставлена в Национальном музее военно-морского флота США на Вашингтонской военно-морской верфи .
"Везувий" удостоился упоминания в книге Энтони Престона «Худшие боевые корабли мира».
Динамитные пушки в начале 80-х были весьма многообещающим видом оружия, но созданная под них компания никаких барышей не увидела. На военные флоты морских держав пришли разновидности мелинита и проблема с мощностью зарядов была решена.
Однако самая концепция была довольно интересна, особенно в варианте, воплощенном американцами. Но либо против безответных папуасов либо для диверсионных операций. Все-таки бесшумная недемаскирующая стрельба со скоростного корабля с высокой кучностью стрельбы-это вполне полезная возможность. Выстрелил, убежал и забыл.
Дальность особой проблемы, как казалось, не представляла. Морские сражения в 19-м веке велись на близких дистанциях, в 1894 при Ялу это примерно 3700 метров. Можно напомнить что первые торпеды имели еще меньшую дальность, от 300 до 600 метров.
У "Везувия" для этого был только один недостаток-он был крайне неустойчивой орудийной платформой. При вдвое-втрое большем водоизмещении и другой конструкции он мог быть в этом качестве гораздо более эффективен. Но это вопрос разработки специальных тактических приемов под это оружие.
Применение пусть громких, заметных, но массовых стандартных орудий с мелинитовыми снарядами оказалось проще и выгоднее. Окно возможностей для развития пневматической артиллерии оказалось очень непродолжительным.
Сам корабль оказался совершенно не приспособленным для "командной игры", для эскадры он был скоростной, но крайне неманевренный корабль. Адмирал Жерарди, например, называл его не иначе как «гвоздем в заднице»
"Везувий", де факто, экспериментальная канонерская лодка для испытаний нового вида оружия. Но для современников-динамитный крейсер!
Американцы снабдили кораблем с динамитной артиллерией еще и бразильский флот. Но это совсем другая , хотя и не менее увлекательная история. О ней позже.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам